АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 декабря 2008 года Дело N А33-14906/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.А. Иванова,

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Санаторий «Сосновый бор» (озеро Тагарское, Минусинский район, Красноярского края)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (г. Красноярск)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.10.2008 N 1070.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя - А.А. Абросимов по доверенности от 03.04.2008 N 110;

ответчика - С.Н. Мальцев по доверенности от 07.05.2008.

Протокола судебного заседания велся судьей Е.А. Ивановой.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.12.2008. В полном объеме решение изготовлено 05.12.2008.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

открытое акционерное общество «Санаторий «Сосновый бор» (далее - ОАО «Санаторий «Сосновый бор») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.10.2008 N 1070, вынесенного главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам Т.И. Малегиной.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и письменном пояснении.

Представитель административного органа заявленные требования оспорил, сославшись на доводы, указанные в отзыве на заявление.

В судебном заседании была опрошена в качестве свидетеля специалист - эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Минусинску И.В. Горяева, которая сообщила, что 20.10.2008 уведомила по телефону администратора санатория Шустову Аллу Владимировну о составлении протокола; 22.10.2008 в присутствии представителя общества А.А. Абросимова по доверенности от 20.10.2008 N 123 был составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ; главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам Т.И. Малегиной было вынесено определение от 22.10.2008 N 1437 о назначении места и времени рассмотрения дела. От получения определения и протокола А.А. Абросимов отказался. Причины отказа получения протокола и определения Абросимов не пояснил. Определение от 22.10.2008 почтой не направлялось. 24.10.2008 дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии вышеуказанного представителя, который от получения копии постановления отказался. При рассмотрении дела присутствовала и я; Т.И. Малегина объявляла какие дела рассматриваются, разъясняла права. В этот день рассматривалось несколько дел в отношении общества и его должностных лиц.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Санаторий «Сосновый бор» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401533604.

На основании распоряжения от 10.10.2008 N 885, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске, главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Красноятуранскому и Шушенскому районам Т.И. Малегиной, в период с 10.10.2008 по 24.10.2008 должностным лицом административного органа в отношении ОАО «Санаторий «Сосновый бор» проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При проведении проверки должностным лицом административного органа и на основании экспертного заключения Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 20.10.2008 N 1 установлены следующие нарушения:

- в помещении пищеблока обнаружены синантропные членистоногие - скопления рыжих тараканов;

- не выполняются мероприятия по защите объекта от синантропных членистоногих.

Указанные факты расценены административным органом в качестве нарушения статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, пункта 10.5 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», пункта 12.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольствернного сырья», пунктов 3.2, 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

По результатам проверки 22.10.2008 специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске был составлен протокол об административном правонарушении N 1257 в отношении ОАО «Санаторий «Сосновый бор» по статье 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к ответственности.

24.10.2008 административным органом вынесено постановление N 1070 о привлечении ОАО «Санаторий «Сосновый бор» к административной ответственности по статье 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие со ответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушения, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, помимо прочих, полномочия по контролю и надзору за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.

Пунктом 6 названного Положения предусмотрено право Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

В соответствии с Положением «О Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.01.2005 N 25, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Протокол об административном правонарушении от 22.10.2008 N 1257 составлен уполномоченным должностным лицом административного органа - специалистом-экспертом территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Минусинске, в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации вправе в том числе, главные государственные санитарные врачи городов, районов.

Постановление по делу об административном правонарушении от 24.10.2008 N 1070 вынесено уполномоченным должностным лицом.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 12.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в организациях не допускается наличие насекомых (вредные членистоногие - тараканы, мухи, рыжие домовые муравьи, комары, крысиные клещи; вредители запасов - жуки, бабочки, сеноеды, клещи и др.) и грызунов (серые и черные крысы, домовые мыши, полевки и др.).

На основании пунктов 3.2, 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся:

- устройство автономных вентиляционных систем;

- герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков;

- устройство незаглубленных мусорокамер;

- применение при устройстве мусоропроводов материалов, пригодных для их постоянной механической очистки.

При эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе:

- своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков;

- обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта;

- устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий;

- уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон;

- устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола;

- поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков;

- своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.

Факты нарушений ОАО «Санаторий «Сосновый бор» приведенных выше действующих санитарных правил и гигиенических нормативов подтверждается материалами дела, в том числе экспертным заключением филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 20.10.2008 N 1, следовательно, основания для привлечения его к административной ответственности у административного органа имелись.

Заявитель утверждает, что общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении 24.10.2008 согласно уведомлению от 23.10.2008 N ТМ-3810, фактически протокол оставлен 22.10.2008, при этом уведомление получено 27.10.2008, то есть после составления протокола.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАПа» предусмотрено, что положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

В уведомлении административного органа, адресованном В.П. Федяеву - директору ОАО «Санаторий «Сосновый бор», указано о необходимости явки 24.10.2008 к 14 час. 00 мин. по адресу г. Минусинск, ул. Комарова, 1, каб. 2-04 для составления и подписания протокола об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ и разъяснения прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении N 1257 в отношении ОАО «Санаторий «Сосновый бор» составлен 22.10.2008. Из представленного административным органом протокола следует, что при его составлении принимал участие А.А. Абросимов, которому были разъяснены права и обязанности, вручена копия протокола и разъяснено, что рассмотрение дела назначено 24.10.2008 на 14-00.

В судебном заседании представитель А.А. Абросимов дал пояснения, указав, что никто из сотрудников ОАО «Санаторий «Сосновый бор» не был извещен о месте и времени оставления протокола. 24.10.2008 он явился в отдел Роспотребнадзора для участия в рассмотрении дел по статье 14.8 КоАП РФ. Специалист И.В. Горяева предложила подписать протокол об административном правонарушении по статьей 6.3 КоАП РФ, что им было сделано и получена копия данного протокола. По окончании рассмотрения дел по статье 14.8 КоАП РФ ему было предложено получить копию постановления N 1070 по статье 6.3 КоАП РФ. От получения копии постановления по статье 6.3 КоАП РФ А.А. Абросимов отказался, поскольку не был правомочен участвовать при рассмотрении данного дела. Фактически данное дело не рассматривалось. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 24.10.2008 было получено 27.10.2008.