• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 августа 2008 года Дело N А33-7365/2008



г. Красноярск

Судья арбитражного суда Красноярского края Е.В.Курбатова

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр», г.

Ужур к Краевому государственному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», г. Красноярск

об обязании заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр» дополнительное соглашение к государственному контракту N 93/07 от 02.04.2007, при участии:

от истца: Тайодонова А.В. - директора общества с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр», по паспорту,

от ответчика: Волконицкой Е.М. - представителя по доверенности от 19.03.2008, по паспорту, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В.Курбатовой,

в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.08.2008 объявлена резолютивная часть решения, мотивированное решение в полном объеме изготовлено 12.08.2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр» обратилось в арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Краевому государственному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» с требованием обязать Краевое государственное учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр» дополнительное соглашение к государственному контракту N 93/07 от 02.04.2007 о переносе сроков производства работ соразмерно времени, в течении которого будут действовать обстоятельства непреодолимой силы.

Исковое заявление принято к производству Арбитражного суд Красноярского края определением суда от 17.06.2008, назначено предварительное судебное заседание на 09.07.2008. Определением суда от 09.07.2008 дело назначено к судебному разбирательству на 05.08.2008.

Представитель истца в судебном заседании письменно изменил предмет иска, просил суд внести изменения в Приложение N 2 (Календарный план выполнения работ) к государственному контракту N 93/07 от 02.04.2007 года, заключенного обществом с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр» с Краевым государственное учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» в части установления сроков выполнения работ соразмерно времени, в течение которого будут действовать обстоятельства непреодолимой силы:

- по второму этапу (согласование границ земельных участков, формирование и утверждение межевых дел) - до 25.11.2008 года;

- по третьему этапу (обеспечение принятия постановлений органами местного самоуправления, подготовка описаний и постановка на государственный кадастровый учет) - до 10.12.2008 года.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Изменение предмета иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении с учетом изменения предмета иска.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что не возражает относительно удовлетворения заявленных требований и включения изменений в условия государственного контракта, поскольку заявленные требования связаны с изменением законодательных актов.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

02.04.2007 между КГУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр» (подрядчик) был заключен государственный контракт N 93/07 на выполнение работ по межеванию земельных участков, полос отвода, обозначению придорожных полос краевых автомобильных дорог общего пользования, с проведением государственного кадастрового учета (лот 7).

В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по межеванию земельных участков полос отвода, обозначению придорожных полос, проведению государственного кадастрового учета земельных участков полосы отвода краевых автомобильных дорог общего пользования: Далай-Курыш-Поповичи, Иланский-Степаново, Иланский-Тамала, Новогеоргиевка-Краснинка, Новониколаевка-Пркопьевка, Новопокровка-Коха, Подъезд к Арефьевке, Подъезд к Лобачевке, Южно-Александровка-Верх-Атины в Иланском районе с целью оформления документов для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Федеральной регистрационной службе по Красноярскому краю.

В соответствии с пунктом 1.2 государственного контракта состав работ и требования к их выполнению определяются Техническим заданием (приложением N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

В силу пункта 1.3 государственного контракта перечень сдаваемых материалов, сроки выполнения этапов работ и стоимость работ по каждому этапу определяются Календарным планом (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью контракта.

В соответствии с календарным планом работы производятся в три этапа:

1. Горизонтальная съемка полос отвода и придорожной полосы в масштабе 1:2000 (срок выполнения 02.04.2007-09.08.2007),

2. Согласование границ земельных участков, формирование и утверждение межевых дел (срок выполнения 09.08.2007-09.04.2008),

3. Обеспечение принятия постановлений органами местного самоуправления, подготовка описаний и постановка на государственный кадастровый учет (срок выполнения 09.04.2008-05.08.2008).

Пунктом 7.1. государственного контракта установлены обстоятельства непреодолимой силы, к которым в частности относится изменение законодательных актов, регулирующих вопросы земельных отношений.

Согласно пункту 7.2. контракта срок исполнения обязательств по государственному контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами, подрядчик и заказчик обязаны обсудить и принять меры для продолжения работ. Решение о частичном или полном неисполнении обязательств в силу обстоятельств непреодолимой силы оформляется двусторонним соглашением (пункт 7.3 государственного контракта). Если стороны не смогут в течение 30 дней согласовать решение о частичном или полном неисполнении контракта по указанным обстоятельствам, вопрос разрешается судебными органами в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по заявлению заинтересованной стороны (пункт 7.4 контракта).

Письмом от 11.04.2008 N 22 истец ходатайствовал о рассмотрении возможности переноса сроков 2 и 3 этапов выполнения и сдачи работ на 3 месяца без изменения стоимости работ со ссылкой на вступление с 01.03.2008 в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и отсутствием правового порядка подготовки описаний для постановки на государственный кадастровой учет земельных участков.

Письмом от 25.04.2008 N 23/1300 ответчик сообщил истцу об отсутствии возражений в переносе сроков выполнения работ, недопущении по соглашению сторон и одностороннем порядке продлевать сроки производства работ в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а также необходимости обращения с соответствующим иском в суд.

Учитывая изложенное, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в совокупности, доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Геодезия-Кадастр» заявлены требования о внесении изменений в государственный контракт N 93/07 от 02.04.2007 в части сроков выполнения работ подрядчиком.

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Согласно пункту 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Вопросы, касающиеся размещения заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Заявляя требование о внесении изменений в условия действующего государственного контракта N 93/07 от 02.04.2007 в части сроков выполнения работ, истец ссылается на то, что с 01.03.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.07 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в настоящее время отсутствует правовой порядок подготовки описаний для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. Кроме того, отменено понятие "единое землепользование", использовавшееся как раз для постановки земельных участков на кадастровый учет под линейными объектами. В настоящее время порядок, который необходим для подготовки документации и сдачи ее на кадастровый учет находится в стадии разработки. По сведениям Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю и ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» этот срок составит еще 1,5-2 месяца. Кроме того, примерно столько же времени потребуется на освоение принятого порядка на практике. В связи с чем, нет возможности выполнить и сдать 2 и 3 этапы работ по государственному контракту в установленные сроки.

В период действия государственного контракта N 93/07 и по настоящее время на территориях муниципальных образований ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» проводятся работы по установлению и корректировке кадастрового деления территорий. По данным ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» работы по корректировке кадастрового деления территорий займут еще 2-3 месяца.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.

Из содержания пункта 7.1 контракта следует, что сторонами установлены обстоятельства непреодолимой силы, к которым в частности относится изменение законодательных актов, регулирующих вопросы земельных отношений.

В силу пункта 7.2 государственного контракта N 93/07 срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.

Изменение законодательных актов, а именно: принятие и вступление в силу Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующих вопросы земельных отношений, не позволяет ООО «Геодезия-Кадастр» выполнить 2 и 3 этапы работ в установленные государственным контрактом сроки, что подтвердили стороны в судебном заседании.

Согласно части 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Учитывая, что 1-ый этап работ выполнен и сдан ООО «Геодезия-Кадастр» в полном объеме, что не оспаривается сторонами, расторжение договора повлечет для сторон дополнительные затраты, в том числе необходимость проведения нового конкурса, временные и материальные затраты для ответчика, которые явно будут превышать затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях, поскольку изменение сроков исполнения обязательств истцом не изменяет стоимость работ, а также повлечет убытки истца, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца и необходимости внесения изменений в условия государственного контракта N 93/07.

В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Истцом представлены документы, свидетельствующие о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора и отсутствии письменного соглашения сторон в части изменения сроков выполнения работ (письма истца от 11.04.2008 N 22, ответчика от 25.04.2008 N 23/1300).

Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением. Истец в судебном заседании ходатайствовал о возложении судебных расходов по государственной пошлине на истца.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявления истца от 05.08.2008 судебные расходы в виде государственной пошлины возлагаются на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Внести изменения в Приложение N 2 (Календарный план выполнения работ) к государственному контракту N 93/07 от 02.04.2007, заключенному обществом с ограниченной ответственностью «Геодезия-Кадастр» и Краевым государственным учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» в части установления сроков выполнения работ соразмерно времени, в течение которого будут действовать обстоятельства непреодолимой силы:

- по второму этапу (согласование границ земельных участков, формирование и утверждение межевых дел) - до 25.11.2008 года;

- по третьему этапу (обеспечение принятия постановлений органами местного самоуправления, подготовка описаний и постановка на государственный кадастровый учет) - до 10.12.2008 года.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья
Е.В.Курбатова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-7365/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 12 августа 2008

Поиск в тексте