АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2008 года Дело N А33-8698/2008



Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фроловым Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сверчок» (с. Ермолаево)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N15 по Красноярскому краю (п. Березовка) об оспаривании постановления N 15А от 14.05.2008 по делу об административном правонарушении, при участии в судебном заседании:

от заявителя - Корнев Е.Г., на основании доверенности от 18.07.2007, Захарова М.В., директор на основании приказа от 18.10.2005,

от ответчика- Питонина Н.В. на основании доверенности от 19.02.2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сверчок» (далее- ООО «Сверчок», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N15 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган) об оспаривании постановления N 15А от 14.05.2008 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 рублей.

Представитель ООО «Сверчок» в судебном заседании заявленное требование поддержал, считая вынесенное постановление незаконным.

Представитель налогового органа возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Сверчок» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N15 по Красноярскому краю за ОГРН 1052404023385.

ООО «Сверчок» является обладателем лицензии серия АК N103229 рег. N 2914-АР от 28.06.2006 на продажу всей алкогольной продукции, кроме спирта питьевого в павильоне по адресу: Березовский район, с. Ермолаево, с/о «Строитель», выданную Службой по контролю в области промышленности администрации Красноярского края сроком до 28.06.2009.

04.05.2008 должностным лицом налогового органа проведена проверка соблюдения правил розничной продажи алкогольной и табачной продукции в павильоне, принадлежащем ООО «Сверчок», расположенном по адресу: Березовский район, с. Ермолаево, с/о «Строитель», в результате которой были установлены следующие обстоятельства: 04.05.2008 в 10.25 ч.покупатель Парцхалия В.Т. приобрел 1 бутылку водки «Алтайское застолье «Платиновая», объемом 0,5 л., 40% алк., дата розлива 05.03.2008, спец. марка 005183103423, производитель ООО «Тейси» по цене 154 рубля. Кроме того, обществом было предложено к продаже следующая алкогольная продукция:

- коньяк «Российский пятилетний» «Пять звездочек», объемом 0,25 л., 42% алк., дата розлива 02.08.2007, спец. марка 003 324197367, производитель ООО «ПМП «Урари» по цене 209 рублей;

- водка «Алтайское застолье «Платиновая», объемом 1 л., 40% алк., дата розлива 14.01.2008, спец. марка 003 981219078, производитель ООО «Тейси» по цене 314 рублей;

- вино «Портвейн N72», объемом 0,7 л., 18% алк., дата розлива 18.12.2007, спец. марка 001 792986511, производитель ООО «Концерн Реал-Бизнес»;

- вино «Портвейн N72», объемом 1 л., 18% алк., дата розлива 01.12.2007, спец. марка 001 735350214, производитель ООО «ЛВЗ «Агат».

По мнению налогового органа обществом были нарушены положения пунктов 9,10,19 Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пункта 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную продукцию», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N864, которые выразились в следующем:

- Правила продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведений покупателей;

- информация о лицензии в наглядной и доступной форме не доводится до сведения покупателей;

- на представленную к продаже- выставленную на витрину алкогольную продукцию ценники оформлены ненадлежащим образом (отсутствует наименование товара, дата оформления ценников, подпись материально ответственного лица и печать организации);

- на представленную к продаже алкогольную продукцию (вино «Портвейн N72) не оформлен раздел «Б» копии справки к ТТН (отсутствует Ф.И.О., подпись уполномоченного должностного лица и печать организации-покупателя).

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки по обороту алкогольной продукции от 04.05.2008 N 15-13/000084.

05.05.2008 должностным лицом налогового органа составлен протокол N 15-13/000084 об административном правонарушении.

На основании указанного протокола 14.05.2008 административным органом вынесено постановление N 15А, в котором установлен факт оборота указанной выше спиртосодержащей продукции, с нарушением требований пунктов 9,10,19 Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пункта 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную продукцию», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N864.

По мнению административного органа юридическим лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

ООО «Сверчок» не согласно с данным постановлением, считает его не соответствующим законодательству и просит отменить по следующим основаниям:

- ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые обществом не нарушались. При этом налоговым органом установлены нарушения общих положений правил продажи товаров, которые не образуют объективную сторону вмененного правонарушения;

- налоговый орган не уполномочен составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции в пределах компетенции налоговых органов.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении N 15-13/000084 от 05.05.2008 и вынесении постановления по делу об административном правонарушении N15А от 14.05.2008 налоговый орган действовал в соответствии со своей компетенцией. При таких условиях, довод заявителя об отсутствии полномочий у налогового органа по выявлению административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным.

Протокол об административном правонарушении N 15-13/000084 от 05.05.2008 составлен и постановление N15А по делу об административном правонарушении вынесено 14.05.2008 должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя общества- директора Захаровой М.В. Предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку привлечения заявителя административным органом соблюдены.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 2 ст. 16, абзацу седьмому п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 утверждены изменения, которые вносятся в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55. Согласно п. 139 раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемую к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Согласно п. 2 данных Правил справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.

Следовательно, запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к категории которых относится и справка к товарно-транспортной накладной.

В ходе проведение проверки административным органом установлено наличие у общества справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной при розничной продаже алкогольной продукции, оформленной с нарушениями Правил N864.

Между тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.02.2008 N 13646/07 по делу N А54-754/2007-С18 Арбитражного суда Рязанской области определил правовую позицию, в соответствии с которой ненадлежащее оформление организацией-покупателем алкогольной продукции правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не образует объективной стороны состава правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Таким образом, действия ООО «Сверчок» по ненадлежащему оформлению раздела «Б» справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее- Правила N55), настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Согласно пункту 10 Правил N55 продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (пункт 19 Правил N55).

Исходя из анализа указанных норм материального права, вышеназванные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны отвечать установленным законом требованиям, быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по требованию покупателя и в момент проверки контролирующими органами.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом факт нарушения указанных требований.

Судом отклонен довод заявителя о неверной квалификации налоговым органом выявленного правонарушения по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" нарушение установленных законом правил розничной продажи спиртосодержащей продукции запрещено.

Статьей 3 Закона установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушении любых правил продажи указанной продукции.

В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил помимо общих норм, содержащихся в ст. 14.15 Кодекса, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.

Факт отсутствия на момент проверки на часть реализуемой обществом алкогольной продукции ценников с указанием наименования товара, даты оформления ценников, подписи материально ответственного лица и печати организации, а также Правил продажи отдельных видов товаров и информации о лицензии в наглядной и доступной форме установлен судом, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.

Таким образом, нарушение предпринимателем п. 9,10, 19 Правил, допущенное при реализации алкогольной продукции, подтверждает нарушение иных правил продажи спиртосодержащей продукции, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, оспариваемое постановление административного органа N 15А от 14.05.2008 является законным и обоснованным.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Сверчок» в удовлетворении требования об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N15 по Красноярскому краю N 15А от 14.05.2008 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано, в соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья


Н.Н.Фролов



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка