• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 июля 2008 года Дело N А33-6831/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Л.К.Бычкова

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Краснояр

ск,

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск», г. Ачинск Красноярского края,

о взыскании 461 956 руб. 66 коп. штрафа и платного пользования,

при участии:

от истца: Эренбурга Г.Б.- представителя по доверенности от 26.12.2007,

от ответчика: Демешко Е.А.- представителя по доверенности от 10.12.2007 N24АА029667.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Л.К.Бычковой.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «29» июля 2008 г. В полном объеме решение изготовлено «31» июля 2008 г.

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Красноярск, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск», г. Ачинск Красноярского края, о взыскании 461 956 руб. 66 коп., в том числе 1 556 руб. 66 коп. суммы платного пользования, 460 400 руб. штрафа по договору от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127.

Определением от 03.06.2008 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 26.06.2008.

Определением от 26.06.2008 назначено судебное разбирательство на 21.07.2008.

В судебном заседании 21.07.2008 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.07.2008 11 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Ответчиком представлен отзыв на иск и дополнения к отзыву, в обоснование своих возражений указывает на следующее:

- по мнению ответчика, в удовлетворении исковых требований следует отказать. В случае удовлетворения иска ответчик ходатайствует об уменьшении суммы подлежащего взысканию штрафа на основании статьи 333 ГК РФ до суммы платного пользования вагонами- 67 695 руб. 42 коп.;

- по ведомости подачи и уборки вагонов ответчик не согласен с начисленной суммой штрафа. Представитель ответчика согласился с суммой начисленного штрафа в размере 25 200, исходя из следующего расчета :

130-4-3-56=67 (общее время оборота вагонов за минусом неоплачиваемого времени, предусмотренного договором; за минусом времени задержки вагона, указанного в акте общей формы, составленном представителем ответчика на момент задержки вагона; за минусом времени расчета платного пользования вагоном);

67-60=7 (из полученного вычитается 60 часов (время оборота вагона, предусмотренное договором);

7 х 400= 2800, где 400 руб. - стоимость одного часа задержки вагона;

28 000 - 2 800 =25 200.

Ответчик представил возражения на дополнение к отзыву, в которых указал, что расчет штрафа за задержку вагона 3 90247065 по ведомости подачи и уборки вагонов N 1866 произведен им на основании положений п. 2.1.14 и п. 2.1.15 договора и сведений, содержащихся в памятках приемосдатчика N 3888 и N 4140, в связи с чем обоснованно начислена сумма штрафа в размере 27 200 руб. При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Как следует из материалов дела, ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" сменило наименование на открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (Устав ОАО "РУСАЛ Ачинск", утвержденный протоколом общего собрания акционеров ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" от 21.06.2006), о чем 05.07.2006 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик), ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) и ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" (комбинат) подписан договор N Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу (ст. Заводская и ст. Предзаводская) в редакции дополнительного соглашения от 29.12.06.

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора локомотивом перевозчика подаются вагоны на выставочные пути станции Заводская и станции Предзаводская. С выставочных путей вагоны подаются комбинату на места погрузки - выгрузки локомотивом владельца (п. 1.1 договора).

В обязанности перевозчика, в том числе, входит передача комбинату или владельцу, действующему на основании доверенности комбината, вагонов, принадлежащих перевозчику, исправных, внутри и снаружи очищенных от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях - промытых, годных для перевозки конкретных грузов (п. 2.1.10 договора),

Пунктом 2.1.12 договора предусмотрено, что для выполнения владельцем начально-конечных операций, включенных в тариф на перевозку грузов, связанных с подгруппировкой вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) и подготовкой их к подаче, с расформированием и формированием составов, перевозчик обязан предоставлять комбинату неоплачиваемое время пользования вагонами, указанное в приложении N 1 к договору.

Согласно пункту 2.1.13 договора для осуществления подачи (перевозки) вагонов с выставочных путей на места погрузки, выгрузки и возврата вагонов на выставочные пути, перевозчик обязан предоставлять комбинату неоплачиваемое время пользования вагонами в размере "технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест", указанное в приложении N 1 к договору.

В приложении N 1 к договору стороны согласовали технологическое время выполнения начально-конечных и основных операций с вагонами:

1. Выгрузка грузов

- с рудой нефелиновой - 9 час., в том числе 3 часа - технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и технологическое время на выполнение начально-конечных операций (Н. П.У.) и 6 часов - технологическое время погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (Н. ПГР. ВГР),

- с углем, лето - 10 час., в том числе 3 часа (Н. П.У.) и 7 часов (Н. ПГР. ВГР),

- с углем, зима (с учетом размораживания, разогрева грузов) - 21, в том числе 3 часа (Н. П.У.) и 19 часов (Н. ПГР. ВГР),

- прочих грузов - 19 часов, в том числе 5 часа (Н. П.У.) и 14 часов (Н. ПГР. ВГР),

2. Погрузка грузов:

- глинозем 52-80 вагонов 36 часов, в том числе 4 часа (Н. П.У.) и 32 часа (Н. ПГР. ВГР),

- глинозем до 52 вагонов - 30 часов, в том числе 3 часа (Н. П.У.) и 27 часов (Н. ПГР. ВГР),

- прочие грузы на экспорт - 30 часов, в том числе 5 часов (Н. П.У.) и 25 часов (Н. ПГР. ВГР),

- прочие грузы по России - 30 часов, в том числе 5 часов (Н. П.У.) и 25 часов (Н. ПГР. ВГР),

Технологический срок оборота вагонов увеличивается на время выполнения дополнительных операций, указанных в пункте 2 приложения:

- очистки порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки,

- очистки, мойки, сушки порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки,

- размораживания (разогрева) груза в вагонах.

В обязанности комбината, в том числе, входит:

- оплата перевозчику платы за пользование вагонами в соответствии с УЖТ РФ сбора за подачу и уборку вагонов (п. 2.3.21 договора),

- передача владельцу заявки на выполнение дополнительных операций, указанных в пункте 2.2.9 договора (п. 2.3.12 договора) и др.

В соответствии с п. 2.1.14 договора, перевозчик обязан осуществлять с комбинатом или владельцем, действующим на основании доверенности комбината, приемо-сдаточные операции на выставочных путях с возвращенными на выставочные пути вагонами в следующие сроки с момента получения уведомления о возврате вагонов на выставочные пути:

- при приеме-передаче группы вагонов до 30 включительно - не более 30 минут;

- при приеме-передаче группы вагонов более 30 вагонов - из расчета не более 1 минуты на вагон.

На основании п. 2.1.15 договора, перевозчик обязан принимать вагоны от комбината или владельца, действующего на основании доверенности комбината, временем окончания приемосдаточных операций.

Время приема вагонов не должно быть больше времени получения «Уведомления о возврате вагонов на выставочные пути», увеличенного на срок осуществления приемосдаточных операций, установленного п. 2.1.14 настоящего договора.

В пункте 4.1 договора предусмотрено, что комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время с момента приема вагонов от перевозчика до момента возвращения вагонов на выставочные пути и сдачи их перевозчику. Из платного пользования вагонами исключается технологическое время, связанное с выполнением начально-конечных операций и подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, указанное в приложении N 1 договора.

В соответствии с п. 4.2. договора комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от комбината или владельца в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ.

Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что плата за пользование вагонами, сбор за подачу и уборку вагонов вносится комбинатом на расчетный счет перевозчика с отображением на лицевом счете комбината в ТехПД на условиях предоплаты. Сумма сбора за подачу и уборку вагонов списывается с лицевого счете комбината в течение первых пяти дней текущего месяца. Сумма платы за пользование вагонами списывается с лицевого счета комбината на основании подписанных без возражений либо на сумму, согласованную с комбинатом, ведомостей подачи и уборки вагонов.

Пункт 5.3 договора устанавливает, что ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" несет ответственность перед ОАО "Российские железные дороги" в соответствии со ст.ст. 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта РФ. Ответственность в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, наступает при задержке вагонов более 24 часов по истечению технологического срока оборота вагонов, который составляет:

- при выгрузке грузов с рудой нефелиновой 9 часов, с углем летом 10 часов, с углем зимой 21 час, прочих грузов 19 часов;

- при погрузке грузов с глиноземом 52-80 вагонов 36 часов, с глиноземом до 52 вагонов 30 часов, прочих грузов на экспорт 30 часов, прочих грузов по России 30 часов.

Технологический срок оборота вагонов увеличивается на время выполнения дополнительных операций: очистку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки не более 6 часов; очистку, мойку, сушку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки не более 48 часов; размораживание (разогрев) грузов в вагонах 11 часов.

Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, подписываемых уполномоченным лицом ОАО "Российские железные дороги" и уполномоченным лицом ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" или представителем ОАО "В-Сибпромтранс" по доверенности, выданной ему открытым акционерным обществом "Ачинский глиноземный комбинат".

В дополнительном соглашении от 29.12.06 к договору стороны продлили срок действия договора до 31.01.2010.

Согласно памятки приемосдатчика N 5230 ответчику 25.04.2008 был подан вагон N 60578960. Контрагент уведомил перевозчика о возврате вагона, однако вагон не был принят к перевозке по причине недогруза, о чем составлен акт общей формы N 2/355. Ответчик догрузил вагон, о чем составлен акт общей формы 2/356.

За время ожидания приема вагона ответчику по ведомости подачи и уборки вагонов N 2356 начислена плата за пользование вагоном в сумме 2 577 руб. 20 коп. без НДС ( 3 041 руб. 09 коп. с НДС), сумму которой он оплатил частично, плата в размере 1 566 руб. 66 коп. до настоящего времени не внесена.

Ответчик с суммой начисленной платы согласился частично, в отношении не оплаченной части суммы возражал, о чем сделаны отметки в ведомостях подачи и уборки вагонов.

Доверенность на представителей ОАО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат", подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлена в материалы дела.

Уведомление о начисленной сумме платы с приложением ведомости подачи и уборки вагонов получено представителем ответчика Терещенко С.А.

Сумма платы в размере 1 566 руб. 66 коп. ответчиком до настоящего времени не внесена.

Владельцу для ОАО "Русал Ачинск" подавались и убирались вагоны, указанные в памятках приемосдатчика NN 5206, 5351, 5222, 5355, 5190, 5349, 5223, 5337, 5228, 5340, 5064, 5170, 5025, 5164, 3888, 4140, 5082, 5229, 5067, 5239, 5155, 5405, 5250, 5279, 5419, 5249, 5259, 5299, 5426, 5323, 5479, 4755, 5150, 5429, 5288, 5279, 5230, 5378, 5315, 5450, 5323, 5364, 5503, 5125, 5535, 5207, 5557, 5564, 5659. Вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Представителями ОАО "Русал Ачинск" памятки приемосдатчика подписаны с возражениями относительно времени уборки вагонов. Уведомления о возврате вагонов на выставочные пути представлены в материалы дела.

В ведомостях подачи и уборки вагонов NN 2344, 2345, 2347, 2348, 2349, 2255, 2261, 1866, 2279, 2293, 2371, 2364, 2358, 2384, 2262, 2361, 2356, 2385, 2408, 2422, 2447, 2488, составленных на основании перечисленных выше памяток приемосдатчика, начислена плата за пользование вагонами и штраф.

С начисленной суммой штрафа в размере 460 400 руб. ответчик не согласился, о чем указал в ведомостях подачи и уборки вагонов, подписав их с разногласиями, в связи с чем были составлены следующие акты общей формы: NN 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 72020, 418, 72193, 72286, 72331, 419, 420, 72253, 72225, 421, 72377, 422, 423, 72253, 72350, 72337, 72336, 424, 72392, 428, 72342, 72350, 429, 72394, 431, 426, 425, 430.

Доверенности на представителей ОАО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат", подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

Уведомления NN 446, 447, 448, 449, 450, 432, 433, 393, 436, 443, 455, 454, 452, 457, 434, 453, 451, 458, 459, 460, 461, 462 о начисленных суммах штрафа и платы с приложением ведомостей подачи и уборки вагонов получены представителем ответчика Терещенко С.А.

До настоящего времени не оплачены: 460 400 руб. руб. штрафа и 1 566 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик), ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) и ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" (комбинат) заключен договор от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2-127, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу (ст. Заводская и ст. Предзаводская), правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в п.3.5 в графе "время выполнения операции" указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути.

Данный порядок исчисления времени нахождения вагонов (контейнеров) под погрузкой и выгрузкой также предусмотрен п. 4.1 договора N Д2006/0060/Т-2/127.

Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Факт задержки ответчиком под выгрузкой принадлежащих перевозчику вагонов свыше сроков, установленных договором N Д2006/0060/Т-2/127 и частью 2 статьи 99 УЖТ РФ (24 часа) подтвержден материалами дела: памятками приемосдатчика: 5206, 5351, 5222, 5355, 5190, 5349, 5223, 5337, 5228, 5340, 5064, 5170, 5025, 5164, 3888, 4140, 5082, 5229, 5067, 5239, 5155, 5405, 5250, 5279, 5419, 5249, 5259, 5299, 5426, 5323, 5479, 4755, 5150, 5429, 5288, 5279, 5230, 5378, 5315, 5450, 5323, 5364, 5503, 5125, 5535, 5207, 5557, 5564, 5659.

В ведомостях подачи и уборки вагонов NN 2344, 2345, 2347, 2348, 2349, 2255, 2261, 1866, 2279, 2293, 2371, 2364, 2358, 2384, 2262, 2361, 2356, 2385, 2408, 2422, 2447, 2488, составленных на основании указанных памяток приемосдатчика, начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов в сумме 460 400 руб.

Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны представителями ОАО "Русал Ачинск" в части платного пользования. От подписи в ведомостях подачи и уборки вагонов в части штрафа за задержку вагонов в сумме 460 400 руб. представители ответчика отказались, о чем истцом составлены акты общей формы. О составлении акта общей формы сделаны отметки в ведомости подачи и уборки вагонов.

Доверенности на представителей ОАО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат", подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

Поскольку сведения, содержащиеся в памятках и ведомостях являются достаточными для установления как оснований начисления штрафа за задержку вагонов, так и для расчета размера штрафа, то, арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также договора N Д2006/0060/Т-2/127.

Расчет размера штрафа произведен для каждого вагона по формуле: количество часов задержки каждого вагона х 10 (десятикратный размер штрафа, установленный статьями 100, 101 УЖТ РФ) х (0,2 х 100 руб. - 0,2 от размера минимальной оплаты труда). За задержку специализированных вагонов - цистерн размер штрафа исчислен в двойном размере.

Всего за задержку ответчиком под выгрузкой принадлежащих перевозчику вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов начислен штраф за задержку вагонов в сумме 460 400 руб.

Истцом ответчику направлялись уведомления о начисленной сумме штрафа. Доказательств уплаты штрафа суду не представлено.

Довод ответчика о том, что истцом по ведомости подачи и уборки вагонов N 1866 неверно произведен расчет подлежащего уплате штрафа (истцом начислена сумма штрафа в размере 27 200 руб.; по мнению ответчика, сумма штрафа должна составить 25 200 руб.) подлежит отклонению судом как не основанный на условиях договора N Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006,

Согласно письменных пояснений ответчика, он просит снизить размер подлежащего взысканию штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных условиями договора и частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 460 400 руб. заявлено обоснованно.

Вместе с тем, согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Штраф, предусмотренный статьей 99 Устава железнодорожного транспорта РФ по своей правовой природе является неустойкой.

Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В определении от 21.12.2000 N 263-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

Так, в качестве критерия для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть признан слишком высокий размер процента, на основании которого определяется неустойка. Арбитражный суд приходит к выводу, что ставка штрафа является несоразмерно высокой, в связи, с чем определенный на ее основании размер неустойки не соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств.

Вместе с тем, арбитражный суд учитывает необходимость соблюдения баланса имущественных интересов сторон и принимает во внимание, что последствиями несвоевременного возврата вагонов (контейнеров) для перевозчика является невозможность исполнить принятые заявки на перевозку грузов и ответственность предусмотренная ст. 94 Устава железнодорожного транспорта.

На основании изложенного, арбитражный суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа до 230 200 руб., т. е. на 50 %.

Истец также просил взыскать с ответчика 1 566 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, начисленной по ведомости подачи и уборки вагонов N 2356.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что плата за пользование вагонами, сбор за подачу и уборку вагонов вносится комбинатом на расчетный счет перевозчика с отображением на лицевом счете комбината в ТехПД на условиях предоплаты. Сумма сбора за подачу и уборку вагонов списывается с лицевого счете комбината в течение первых пяти дней текущего месяца. Сумма платы за пользование вагонами списывается с лицевого счета комбината на основании подписанных без возражений либо на сумму, согласованную с комбинатом, ведомостей подачи и уборки вагонов.

Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

Акты общей формы N 2/355 и N 2/ 356, представленные в материалы дела, подтверждают обстоятельства, послужившие основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.1. заключенного сторонами договора N Д2006/0060/Т2/127 предусмотрено, что комбинат уплачивает дороге плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 4.2. комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от комбината или владельца в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ.

Расчет произведен истцом в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 указано, что в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" открытое акционерное общество "Российские железные дороги" относятся к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 1 566 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, рассчитанной в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК от 19.06.2002 N 35/12.

В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что требование о взыскании суммы платы за пользование вагонами в размере 1 566 руб. 66 коп. ответчиком не оспорено, доказательств внесения им указанной суммы платы в материалы дела не представлено, требование истца о взыскании с ответчика на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации платы за пользование вагонами в сумме 1 566 руб. 66 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6 от 20 марта 1997 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск", г. Ачинск, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярской железной дороги, г. Красноярск, 231 756 руб. 66 коп., в том числе 230 200 руб. штрафа, 1 566 руб. 66 коп. платы; 10 739 руб. 13 коп. государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд в г. Красноярске.



Судья
Л.К.Бычкова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-6831/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 31 июля 2008

Поиск в тексте