АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 декабря 2008 года Дело N А33-14074/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Чурилина

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю (г. Енисей

ск)

к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (г. Красноярск)

об оспаривании постановления от 07.10.2008 N 21-10/Прокуратура о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании представителей сторон:

заявителя: В.А. Дворникова по доверенности от 05.11.2008 N 44, Е.Г. Самсоновой по доверенности от 09.01.2008 N 2;

административного органа: А.В. Володина по доверенности от 06.11.2008 N 124-11, Ю.А. Вороновой по доверенности от 26.08.2008 N 113-08

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М. Чурилиной.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.11.2008. Решение в полном объеме изготовлено 02.12.2008.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Государственное унитарное предприятие учреждение УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления от 07.10.2008 N 21-10/Прокуратура о назначении административного наказания, вынесенного Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края .

Определением арбитражного суда от 24.10.2008 вышеназванное заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 07.11.2008.

Определением арбитражного суда от 07.11.2008 судебное заседание по настоящему делу отложено на 24.11.2008.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 час. 30 мин. 24.11.2008 до 10 час. 40 мин. 25.11.2008.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, сослались на доводы, изложенные в заявлении.

Представители административного органа опровергли заявленные требования по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, государственное унитарное предприятие учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401275160.

Лесничим Северо-Енисейского лесничества Красноярского края Пономаревым А.К. в присутствии представителя ГУП Учреждения УП-288/2 Дворникова В.А., действующего на основании доверенности от 22.02.2008, произведен осмотр выполнения требований лесного законодательства при проведении работ в квартале N 703 лесосека N 1 по лесорубочному билету N 144. По результатам произведенного осмотра лесничим Пономаревым А.К. составлено сообщение от 08.07.2008 о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов.

На основании указанного сообщения 23.09.2008 исполняющим обязанности прокурора Северо-Енисейского района с участием представителя ГУП Учреждения УП-288/2 Дворникова В.А., действующего на основании доверенности от 22.02.3008, вынесено постановление о возбуждении дела об административном производстве, в котором отражен факт использования заявителем лесов с нарушением пункта 4.12 договора аренды лесного участка от 15.06.1999 N 2, а именно: заявителем при произведении лесозаготовок допущено повреждение почвы до степени возникновения эрозии на площади 3 500 и 15 000 кв.м.

07.10.2008 заместителем главного государственного лесного инспектора в Красноярском крае с участием представителя ГУП Учреждения УП-288/2 Дворникова В.А., действующего на основании доверенности от 22.02.2008, вынесено постановление N 21-10/Прокуратура о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Вынесение указанного постановления послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.09.2008 вынесено уполномоченным должностным лицом.

В части 1 статьи 22.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 2, 6 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий.

Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 7 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.

Согласно пункту 1.1. Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области, в том числе лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

На основании пункта 3.15. указанного выше Положения к компетенции Службы относится, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора.

В соответствии с частью 2 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Согласно Перечню должностных лиц Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в Красноярском крае, установленного Приказом Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края от 09.07.2007 N 123-ОС, государственные инспекторы отдела государственного лесного контроля службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края являются заместителями главного государственного лесного инспектора в Красноярском крае.

С учетом изложенного, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое предприятием постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения (в рассматриваемом случае) предполагает осуществление лицом действий по использованию лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, на основании которого предоставлен лесной участок.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является юридическое лицо, чьи действия влекут нарушения условий договора аренды лесного участка, на основании которого предоставлен лесной участок.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд полагает, что административный орган не обосновал факт наличия события вменяемого заявителю административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из содержания статей 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения, субъективной стороны правонарушения.

Так, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административных правонарушениях выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Данные обстоятельства подлежат доказыванию путем представления административным органом соответствующих доказательств.

Согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

Частью 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации установлено, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В качестве доказательств совершенного учреждением правонарушения административным органом представлено следующее:

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.09.2008;

- сообщение о нарушении требований лесного законодательства при проведении рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 08.07.2008;

- схема месторасположения лесонарушения;

- расчет ущерба по лесорубочному билету от 13.12.2006 N 144.

Оценив каждое из представленных доказательств арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Основным доказательством по делу об административном правонарушении является постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2., частью 1 статьи 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, либо выносится постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.