АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 04 декабря 2008 года Дело N А33-14626/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское ДРСУ», г. Ачи

нск,

к закрытому акционерному обществу Автоцентр КрасГАЗсервис», г. Красноярск,

третьи лица:

общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод «ГАЗ», г. Нижний Новгород,

общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Русские машины», г. Нижний Новгород,

о взыскании,

при участии:

от истца: Лысов Н.А. - представитель по доверенности от 11.12.2007,

от ответчика: Моисеев А.Б. - представитель по доверенности от 11.12.2007, Солодникова В.В. - представитель по доверенности от 11.12.2007,

Протокол судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.11.2008, в полном объеме решение изготовлено 04.12.2008.

установил:

Государственное предприятие Красноярского края «Ачинское ДРСУ» обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу о взыскании уплаченной за автомобиль суммы 356 800 руб. и убытков в сумме 122 500 руб.

Определением от 167.11.2007 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 12.12.2007.

Определением от 12.12.2007 предварительное судебное заседание отложено на 16.01.2008.

Определением от 21.01.2008 назначено судебное разбирательство на 28.02.2008.

Определением от 19.03.2008 производство по делу приостановлено до получения результатов экспертизы.

Определением от 28.04.2008 производство по делу возобновлено, назначено судебное разбирательство на 15.05.2008.

В судебном заседании 06.06.2008 судом опрошен эксперт по экспертному заключению, ответы эксперта на вопросы сторон и суда внесены в протокол судебного заседания..

Определением от 06.06.2008 судебное разбирательство отложено на 21.07.2008, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод «ГАЗ», общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Русские машины».

Определением от 21.07.2008 судебное разбирательство отложено в связи с необходимостью истребования от завода-изготовителя рабочих чертежей сборки элементов трансмиссии автомобиля.

После поступления от завода-изготовителя рабочих чертежей судом предоставлена истцу возможность произвести проверку соответствия элементов трансмиссии автомобиля рабочим чертежам.

Определением от 23.10.2008 судебное разбирательство отложено на 27.11.2008 в связи с наличием заявления истца о возможности установи им за свой счет новых деталей и повторной проверки с участием ответчика автомобиля на наличие дефектов.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчик пояснил, что не смог направить представителя для проверки автомобиля после замены деталей в связи с его болезнью. Истец пояснил, что замену деталей и испытания в одностороннем порядке не проводил.

Ответчик просит рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором исковые требования не признает по следующим основаниям: 30.11.2006 истцу на основании сделки купли-продажи был продан автомобиль ГАЗ-221710 двигатель N 40522А63152346, VIN N Х9622171060505735 стоимостью 356 800 руб.; согласно гарантийному талону на автомобиль установлен гарантийный срок равный 12 месяцам или 30 000 км. пробега в зависимости от того, что наступит раньше; пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что основанием для отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи является существенное нарушение требований к качеству (обнаружение неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков); согласно сервисной книжки для автомобилей семейства «Соболь» (страница 5) в течение гарантийного срока ООО «Автомобильный завод ГАЗ» гарантирует безвозмездное устранение недостатков, возникших по его вине и не оговоренных продавцом; при этом одним из условий предоставления гарантии качества является выполнение потребителем требований, изложенных в руководстве по эксплуатации и сервисной книжке, согласно которой техническое обслуживание автомобиля необходимо выполнять на предприятиях технического обслуживания, а в случае их отсутствия в данной местности на предприятиях имеющих соответствующую лицензию и сертификат соответствия на выполнение данного вида работ; в представленной истцом сервисной книжке отсутствуют отметки о прохождении обслуживания автомобиля при пробеге 1 000 км., 2 000 км. и 10 000 км; гарантийный талом, который является неотъемлемой частью договора поставки согласно пункту 2.1 договора указывает в качестве обстоятельств, каждое из которых является основанием утраты гарантийных обязательств - нарушение владельцем установленных требований хранения, эксплуатации и обслуживания автомобиля, изложенных в руководстве по эксплуатации автомобиля, сервисной книжке на автомобиль, в том числе при непрохождении или несвоевременном прохождении технического обслуживания; при механических повреждениях автомобиля независимо от причин их возникновения, а также при повреждениях и нарушениях возникших в результате воздействия химических веществ, самостоятельного ремонта, использования некачественных ГСМ и т.д.; в удовлетворении претензии истца было отказано ответчиком по причине отсутствия в нем недостатков, за которые отвечает продавец, так как было установлено, что недостатки товара возникли в связи с механическим воздействием на автомобиль; произведенный ответчиком ремонт по восстановлению штатного крепления подвесного подшипника карданного вала является не гарантийным ремонтом (так как гарантия была уже истцом утрачена), а текущим ремонтом; истцом не доказано, что недостатки товара возникли до его приобретения, в заключении эксперта сделан вывод о том, что дефект в виде перекоса хомута промежуточной опоры карданной передачи, зафиксированный при пробеге 10 367 км и 11 200 км. является следствием ненормативной затяжки гаек во время эксплуатации автомобиля; нарушение лакокрасочного покрытия и цилиндричности на трубчатой части заднего карданного вала также является результатом эксплуатации.

От третьих лиц поступил отзыв на иск, в котором третьи лица поддерживают доводы ответчика, ссылаясь на следующее: согласно выводам эксперта уровень вибрации штатной карданной передачи не превышает уровень вибрации новой карданной передачи, поставляемой как запасная часть, то есть соответствует нормативу; дефекты в виде перекоса хомута крепления промежуточной опоры карданной передачи, нарушение лакокрасочного покрытия и цилиндричности на трубчатой части заднего карданного вала не являются производственными и носят эксплуатационный характер; выявленные дефекты являются устранимыми и могут быть устранены вне заводских условий; истцом не представлено доказательств наличия в автомобиле существенного дефекта, возникшего до его передачи покупателю, на основании которого истец может требования возврата цены за товар на основании статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между сторонами заключен договор N КГ 0001553 от 18.11.2006 поставки товара, по условиям которого ответчик (продавец) обязуется передать в собственность покупателя, а истец (покупатель) обязуется принять и оплатить автомобиль ГАЗ-2217010-000404 в количестве 1 штука по цене 356 800 руб. (пункт 1.1 договора).

Качество поставляемого товара должно соответствовать стандартам или техническим требованиям (условиям) заводов-изготовителей. Гарантийные обязательства на товар, порядок и условия предоставления гарантии указываются в гарантийном талоне, выдаваемом покупателю и являющемуся неотъемлемой частью договора 9пункт 2.1 договора).

Гарантийное обслуживание и ремонт автомобиля осуществляется ЗАО «Автоцентр КрасГАЗсервис» по адресу г. Красноярск, ул. Мечникова, 50 (пункт 2.2 договора).

В случае возникновения недостатков в товаре исполнитель проводит проверку качества (при необходимости экспертизу) товара. Если в результате проверки качества (экспертизы) устанавливается, что недостатки в товаре возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения им установленных требований эксплуатации, хранения, транспортировки товара, собственных действий, действий третьих лиц, непреодолимой силы или случая, а также прочих причин, за которые в соответствии с действующим законодательством продавец не отвечает, продавец не несет ответственности за указанные недостатки товара, а также связанные с ними (вытекающие из них) неисправности, повреждения и/или поломки (недостатки), возникновение убытков (пункт 2.3 договора). Автомобиль имеет следующие эксплуатационные особенности в течение всего периода эксплуатации автомобиля: при движении автомобиля - слабые посторонние звуки, шум, вибрация, не влияющие на характеристики и работоспособность автомобиля и его элементов; при трогании с места автомобиля семейства «ГАЗель», «Соболь» в нагруженном состоянии допускается вибрация автомобиля (пункт 3.1 договора).

Досудебный, претензионный порядок урегулирования разногласий по договору обязателен. Сторона, получившая претензию, обязана ее рассмотреть и дать ответ по существу либо в ходе рассмотрения претензии в течение 20 дней с даты получения претензии.

К договору прилагается гарантийный талон на автомобиль, согласно которому гарантийный срок эксплуатации 12 месяцев со дня продажи, при условии, что пробег за это период не превысит 30 000км., гарантийное обслуживание производится только по адресу г. Красноярск, ул. Мечникова, 50 с доставкой автомобиля для производства работ. Для установления причин возникновения недостатков исполнитель проводит проверку качества (при необходимости - экспертизы автомобиля. Гарантийные обязательства утрачивают силу при механических повреждениях автомобиля (его деталей, узлов, агрегатов), независимо от причин их возникновения.

Платежным поручением N 1046 от 24.11.2006 истец оплатил ответчику за автомобиль 356 800 руб.

По накладной N КГ-02118662 от 30.11.2006 автомобиль ГАЗ 221710-0000404, VIN N Х9622171060505735 передан покупателю.

Стоимость товара отражена в счете-фактуре N 28089 от 30.11.2006.

В исковом заявлении о взыскании стоимости автомобиля и убытков истец ссылается на следующее:

- 15.05.2007 эксплуатация автомобиля была им приостановлена в связи с появлением вибрации в ходовой части автомобиля, пробег автомобиля на 15.02.2007 составил 10 000км; для установления причины неисправности 18.05.2007 автомобиль был доставлен в пункт технического обслуживания ЗАО «Автоцентр КрасГАЗсервис»;

- в проведении технического обследования было отказано, поэтому 30.05.2007 данный автомобиль был передан для автотехнического исследования в Центр независимой автотехнической экспертизы «Автомобил», согласно заключения специалиста которого N 150 от 31.05.2007 автомобиль ГАЗ-22171 имеет полнокомплектную трансмиссию с неисправностью в виде сверхормативной вибрации, неисправность является заводским браком и для ее устранения требуется замена рамы;

- после заявленного требования ответчику о замене некачественного товара истцу было предложено произвести осмотр данного автомобиля с целью установления причины неисправности, который был произведен в ЗАО «Автоцентр КрасГАЗсервис» 10.07.2007 и в результате осмотра сделаны выводы, что причиной неисправности автомобиля является перекос хомута крепления карданного вала, возникший вследствие деформации опорной пластины в результате механического воздействия, несоответствие болтов крепления заводской комплектации, а также отсутствии части металла на трубе карданного вала вследствие механического воздействия; при этом в акте отражено, что в ходе проведения осмотра крепление подвесного подшипника карданного вала было восстановлено в соответствии с заводской комплектацией;

- поскольку акт осмотра от 10.07.2007 произведен ответчиком в одностороннем порядке, без привлечения специалиста сторонней организации, его выводы не могут быть объективными;

- несоответствие крепления хомута заводской комплектации документально не подтверждено; технологическая карта сборки данного автомобиля, содержащая сведения о заводской комплектации, при проведении осмотра представлена не была, а вывод о несоответствии крепления заводской комплектации мог быть сделан только в сравнении с указанной технологической картой сборки;

- вывод о том, что деформация опорной пластины является следствием механического воздействия, ничем не подтвержден, так как отсутствуют какие-либо данные о моменте затяжки гаек крепления опоры подвесного подшипника, и одна сторона опорной пластины не имеет под собой опоры на поперечине рамы, что подтверждается прилагаемыми фотографиями;

- причины дефекта в виде отсутствия части металла на трубе карданного вала не установлены, неизвестно, какое именно механическое воздействие могло явиться причиной возникновения данного дефекта;

- согласно заключения эксперта автотехнической экспертизы ЦНАТО «Автомобил» N 150 от 31.05.2007 (проведенной истцом до подачи иска в суд) сверхнормативная вибрация в трансмиссии автомобиля является следствием нарушения геометрии сопряжения элементов трансмиссии при сборке на заводе-изготовителе, т.е неисправность является заводским браком, что не опровергнуто ответчиком;

- выявленная неисправность как заводской брак возникла до передачи автомобиля покупателю, препятствует дальнейшей эксплуатации автомобиля и требует замены рамы, являющейся базовой частью автомобиля, проведения которой необходимо проведение разборки и последующей сборки автомобиля вне завода-изготовителя, что может привести к снижению его качества;

- установленная неисправность товара является существенным недостатком, в связи с чем покупатель согласно правил статьи 475 ГКА вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за автомобиль денежной суммы.

Претензией N 149 от 20.08.2007 ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства истец обратился к ответчику с заявлением об отказе от договора купли-продажи автомобиля и требует возвратить уплаченную за автомобиль сумму в размере 356 800 руб., возместить убытки в сумме 122 500,92 руб.

Письмом N 1386/07 от 12.09.2009 ответчик направил истцу ответ на претензию, в котором ее отклонил со ссылкой на акт осмотра от 10.07.2007 произведенный комиссией с участием специалистов ЗАО «Автоцентр КрасГАЗсервис» (где установлено, что перекос крепления карданного вала является следствием деформации опорной пластины в результате механического воздействия; на трубе карданного вала отсутствует часть металла на площади около 10 кв.м. и на глубину 15 мм. что является причиной дисбаланса карданного вала, металл на карданном валу подвергся механическому воздействию; автомобиль не проходил техническое обслуживание при пробеге 1 000 км, 2 000 км. и 10 000 км, что является нарушением положений сервисной книжки и гарантийного талона; при наличии механического вмешательства в конструкцию составных частей автомобиля гарантия утрачивает силу).

Ссылаясь на то, что автомобиль продан ответчиком истцу с заводскими недостатками, возникшими до его передачи покупателю, истец просит на основании статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с односторонним отказом от исполнения договора взыскать с ответчика стоимость автомобиля в размере 356 800 руб. и убытки в сумме 122 500 руб. (расходы на проведение автотехнического исследования - 6 750 руб., затраты ГСМ на перегон автомобиля из г. Ачинска в г. Красноярск и обратно 18.05.2007, 30.05.2007, 10.07.2007 - 2 835 руб.; убытки от простоя автомобиля за период с 15.05.2007 по 09.07.2007 - 112 915 руб.).

Оценив материалы дела, доводы искового заявления и отзывов на исковое заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Одним из оснований возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договор.

Между сторонами заключен договор поставки, являющийся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которому регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют об исполнении договора поставки со стороны истца и покупателя - истец оплатил товар, ответчик передал товар. Как указывает истец в исковом заявлении, недостатки автомобиля выявлены покупателем в процессе его эксплуатации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Согласно части 2 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Срок гарантии при покупке автомобиля ГАЗ 22171 установлен 12 месяцев или 30 000 км. пробега в зависимости от того, что наступит раньше. Таким образом, в течение предусмотренного времени автомобиль ГАЗ-22171 должен соответствовать требованиям договора по качеству, должен быть пригоден для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Согласно части 2 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В силу части 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.

ГАЗ 22171 передан покупателю 30.11.2006, что подтверждается товарной накладной.