АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2008 года Дело N А33-4275/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Хорошева Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» Абаканское отделение, г. Аба

кан

к муниципальному образованию Манский район Красноярского края, с. Шалинское Манского района

о взыскании 277 011 руб. 39 коп.

при участии:

Костина А.В, представителя истца по доверенности от 09.01.2008,

Резникова С.Г., представителя ответчика по доверенности N 625 от 30.05.2008.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Хорошевой Н.В.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 июля 2008 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2008 года.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» Абаканское отделение (далее - ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию Манский район Красноярского края о взыскании 277 011 руб. 39 коп. долга.

Определением от 15.05.2008 исковое заявление оставлено без движения.

Определением от 15.05.2008 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 17.06.2008 дело назначено к судебному разбирательству на 08.07.2008.

Исковые требования основаны на следующих обстоятельствах:

- в 2004 году ОАО «Российские железные дороги», далее Истец, передало КУМИ Майского района, далее Ответчик, жилой фонд на ст. Жайма, дома по ул. Вокзальная 1, 2, 3;

- 17 февраля 2005 года в КУМИ Майского района был направлен договор на оказание услуг по теплоснабжению указанных домов;

- администрация Майского района и КУМИ Майского района до настоящего времени уклоняются от подписания договора теплоснабжения;

- в течении 2007 года ОАО РЖД продолжало отапливать указанные жилые дома;

- часть задолженности за январь-май 2007 взыскана решением от 30.08.07 по делу NА33- 7776/2007;

- за период с сентября по декабрь 2007 выставлено 3 счета-фактуры (отопительный сезон) на общую сумму 277 011 руб. 39 коп.;

- ежемесячный платеж составляет 92 337 руб. 13 коп. (с НДС);

- количество потребляемой энергии определено расчетным путем, в соответствии с Методикой утвержденной Приказом Госстроя России N 105 от 06.05.2000;

- годовой объем потребления составляет 536,21 Гкал., расчет Ответчиком проверен и в материалах дела N А33-3376/2007 согласован с его стороны;

- тариф утвержден Постановлением РЭК от 10.11.2006 N 154;

- тариф 1167,48 х 67,026 Гкал. = 92 337 руб. 13 коп. с НДС;

- размер задолженности составляет 92 337 руб. 13 коп. х 3 = 277 011 руб. 39 коп.;

- какой либо частичной оплаты от ответчика не поступило;

- поскольку жилой фонд и тепловые сети находятся в муниципальной собственности то отсутствие письменного договора с владельцем тепловых сетей не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной указанными объектами;

- определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере ведения собственников жилых помещений, в том числе и местного органа власти, именно они вправе выбрать организацию управляющую жилым домом;

- на местные органы власти возложена законом обязанность создания условий для управления многоквартирными домами.

Ответчик представил письменный отзыв на иск, исковые требования признал в полном объеме.

Рассмотрев представленные доказательства, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства имеющие значение для дела.

В соответствии с договором от 16.12.2002, подписанным председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Манского района объекты жилого фонда в Манском районе (в том числе, спорные дома - согласно приложению к договору), принадлежащие федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярская железная дорога» на праве хозяйственного ведения, подлежат передаче в муниципальную собственность, федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога» обязуется передать денежные средства в счет погашения затрат на капитально-восстановительный ремонт передаваемых в муниципальную собственность объектов, а Комитет по управлению муниципальным имуществом обязуется принять в муниципальную собственность объекты в полном объеме и по его фактическому состоянию.

По акту приема-передачи от 14.09.2003, подписанному председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Манского района объекты жилого фонда, распложенные в Манском районе, в том числе спорные дома, приняты в муницпальную собственность Манского района из государственной собственности с баланса федерального государственного унитарного предприятия «Красноярская железная дорога».

Из вводной части акта приема-передачи следует, что передача жилого фонда осуществлена на основании распоряжения Краевого комитета по управлению Государственным имуществом Администрации Красноярского края N 06ф-982 от 27.11.2002 и постановления Администрации Манского района N 90 от 05.03.2002.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги», утвержден его устав.

Красноярская железная дорога является филиалом ОАО «Российские железные дороги» (пункт 13 раздела 1 «Филиалы - железные дороги» Приложения к Уставу).

18 сентября 2003 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в соответствии с которым оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал открытого акционерного общества «РЖД» имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р и от 11.08.2003 N 1111-р утвержден перечень федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, имея в виду, что вопрос о внесении в упомянутый уставный капитал земельных участков, закрепленных за указанными организациями, будет расширятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном перечне указано, в том числе, и федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога».

В единый государственный реестр юридических лиц 26 декабря 2004 года внесена запись о прекращении деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Красноярская железная дорога» в связи с продажей его имущественного комплекса (свидетельство серия 24 N 000379175, выдано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска).

В период с сентября по декабрь 2007 года истец отпустил тепловую энергию на отопление жилых домов N N 1,2 3 по ул. Вокзальная на ст. Жайма в количестве 67,026 Гкал.

Количество потребленной ответчиком тепловой энергии в спорном периоде определено расчетным путем, в соответствии с Методикой утвержденной Приказом Госстроя России N 105 от 06.05.2000.

За потребленную в период с сентября по декабрь 2007 года жилыми домами тепловую энергию открытое акционерное общество «Российские железные дороги» предъявило к оплате муниципальному образованию Манский район Красноярского края счета-фактуры на общую сумму 277 011 руб. 39 коп.:

N 0130010000007576/0000001482 от 31.10.2007 на сумму 92 363 руб. 41 коп.,

N 0130010000007576/0000001643 от 30.11.2007 на сумму 92 363 руб. 41 коп.,

N 0130010000007576/0000007576 от 31.12.2007 на сумму 92 363 руб. 41 коп.

Доказательства оплаты поставленной истцом тепловой энергии в материалах дела отсутствуют. В связи с изложенным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Установив обстоятельства дела, оценив представленные письменные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с договором от 16.12.2002, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Манского района объекты жилого фонда в Манском районе (в том числе, спорные дома - согласно приложению к договору) подлежат передаче в муниципальную собственность.

По акту приема-передачи от 14.09.2003 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Манского района принял в муниципальную собственность Манского района Красноярского края в том числе спорные жилые дома.

Решение о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную принято уполномоченными органами. Согласие балансодержателя, владевшего данным имуществом на праве хозяйственного ведения, на передачу имущества подтверждается договором от 16.12.2002.

Указанные выше обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.11.2006 по делу N А33-9073/2006.

Следовательно, передача федерального имущества, состоящего на балансе ФГУП "Красноярская железная дорога" (жилого фонда) и не вошедшего в перечень подлежащего приватизации, в муниципальную собственность состоялась в соответствии с действующим законодательством, материалами дела N А33-9073/2006 подтверждается факт принятия ответчиком жилого фонда - дома N N 1, 2, 3 по ул. Вокзальная на ст. Жайма, при этом указанные дома жилого фонда, непосредственно присоединены к тепловым сетям ответчика., факт наличия у истца присоединенных к объектам жилого фонда - дома NN 1, 2, 3 по ул. Вокзальная на ст. Жайма тепловых сетей подтвержден актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Материалами дела подтвержден факт поставки истцом тепловой энергии в период с сентября по декабрь 2007 на объекты жилого фонда - дома NN 1, 2, 3 по ул. Вокзальная на ст. Жайма в количестве 67,026 Гкал.

Между истцом и ответчиком сложились правоотношения из договора энергоснабжения, являющемуся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации « О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установление тарифов на тепловую энергию отпускаемую муниципальными предприятиями отнесено к компетенции муниципальных образований.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 10.11.2006 N 154 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую истцом, в том числе котельной станции Жайма в размере 1167,48 коп. за Гкал.

Согласно представленному расчету истца, общая стоимость поставленной на объекты жилого фонда - дома N N 1, 2, 3 по ул. Вокзальная на ст. Жайма в спорный период тепловой энергии составляет 67,026 Гкал. Доказательств оплаты тепловой энергии ответчиком в спорный период не представлено.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

В пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998 разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 1 раздела 38 Устава Манского района Красноярского края, администрация Манского района разрабатывает и исполняет районный бюджет; управляет и распоряжается имущество, находящимся в собственности района, в соответствии с нормативными решениями районного совета депутатов, выступает заказчиком работ по благоустройству района, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья, товаров и услуг для населения района, принимает решения по иным вопросам местного значения, находящимся в ведении района и не отнесенным к компетенции районного Совета депутатов и главы муниципального образования.

На основании изложенного, арбитражный суд считает требование истца о взыскании 277 011 руб. 39 коп. обоснованными.

Указанная сумма задолженности подтверждена материалами дела и подлежит взысканию судом, как сумма причитающаяся истцу по обязательству.

Ответчик в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Арбитражным судом удовлетворено заявление истца о зачете государственной пошлины, уплаченной платежными поручениями N 051 от 14.11.2006 на сумму 4 746 руб. 19 коп. и N 604 от 16.03.2007 на сумму 3 208 руб. в счет уплаты государственной пошлины по настоящему делу.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.