• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 декабря 2008 года Дело N А33-5403/2008

Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Михайлова Т.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску краевого государственного бюджетного учреждения «Мотыгинское лесничество» (Красноярский край, п. Мотыгино)

к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» (Красноярский край, г. Лесосибирск)

о взыскании 321 873 руб. 70 коп.,

В судебном заседании участвовали:

от истца - Горовенко А.Н., представитель по доверенности от 17.06.08,

от ответчика - Чан-Са В.А., представитель по доверенности от 13.06.08 N 12, Городецкая Н.В., представитель по доверенности от 13.06.08 N 13, Беляк Ю.В., представитель по доверенности от 24.11.08.

Протокол настоящего судебного заседания вела Т.В. Михайлова.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 25 ноября 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 02 декабря 2008 года.

Краевое государственное бюджетное учреждение «Мотыгинское лесничество» (Красноярский край, п. Мотыгино) обратилось с иском к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» (Красноярский край, г. Лесосибирск) о взыскании 321 873 руб. 70 коп., в том числе 319 006 руб. - задолженность по оплате арендной платы по договору от 31.08.2005 N 15 и 2 867 руб. 70 коп. - договорная неустойка за просрочку платежа.

Определением от 07.05.08 исковое заявление принято к производству арбитражным судом и назначено предварительное судебное заседание, затем судебное разбирательство.

В предварительном судебном заседании истец увеличил сумму иска в связи с пересчетом периода исчисления арендных платежей. Ходатайство в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято, и сумму иска составляет 425 574 руб., в том числе 418 458 руб. - долг за период с 16.02.07 по 04.06.08 и 7 116 руб. - неустойка за период с 16.02.07 по 04.06.08.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12 час. 00 мин. 18.11.08 до 17 час. 00 мин. 25.11.08. После перерыва судебное разбирательство продолжено.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Согласно пункту 1.1 устава Краевого государственного бюджетного учреждения «Мотыгинское лесничество», Краевое государственное бюджетное учреждение «Мотыгинское лесничество», ранее именовавшееся Краевое государственное учреждение «Мотыгинское лесхоз», передано в собственность Красноярского края распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 22.12.06 N 07-2036р.

31.08.2005 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор N 15 на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины.

Пунктом 2.1 указанного договора установлено, что в соответствии с Лесным кодексом, на основании протокола N 43 от 18.08.05 «О результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда» арендодатель передает в аренду, арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины, сроком на 49 лет.

В разделе 5 «Арендная плата» стороны согласовали, что арендная плата исчисляется исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.01 N 127 с применением повышающего коэффициента 1,5 согласно ФЗ N 173 «О федеральном бюджете на 2005 год», с применением повышающего коэффициента 1,4 согласно приказу N 50 от 01.04.05 Федерального Агентства лесного хозяйства «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню». Размер арендной платы увеличивается на 10% согласно протоколу N 43 от 18.08.05 «О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда».

Пунктом 5.2 договора установлено, что арендная плата вносится в доход бюджета в том календарном году, в котором выписан лесорубочный билет, в следующие сроки: 15.02 - 15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 - 10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11 - 15%; 15.12 - 15%.

В соответствии с пунктом 5.3 договора в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс «арендатор» обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.

По акту передачи участков лесного фонда в пользование от 31.08.05 участки лесного фонда переданы арендатору.

Согласно пункту 5.4 договора за просрочку арендных платежей арендатор выплачивает пеню за каждый день просроченного дополнительного платежа в размере 0,007% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Расчет арендной платы произведен истцом исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127 с применением коэффициента 1,8, установленного статьей 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.06 N 238-ФЗ.

В последующем истцом произведены перерасчет арендной платы за 2007 год и расчет арендной платы за 2008 год на основании Постановления Правительства от 22.05.07 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» с применением к минимальным ставкам коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.05 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», коэффициента 1,15, установленного статьей 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также конкурсного коэффициента 10% (п. 5.1 договора).

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате арендной платы, истец просит взыскать с ответчика 418 458 руб. - долг за период с 16.02.07 по 04.06.08 и 7 116 руб. - неустойку за период с 16.02.07 по 04.06.08.

Ответчик не согласился с предъявленными требованиями, указав следующее:

- условия договора предусматривали обязанность производить расчет арендных платежей в соответствии со ставками лесных податей, которые установлены действующими в этот период нормативными документами.

- в связи с этим размер лесных податей определялся на основании минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127 с повышающими коэффициентами, установленными законами о федеральном бюджете на каждый год,

- Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах предоставленной ему Лесным кодексом 1997 года компетенции приказом от 14.09.05 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» устанавливало дополнительные повышающие коэффициенты к ставкам лесных податей, в том числе для Красноярского края - 1,4.

- в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (ФЗ N 200-ФЗ от 04.12.06), вступившего в силу с 01.01.07, арендная плата определяется на основе минимальных ставок арендной платы, которые рассчитываются на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, в связи с чем с 01.01.07 при расчете арендных платежей ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, применению не подлежат.

- пункт 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (ФЗ N 200-ФЗ от 04.12.06) устанавливает, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,

- при расчете арендной платы начиная с 01.01.2007 подлежали применению минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127 (действовавшие до 12.06.07) и ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 (действующие с 12.06.07),

- при этом к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127, подлежал применению коэффициент 1,8 установленный на 2007 год статьей 20 ФЗ от 19.12.06 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»,

- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.05 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» был издан в рамках предоставленных данному агентству полномочий и подлежал применению только в период действия Лесного кодекса 1997 года.

- условия договора по определению размера арендных платежей ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» соблюдались полностью, истцу неоднократно указывалось на необходимость перерасчета арендной платы и необоснованность применения коэффициента 1,4,

Ответчик представил платежные документы по уплате арендной платы за 2007 и 2008 годы, а также контррасчет суммы долга.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Из материалов дела следует, что правоотношения сторон вытекают из обязательственных правоотношений - договора от 31.08.05 N 15 на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Из представленных материалов дела и пояснений сторон следует, что требования истца по настоящему делу и возражения ответчика связаны с применением коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Факт передачи истцом участков лесного фонда по договору от 31.08.05 N 15 на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины ответчику подтвержден актом передачи участков лесного фонда в пользование от 31.08.05.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

До 01.01.2007 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ. В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, или определяются по результатам лесных аукционов.

Во исполнение указанной нормы Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации 14.09.2005 был принят приказ N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», согласно которому для субъекта - Красноярский край установлен коэффициент 1,4, применяемый к ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 127 от 19.02.2001.

Согласно 105 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Пунктом 5.3 договора аренды установлено, что в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс «арендатор» обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом; если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Из системного толкования, буквального содержания пунктов 5.1, 5.5 договора аренды, а также пояснений сторон в судебном заседании следует, что договором определен порядок определения арендной платы со ссылкой на нормативные акты, действующие в момент его заключения, с изменением законодательства подлежат применению вновь установленные нормы права.

С 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введён в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Согласно статье 3 ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Принятым в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

Таким образом, при расчете арендной платы в 2007 году подлежали применению минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства РФ N 127 от 19.02.2001 и ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.

Довод истца о том, что при расчете арендной платы в 2007, 2008 гг. должен применяться коэффициент 1.4, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» отклоняется судом по следующим основаниям.

На основании статьи 13 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, признана утратившей силу, в том числе статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, согласно которой ставки лесных податей устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46, 47 Кодекса, или определялись по результатам лесных аукционов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года N 255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4.

Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2007, не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Пунктом 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что к ставкам применяются корректирующие коэффициенты. Правительство Российской Федерации, в компетенцию которого входит утверждение ставок платы и корректирующих коэффициентов, корректирующие коэффициенты на тот момент не утвердило.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.07 N 314 «О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений» (пункт 6) отменены полномочия Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений по утверждению ставок арендной платы.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 60 от 29.02.2008 «Об отмене некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства» отменено действие приказа от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».

Таким образом, действие приказа от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» не может распространяться на правоотношения, возникшие после прекращения полномочий Федерального агентства лесного хозяйства в области установления ставок арендной платы и корректирующих коэффициентов.

Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании 418 458 руб. - долга за период с 16.02.07 по 04.06.08, исчисленного с применением коэффициента 1,4, заявлены не обосновано и удовлетворению не подлежат.

Истец также просит взыскать 7 116 руб. - неустойки за период с 16.02.07 по 04.06.08

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

На основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно пункту 5.4 договора за просрочку арендных платежей арендатор выплачивает пеню за каждый день просроченного дополнительного платежа в размере 0,007% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

В связи с тем, что истцом не доказан факт возникновения у ответчика обязанности по оплате задолженности в сумме 418 458 руб. за период с 16.02.07 по 04.06.08, не могут быть начислены и подлежать взысканию пени на указанную сумму.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины исходя из суммы иска 425 574 руб. относятся на истца. При обращении с настоящим иском истец уплатил госпошлину в сумме 8 424 руб. платежным поручением от 26.02.08 N 66.

Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л :

В иске отказать.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Мотыгинское лесничество» (Красноярский край, п. Мотыгино) в доход федерального бюджета 1 587 руб. 48 коп. - государственной пошлины.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

     Судья


Михайлова Т.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-5403/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 02 декабря 2008

Поиск в тексте