АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2009 года Дело N А33-17633/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Раздобреева И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (г. Краснояр

ск)

к индивидуальному предпринимателю Алешечкину Сергею Петровичу (г. Красноярск)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Дрендюк Е.С. представителя по доверенности от 12.01.2009,

от ответчика: индивидуального предпринимателя Алешечкина С.П.,

протокол настоящего судебного заседания вела судья И.А. Раздобреева.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Алешечкина Сергея Петровича (далее - предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал, пояснил, что факт правонарушения подтверждается материалами дела.

Предприниматель представил отзыв, в котором полностью признал свою вину в совершении административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, Алешечкин Сергей Петрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246307600117. На момент принятия заявления к производству арбитражного суда лицо, привлекаемое к административной ответственности, статус предпринимателя не утратило.

Предпринимателю 19.03.2004 Красноярским Краевым отделением Российской транспортной инспекции выдана лицензия N АСС-24-030720 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

03.12.2008 в адрес Территориального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю поступило письмо от Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения с просьбой организовать проведение совместной внеплановой проверки по соблюдению условий лицензирования индивидуального предпринимателя Алешечкина С.П.

При проведении контрольных мероприятий 05.12.2008 (распоряжение о проведении контрольных мероприятий от 03.12.2008 N 1427/7р ) установлено, что перевозка пассажиров по маршруту 100 «Ветлужанка - п. Энергетиков» (водитель Добророднов А.М.) осуществляется со следующими нарушениями: не горит фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака; аварийный выход в автобусе не имеет таблички по правилам его использования; средства измерения скорости находятся в не рабочем состоянии (проверено при движении автобуса).

Старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Журавлевым В.А. составлен протокол об административном правонарушении серии ААА N 96/006944 от 12.12.2008 по факту нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N АСС-24-030720 от 19.03.2004, выданной предпринимателю на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно:

- не обеспечен ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию, техническое состояние транспортных средств не соответствует требованиям безопасности дорожного движения (сообщение об обнаружении административного правонарушения от 05.12.2008);

- не обеспечен учет и контроль сроков прохождения медицинского периодического освидетельствования водителей (у водителей Эгабердиева А.Р. и Цховребова Ю.Р. отсутствуют медицинские справки установленного образца с действующими сроками с 04.05.2008 по 12.12.2008);

- не обеспечено проведение стажировки водителей (водители Цыбулькин В.А., Акимов В.А., Горбачев В.Ф. осуществляли перевозку пассажиров по маршруту 100 «Ветлужанка - п. Энергетиков» с 18.10.2008, 24.11.2008 и 27.11.2008 по 12.12.2008 без наличия стажировочного листа)

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявление административного органа подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В примечании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дано понятие должностного лица, при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

В силу пункта 2 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензирование перевозок осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 07.05.2002 N 61 лицензирование перевозок возложено на отделения Российской транспортной инспекции. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство транспорта упразднено, функции министерства по контролю и надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (пункт 12 Указа). Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 N АН-404ФС утверждено Положение об Управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю. В силу пункта 2.1 названного Положения Управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, надзор за исполнением юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, установленных нормативными актами требований.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 12.12.2008 серии ААА N 96/006944 составлен уполномоченным лицом.

Предусмотренные статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку составления протокола об административном правонарушении заявителем соблюдены.

Установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе в случае получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе:

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В силу пункта 4.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 N 27, организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст утвержден ГОСТ Р-51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Указанный стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, эксплуатируемые на автомобильных дорогах.

Из материалов дела следует, что эксплуатация автобуса в линии осуществлена с нарушением требований технического состояния автотранспортного средства, что подтверждается сообщением об обнаружении административного правонарушения от 05.12.2008.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

На основании п. 3.1.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 N 27 организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

В соответствии с пунктом 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

Материалами дела установлено, что у водителей Эгабердиева А.Р. и Цховребова Ю.Р. отсутствуют медицинские справки установленного образца с действующими сроками с 04.05.2008 по 12.12.2008, что подтверждается медицинской справкой на водителя Цховребова Ю.Р. N АЕ 233414 сроком действия по 03.05.2008. На водителя Эгабердиева А.Р. справка не представлена.

Согласно пункта 3.2.1 «Положения о безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.

Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки (пункт 3.2.2 Положения).

Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей (пункт 3.2.3 Положения).

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (пункт 3.2.4 Положения).

Из материалов дела следует, что водители Цыбулькин В.А., Акимов В.А., Горбачев В.Ф. осуществляли перевозку пассажиров по маршруту 100 «Ветлужанка - п. Энергетиков» с 18.10.2008, 24.11.2008 и 27.11.2008 по 12.12.2008 без наличия стажировочного листа.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что действия (бездействия) предпринимателя, выразившиеся: в не обеспечении ежедневного контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию; в не обеспечении учета и контроля сроков прохождения медицинского периодического освидетельствования водителей; в не обеспечении проведения стажировки водителей образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

Факт неисполнения названных выше требований, ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела (сообщением об обнаружении административного правонарушения от 05.12.2008, распоряжением о проведении проверки от 03.12.2008, протоколом об административном правонарушении серии ААА N 96/006844 от 12.12.2008, путевым листом N 394 от 05.12.2008).

При таких обстоятельствах, действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.