АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2008 года Дело N А33-5833/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Сазонцев С.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения, г. К

анск

к МУП Канский Электросетьсбытмуниципальному унитарному предприятию «Канский Электросетьсбыт», г. Канск

о взыскании 13 932 627 руб. 81 коп. долга по электрической энергии,

при участии:

от истца: Макарова С.И. - представителя по доверенности от 02.10.2007 N 171; Жбанова С.Л. - представителя по доверенности от 25.01.2008 N 13; Румянцева В.А. - представителя по доверенности от 18.02.2008 N 21.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Сазонцевым С.В.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «17» июля 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «24» июля 2008 года.

Открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения (далее - ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Канский Электросетьсбыт» (далее - МУП «Канский Электросетьсбыт) о взыскании 10 034 543 руб. 38 коп. долга по электрической энергии по договору N 576 от 02 октября 2006.

Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края. Определением от 19.05.2008 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил исковые требования и просит взыскать с ответчика 13 932 627 руб. 81 коп. согласно расчету задолженности за период с декабря 2007 года по апрель 2008 года включительно по договору N 016/3-19П от 27.12.2006.

Ответчик в судебное заседание 17.07.2008 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Определение от 09.07.2008 и телеграмма об отложении судебного разбирательства на 17.07.2008 получены ответчиком 14.07.2008. Ходатайство МУП «Канский Электросетьсбыт» об отложении судебного разбирательства в арбитражный суд ко дню судебного заседания не поступило.

Учитывая, что согласно статье 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело должно быть рассмотрено арбитражным судом и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство откладывалось дважды - на 09.07.2008 и 17.07.2008, суд пришел к выводу о необходимости проведения судебного заседания в отсутствие ответчика в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующее:

- 02 октября 2006 г. между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Канский Электросетьсбыт» заключен договор N 576 на оплату потребленной электрической энергии с учетом протокола разногласий, по которому за ответчиком числится задолженность в размере 10 034 543 руб. 38 коп. за потребленную электрическую энергию в период с декабря 2007 года по март 2008 года;

- в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

- статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности;

- согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства;

- 27.12.2006 между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Канский Электросетьсбыт» заключен договор N 016/3-19П купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии, согласно которому «Сетевая организация» (МУП «Канский Электросетьсбыт») обязуется оплачивать «Гарантирующему поставщику» (ОАО «Красноярскэнергосбыт») электрическую энергию в целях компенсации ее потерь (п. 2.1.);

- согласно пункту 5.1. договора расчетным периодом для оплаты стоимости электроэнергии является один календарный месяц. В соответствии с пунктом 4.4. договора фактический объем потерь определяется на основании фактического баланса электроэнергии. Пунктами 5.2., 5.3. договора предусмотрено, что цена потерь электрической энергии определяется согласно законодательству. Согласно пункту 5.6. договора «Сетевая организация» в течение 5 дней на основании предоставленных счетов-фактур оплачивает стоимость электрической энергии. На основании пункта 7.2. договор считается продленным на год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо заключении нового договора;

- в нарушение принятых на себя договорных обязательств, статей 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации за ответчиком числится задолженность в размере 10 034 543 руб. 38 коп. за период с декабря 2007 г. по март 2008 г. включительно, соответственно начисления за декабрь 2007 г. - 4 869 562 руб. 63 коп., за январь 2008 г. - 9 789 637 руб. 75 коп., за февраль 2008 г. - 10 312 985 руб. 56 коп., за март 2008 г. - 8 710 793 руб. 51 коп., с учетом денежных зачетов в размере 23 648 436 руб. 07 коп. (по договору N 016/3-19 оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.12.2006 «Заказчик» ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязуется оплачивать «Исполнителю» МУП «Канский Электросетьсбыт» услуги);

- истец просит взыскать с ответчика задолженность в сумме 13 932 627 руб. 81 коп., возникшую по договору N 016/3-19П от 27.12.2006.

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования отклонены в полном объеме, указано следующее:

- между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Канский Электросетьсбыт» заключен договор от 27.12.2006 N 016/3-19 на оказание услуг по передаче электроэнергии, по которому МУП «Канский Электросетьсбыт» оказывает услуги ОАО «Красноярскэнергосбыт» по передаче электроэнергии;

- в соответствии с пунктом 5.11. договора оплата услуг по передаче электроэнергии производится следующим образом:

- первый платеж - 25 числа текущего месяца в размере ожидаемого объема оказываемых услуг (в размере собственного потребления, включая уличное освещение) производится взаимозачетом;

- окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета и счет-фактуры, выставленных МУП «Канский Электросетьсбыт»;

- между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Канский Электросетьсбыт» заключен договор от 27.12.2006 N 016/3-19П купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей компенсации потерь, согласно которому ОАО «Красноярскэнергосбыт» поставляет электрическую энергию в объемах, компенсирующие потери в электросетях МУП «Канский Электросетьсбыт», обязанного оплачивать объем полученной электрической энергии;

- согласно пункту 5.5. договора оплата электрической энергии МУП «Канский Электросетьсбыт» производится на основании счета, выставленного ОАО «Красноярскэнергосбыт»;

- статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности;

- в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства;

- оказывая услуги путем передачи электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих МУП «Канский Электросетьсбыт», ОАО «Красноярскэнергосбыт» в нарушение обязательств, установленных договором от 27.12.2006 N 016-19, производит оплату взаимозачетом, ссылаясь на положения статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- взаимозачетная операция может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны, однако при проведении зачета не должно быть разногласий по вопросу проведения зачета. При проведении зачета стороны должны проводить акты сверки расчетов с указанием оснований возникновения встречных задолженностей (договоров) и с указанием расчетных документов, подтверждающих возникновение задолженности (счет-фактур, актов выполненных работ);

- МУП «Канский Электросетьсбыт» не признает проведение зачета встречных однородных требований, с января 2008 года возвращает счет-фактуры, предъявленные ОАО «Красноярскэнергосбыт» без исполнения по следующим причинам. Во-первых, МУП «Канский Электросетьсбыт» не согласно с объемом электроэнергии, к которому применена нерегулируемая цена, объем электроэнергии не соответствует данным, направленным в РЭК на 2008 год. Во-вторых, в счет-фактурах на потери электроэнергии применен необоснованный тариф, правоустанавливающий документ (постановление РЭК) отсутствует;

- согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Истец не согласился с доводами ответчика, в пояснении к исковому заявлению указал:

- приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2007 N 402-э/5 изменен сводный прогноз баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2008 год, для МУП «Канский Электросетьсбыт» установлено (в миллионах кВт.ч) на январь 2008 - 3,5338, февраль 2008 - 3,0391, март 2008 - 2,6857, апрель 2008 - 1,7316;

- ссылка ответчика на приказ Минпромэнерго РФ «Об утверждении нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям на 2008 год» от 31.03.2008 N 150, которым для МУП «Канский Электросетьсбыт» были утверждены нормативы технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям на 2008 год, является безосновательной;

- согласно пункту 5.2.6 Постановления Правительства РФ от 16.06.2004 N 284 (ред. от 26.03.2008) «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации» Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты: нормативы удельного расхода топлива, нормативы создания запасов топлива, нормативы технологических потерь электрической и тепловой энергии, углеводородного сырья. Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438;

- приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации «Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям» от 04.10.2005 N 267 утверждено Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. Приказ утратил силу в связи с изданием приказа Минпромэнерго от 01.11.2007 N 470. До 01.11.2007 Положение определяло порядок рассмотрения и утверждения нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям (далее - нормативы). Процедура утверждения нормативов проводится путем рассмотрения соответствующих дел;

- таким образом, на 31.03.2008 порядок рассмотрения и утверждения нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям не существовал;

- приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 01.11.2007 N 470 утвержден Административный Регламент по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. Регламент определяет процедуры исполнения государственной функции в части утверждения нормативов, сроки и последовательность действий (административных процедур) структурных подразделений министерства по утверждению нормативов. Заявителем является организация (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство электрической и тепловой энергии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов (цен). Конечным результатом исполнения государственной функции является приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, включающий в себя: 1) величину утвержденных нормативов; 2) сроки действия нормативов. Заявителю направляется выписка из приказа с приложением утвержденных нормативов, заверенная печатью Минпромэнерго России, уведомление об отказе с указанием причин отказа;

- ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Канский Электросетьсбыт» не могут являться заявителями, осуществляющими производство электрической энергии;

- нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение;

- при предоставлении отзыва по существу ответчику надлежало выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

- форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования;

- при установлении Арбитражным судом Красноярского края нарушения требования законодательства при издании оспариваемого нормативного правового акта по одному из оснований, влекущих признание акта недействительным, суд вправе принять решение об удовлетворении искового заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта;

- порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996 N 763 (в редакции от 16.05.1997 N 490, от 13.08.1998 N 963);

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера;

- пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (далее - Указ Президента РФ) определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в Российской газате» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система»;

- пункт 10 Указа Президента РФ регламентирует, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний;

- в силу пункта 12 Указа Президента РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу;

- если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, то в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения;

- оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.);

- официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом;

- учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Канский Электросетьсбыт» заключен договор на оплату потребленной электрической энергии с учетом протокола разногласий N 576 от 02.10.2006.

По условиям договора N 576 ОАО «Красноярскэнергосбыт» приняло на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а МУП «Канский Электросетьсбыт» приняло на себя обязательство принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно пункту 2.1. договора ОАО «Красноярскэнергосбыт» подает электроэнергию в точки поставки МУП «Канский Электросетьсбыт» в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализацией и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством РФ порядке.