АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 июля 2008 года Дело N А33-6080/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Рудова Л.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск)

к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-ТК» (г. Красноярск)

о взыскании штрафа за искажение сведений о грузе

при участии:

от истца: Рожковой И.Е., представителя по доверенности от 14.11.2006,

от ответчика: Кошель А.Н., адвоката (удостоверение N 351 от 23.12.2002), выступающего на основании ордера N 16653 от 11.07.2008,

протокол судебного заседания велся судьей Рудовой Л.А. Резолютивная часть решения была вынесена в судебном заседании «11» июля 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «18» июля 2008 года.

установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» - в лице филиала «Красноярская железная дорога» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс - ТК» о взыскании 217585 руб. 00 коп. штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной N ЭЛ 335304 сведений о грузе.

Определением от 23.05.2008 возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 19.06.2008 назначено судебное разбирательство по делу.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, мотивировав доводами, изложенными в иске.

Ответчик в представленном письменном отзыве и судебном заседании отклонил доводы истца, считает, что в удовлетворении иска следует отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

24.01.2008 по железнодорожной транспортной накладной N ЭЛ 335304 со станции Базаиха Красноярской железной дороги (станция отправления) ООО «Альянс-ТК» (грузоотправитель) до станции Артём-Приморский-1 Дальневосточной железной дороги (станция назначения) был отправлен вагон N 59002923 с грузом цемент.

Погрузка груза в вагон N 590002923 была осуществлена средствами грузоотправителя. Согласно железнодорожной накладной в вагон было погружено 840 мешков с цементом общим весом 42000 кг.

09.02.2008, при выдаче груза со станции назначения Артем-Приморский-1 в присутствии представителей перевозчика, грузополучателя, сотрудника ЛОВД была произведена проверка перевозимого в вагоне груза, в результате которой было установлено несоответствие количества и массы груза. Фактически в вагоне находился груз цемент, помещённый в 30 мешков, масса одного места 50 кг. общий вес составляет 1500 кг. Признаков хищения не обнаружено.

По факту проверки массы грузы были составлены акт общей формы N 1/600154 от 09.02.2008 и коммерческий акт N БК224772/13 от 09.02.2008 ст. Артём-Приморский-1.

Плата за перевозку 1500 кг цемента по маршруту Базаиха-Артём-Приморский-1 составила 43517 рублей. Плата за перевозку груза определена на основании Постановления Федеральной Энергетической комиссии РФ N 47-т/5 от 17.06.2003 г. Об утверждении Прейскуранта 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1,2).

Штраф по ст. 98 УЖТ РФ подлежит уплате в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы груза:

Уведомление о начисленной сумме штрафа от 18.03.2008 г. N 22 направлено ответчику.

Ссылаясь на то, что в результате искажения ответчиком в транспортной железнодорожной накладной сведений о весе груза, возникли обстоятельства, влияющие на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, истец обратился с иском о взыскании штрафа в размере 217 585 руб., рассчитанного по правилам ст. 98 УЖТ Российской Федерации

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Обязательственные отношения сторон возникли из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, соответственно, к ним применяются положения главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

В силу статьи 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает единые формы перевозочных документов на перевозки грузов. Эти формы публикуются в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.

Заключение между сторонами договора перевозки груза подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной N ЭЛ 335304. Ответчик в транспортной железнодорожной накладной N ЭЛ 335304 указал, что перевозится 42 000 кг. цемента.

Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Статьей 27 УЖТ предусмотрено право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.

В соответствии со статьей 98 УЖТ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

В доказательство искажения ответчиком сведений о количестве груза представлены: акт общей формы N 1/600154 от 09.02.2008, коммерческий акт N БК224772/13 от 09.02.2008. Указанными документами установлено, что по транспортной железнодорожной накладной N ЭЛ 335304 перевозился товар - цемент в количестве 1500 кг.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта» при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.

Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Возмещение перевозчику понесенных убытков не может служить основанием освобождения от взыскания данного штрафа.

Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.

Ответчик о начисленном штрафе уведомлен перевозчиком претензией от 18.03.2008, которая оставлена последним без удовлетворения.

В соответствии со ст. 23 УЖТ РФ для обеспечения безопасности движения, в том числе сохранности подвижного состава, предусмотрено осуществление погрузки грузов в вагоны, исходя из технических норм их погрузки, а размещение и крепление грузов в вагонах - в соответствии с требованиями технических условий их размещения и крепления. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные МПС России от 27.05.03 ЦМ-943 требуют в пункте 5, чтобы предъявляемый к перевозке груз был подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены: прочность узлов и деталей для установки средств крепления, надёжное закрепление груза внутри упаковки. При размещении грузов общий центр тяжести должен располагаться на линии пресечения продольной и поперечной плоскостей симметрии вагонов. Тарные и штучные грузы должны плотно размещаться как в продольном, так и в поперечном направлении, начиная от торцов к междверному пространству вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на двери, потёртости и повреждения отдельных грузовых мест при перевозке. Для этого следует комбинировать укладку грузовых мест таким образом, чтобы максимально уменьшить зазоры (п. 2.1. Технических условий).

Разместив в вагоне 30 мешков цемента по 50 кг, вместо 840 мешков, грузоотправитель - ООО «Альянс-ТК» нарушил требования погрузки и крепления грузов при перевозках железнодорожным транспортом.

Более того, согласно техническому паспорту на вагон N 590002923 он относится к цельнометаллическим крытым вагонам модели 11-К651, предназначенным только для перевозки легковых автомобилей, и не предназначенным для перевозки иных грузов. Учитывая то обстоятельство, что указанный подвижной состав является модернизированным, размещение и крепление грузов в нем должно производиться в соответствии с положениями раздела 7 главы 1 Технических условий ЦМ-943.

Если свойства груза или его состояние либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов (ст. 8 УЖТ РФ, п.2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях). Следовательно, использовать крытые цельнометаллические вагоны для перевозки цемента допустимо при заключении соответствующих договоров перевозки на особых условиях.

Учитывая изложенное, ООО «Альянск-ТК» нарушил Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом, предъявив к перевозке вагоны, загруженные грузом, недопустимым для перевозки в вагонах такого типа, и указал в перевозочных документах вес, не соответствующий фактически загруженному, что привело к нарушению безопасности в движении поезда.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Альянс-ТК» совершило правонарушение, предусмотренное статьей 27 УЖТ, следовательно, оно правомерно привлечено к ответственности по статье 98 УЖТ.

Штраф взыскивается в пятикратном размере от стоимости перевозки фактически перевозимых грузов на все расстояние их перевозки.

Цельнометаллический вагон NN 590002923 является собственным крытыми вагоном для перевозки автомобилей, т.е. собственным специализированным вагоном. Расчет провозной платы за перевозки грузов в данных вагонах во внутригосударственном сообщении осуществляется в соответствии с правилами пункта 2.8.1. Прейскуранта N 10-01 "Определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах" по тарифной схеме N11. Тарифные ставки схемы N11 (для специализированных вагонов) установлены в целом за один вагон и меняются только в зависимости от расстояния перевозки, поэтому, в случае изменения веса груза, размер провозной платы останется прежним, то есть 43517 рублей.

С учетом изложенного, сумма штрафа составляет 217 585 рублей.

Арбитражный суд полагает, что в соответствии со статьей 98 УЖТ Российской Федерации, пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 06.10.2005 N 30 ответчик должен нести ответственность за несоответствие наименования груза данным, указанным в железнодорожной транспортной накладной. При этом сумма штрафа, предусмотренная статьей 98 УЖТ Российской Федерации, должна исчисляться в зависимости от фактически перевезенного груза.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, с учетом ходатайства об уменьшении суммы штрафа по статье 333 Гражданского кодекса РФ, арбитражный суд пришел к выводу о несоразмерности суммы штрафа, взыскиваемой истцом, последствиям нарушения обязательства, в связи с чем полагает возможным уменьшить размер законной неустойки до 108 792 руб. 50 коп.

Государственная пошлина относится на стороны в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При уменьшении арбитражным судом размера штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы правомерно предъявленной неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения (исходя из суммы 217 585 руб.).

При подаче искового заявления истец уплатил государственную пошлину в размере 5 851 руб. 70 коп., что подтверждается платежным поручением N 878 от 07.05.2008.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альянс-ТК» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога 108 792 руб. 50 коп. штрафа и 5 851 руб. 70 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья
Рудова Л.А.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка