АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2008 года Дело N А33-7992/2008



Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко-Р

озница»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю

об оспаривании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании представителей заявителя: Потылицыной Т.Б. - представителя по доверенности от 01.07.2008 (паспорт), при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой, при объявлении резолютивной части решения 17.07.08, изготовлении полного текста мотивированного решения 17.07.08,

установил: общество с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко-Розница» (далее - общество «КрасЮгАлко-Розница») обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю (далее - налоговому органу) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.06.08 N 9, которым оно привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 рублей. Представитель общества в судебном заседании сослался на доводы, изложенные в заявлении.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя налогового органа, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства. Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Общество «КрасЮгАлко-Розница» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1062455000123.

На основании поручения N 45 от 22.05.2008 должностным лицом налогового органа 22.05.08 проведена проверка виноводочного отдела в магазине «Алые паруса», расположенном по адресу: г. Минусинск, ул. Комсомольская, 53 «а», принадлежащего обществу «КрасЮгАлко-Розница» на основании договора аренды б\н от 01.01.2007, по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в области оборота алкогольной продукции. В ходе проверки было установлено и в акте проверки предприятия N 45 от 22.05.2008, протоколе осмотра от 22.05.2008, протоколе об административном правонарушении N 15 от 28.05.2008 отражено, что:

- продавец не довёл до сведения покупателей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске организации (на момент проверки вывеска отсутствовала),

- организация, осуществляющая в городе розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции, не имеет для таких целей стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров (согласно договору аренды от 01.01.2007 общество арендует часть здания магазина «Алые паруса» площадью 15 квадратных метров, в том числе 5 кв.м. торговая площадь, 10 кв.м. - складская). Согласно объяснениям и.о. директора Попова В.Л., изложенным в протоколе об административном правонарушении, на момент проверки вывеска, расположенная с внутренней стороны окна, была временно снята в связи с уборкой, после чего была вновь установлена на место; общая площадь торговой точки составляет 50, 8 кв.м.

03.06.08 руководителем налогового органа вынесено постановление N 9 о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение указанного в протоколе правонарушения в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, и считая его незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в том числе, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии со статьей 23.50 органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии пунктами 1, 4 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, налоговые органы названы в качестве органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении N 15 от 28.05.08 и вынесении оспариваемого постановления должностные лица налогового органа действовали в соответствии со своей компетенцией. Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, установлено, что продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

Норма пункта 10 Правил носит общий характер и сформулированная в ней обязанность определена применительно к продаже отдельных видов товаров, установленных в данных Правилах. Следовательно, неисполнение обязанности по доведению до сведения покупателя фирменного наименования своей организации, места ее нахождения (юридического адреса), режима работы и размещению указанной информации на вывеске организации в удобном для ознакомления покупателей месте образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, и не может быть квалифицировано в соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса, предусматривающей ответственность за нарушение специальных правил - Правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такие правила установлены статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", разделом XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" названных Правил.

При изложенных обстоятельствах привлечение ООО "КраЮгАлко-Розница" к административной ответственности за неисполнение указанной обязанности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является неправомерным.

Вместе с тем, суд приход к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

Статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлено, что организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Статье 26 названного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Пунктом 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства N 55 от 19.01.1998, установлено, что организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег.

Материалами дела (актом проверки предприятия N 45 от 22.05.2008, протоколом осмотра от 22.05.2008, протоколом об административном правонарушении N 15 от 28.05.2008, договором аренды от 01.01.2007) подтверждается, что общество арендует часть здания магазина «Алые паруса» площадью 15 квадратных метров (в том числе 5 кв.м. торговая площадь, 10 кв.м. - складская), на которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что обществом нарушены требования правил продажи алкогольной продукции, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ и Правилами продажи отдельных видов товаров, в связи с чем, постановление административного органа о привлечении ООО "КрасЮгАлко-Розница" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является правомерным. Довод заявителя о том, что площадь магазина «Алые паруса», в котором общество арендует часть здания, составляет 50, 8 кв.м., не может быть принят судом во внимание. Из содержания изложенных выше норм следует, что стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м. должны иметь именно организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Из материалов дела следует, что в торговой точке, в которой осуществляется обществом розничная продажа алкогольной продукции, общество имеет (на праве аренды) помещения общей площадью 15 кв.м. Остальные помещения, расположенные в магазине «Алые паруса», обществу не принадлежат. Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко-Розница», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1062455000123, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 110, 6, 7, о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд. По истечении этого срока решение вступает в законную силу.



Судья
Е.В.Севастьянова



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка