АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2009 года Дело N А33-10738/2008

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 20 января 2009 года.

Судья Арбитражного суда Красноярского края Р.В. Лесков,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога», г. Красноярск,

к открытому акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания» в лице филиала Красноярская ТЭЦ-3, г. Красноярск,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс», г. Красноярск,

о взыскании 4 242 руб. 10 коп. платы за пользование вагонами,

при участии:

от истца: Субботиной Ю.В., представителя по доверенности от 14.11.2006,

от ответчика: Пригородова Д.Н., представителя по доверенности от 20.08.2008, Фадеевой Т.В., представителя по доверенности от 26.11.2008,

от третьего лица: Арзамасовой О.Г., представителя по доверенности от 31.12.2008,

при ведении протокола судебного заседания Р.В. Лесковым

установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания» в лице филиала Красноярская ТЭЦ-3 о взыскании 4 242 руб. 10 коп. платы за пользование вагонами по договору N П-3/182 от 19.06.2001.

Определением от 21.08.2008 возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание на 18.09.2008.

Определением от 18.09.2008 назначено судебное разбирательство по делу на 16.10.2008.

Определением от 16.10.2008 судебное разбирательство по делу отложено на 17.11.2008, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс».

Определением от 17.11.2008 судебное разбирательство отложено на 18.12.2008 в связи с отсутствием извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства.

Определением от 18.12.2008 судебное разбирательство по делу отложено на 14.01.2009.

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому:

- договором подтверждено автоматическое включение в него требований Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации: в части 2 статьи 60 Устава содержится правило о том, кто вносит плату за пользование вагонами: основной владелец железнодорожного пути необщего пользования - ОАО «В-Сибпромтранс», а не как ни контрагент (филиал «Красноярская ТЭЦ-3». Трехстороннее соглашение об изменении порядка оплаты не заключено, следовательно, применяться должно правило части 2 статьи 60 Устава (плату вносит основной владелец);

- подача вагонов с приемо-сдаточных путей парка Входная (ОАО «В-Сибпромтранс») до мест погрузки, выгрузки и уборка вагонов с этих мест на приемо-сдаточные пути основного Владельца (ОАО «В-Сибпромтранс») осуществляется локомотивом Контрагента (филиал «Красноярская ТЭЦ-3»). Время подачи и уборки вагонов указывается в памятки приемосдатчика, которая подписывается представителями основного Владельца (ОАО «В-Сибпромтранс») и Контрагентом (филиал «Красноярская ТЭЦ-3»);

- подписанный договор между Перевозчиком (ОАО «РЖД») и Контрагентом (Предприятие) не учитывает технологическое время, связанное с подачей вагонов с выставочных путей станции Красноярск-Северный до приемо-сдаточных путей необщего пользования основного Владельца (ОАО «В-Сибпромтранс») и время на возвращение с приемо-сдаточных путей основного Владельца до выставочных путей станции Красноярск-Северный, которое является неоплачиваемым временем, то есть не учитывает обязательные требования ч.1,2 ст. 58 Устава;

- поскольку вагоны, предназначенные контрагенту (грузополучатель, владелец пути необщего пользования ТЭЦ-3), а также основному владельцу пути необщего пользования подаются перевозчиком на выставочные пути станции Красноярск-Северный, дальнейшее их продвижение до приемо-сдаточных путей парка Входная (ОАО «В-Сибпромтранс») и возвращение на выставочные пути станции Красноярск-Северный осуществляется локомотивами основного владельца, продвижение вагонов к местам погрузки, выгрузки с приемо-сдаточных путей основного владельца (ОАО «В-Сибпромтранс») и возвращение на приемо-сдаточные пути парка Входная (ОАО «В-Сибпромтранс») осуществляется локомотивами контрагента. Время на выполнение таких операций в силу п. 2 статьи 62 Устава не должно включаться в оплачиваемое время на пользование вагонами. Их продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а не в 2-х стороннем договоре о порядке взыскания платы за пользование вагонами;

- ответчик согласен на внесение компенсации основному Владельцу железнодорожных путей необщего пользования (ОАО «В-Сибпромтранс») суммы в размере 681,8 руб. (с НДС) платы за пользование вагонами N 23140205 - на основании памятки приемосдатчика N 909, за вагон N 43444165 - (памятка приемосдатчика N 190), за вагон N 44427821 (памятка приемосдатчика N 263), за вагоны N N 63021034, 60359163 - памятка приемосдатчика N 272, подписанных представителями основного Владельца (ОАО «В-Сибпромтранс») и Предприятием (филиал «Красноярская ТЭЦ-3») по завершении приемосдаточных операций на железнодорожных путях парка Входная (ОАО «В-Сибпромтранс»). Но это правоотношения между ОАО «В-Сибпромтранс» и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», и иск ОАО «РЖД» заявлен явно ненадлежащему ответчику;

- ответчиком по настоящему делу должен быть основной владелец - ОАО «В-Сибпромтранс», на нем лежит первоначальная обязанность по внесению платы перевозчику, дальнейшие расчеты производятся уже между контрагентом и владельцем. Данный вывод вытекает из действующего законодательства (Устава) и договора N11-3/182 от 19.06.2001г. о порядке взыскания платы за пользование вагонами.

Истцом представлены письменные возражения на отзыв ответчика, согласно которым:

- довод ответчика о том, что возложение на контрагента обязанности вносить плату за пользование вагонами за всё время нахождения вагонов на подъездных путях владельца и контрагента не соответствует действующему закону является необоснованным, т.к. 30.12.2005 и 23.07.2007 (после введение в действие УЖТ РФ) к договору о порядке взыскания платы за пользование вагонами были заключены дополнительные соглашения, в которых ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала - Красноярская ТЭЦ-3 приняло на себя обязательство по внесению перевозчику платы за пользование вагонами;

- определение периода оплачиваемого времени на законодательном уровне является обоснованным. Взаимоотношения ветвевдалельца - ОАО «В-Сибпромтранс» и контрагента - филиал «Красноярская ТЭЦ-3» регулируются отдельным договором на транспортное обслуживание N Д2005/0149. Подача вагонов с приемо-сдаточных путей ветвевладельца до мест погрузки, выгрузки и уборка вагонов с таких мест оформляется памяткой, подписываемой представителями указанных сторон, без участия перевозчика. Соответственно последний не может контролировать время, когда вагоны находятся на местах погрузки-выгрузки, то есть в распоряжении непосредственно Контрагента;

- филиал «Красноярская ТЭЦ-3», являющийся контрагентом ветвевладельца, не может выступать в качестве стороны договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;

- технологическое время в размере 5,5 часа предусмотрено п.3 договора N П-3/182 с учётом дополнительного соглашения от 30.12.2005, что целесообразно, поскольку именно в данном договоре закреплено обязательство контрагента по внесению платы за пользование вагонами перевозчику. При расчёте оплачиваемого времени для начисления платы за пользования вагонами для контрагента ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала - Красноярская ТЭЦ-3 из общего времени нахождения вагонов на путях необщего пользования владельца и контрагента истцом было исключено технологическое время в размере 5,5 часа, предусмотренное договором N П-3/182 с учётом дополнительного соглашения от 30.12.2005 из общего времени нахождения под грузовыми операциями.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-7518/02-с1 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между ФГУП «Красноярская железная дорога» (дорога) и ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N 5 от 20.09.2000 на обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к третьему пути ст. Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца на следующих условиях:

Согласно параграфу 3 данного договора, сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 или 7 приемо-отправочных путей ст. Красноярск-Северный локомотивом ветвевладельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути ст. Красноярск-Северный. Передача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути оформляется натурным листом, составленным сдающей стороной и подписываемым уполномоченными представителями дороги и владельца, с указанием времени передачи.

В параграфе 7 договора установлено технологическое время на обработку поданных вагонов - 24,3 часа.

Согласно параграфу 10 договора при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечню - приложение N 1 к договору.

В перечне предприятий, обслуживаемых ОАО «В-Сибпромтранс», являющемся приложением N 1 к данному договору, значится ТЭЦ-3 ОАО «Красноярскэнерго».

19.06.2001 между ФГУП «Красноярская железная дорога» (Дорога) и ОАО «Красноярскэнерго» (Красноярская ТЭЦ-3) (предприятие) подписан договор N П-3/182 о порядке взыскания платы за пользование вагонами, в соответствии с пунктом 1 (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2005 к договору N П-3/182 от 19.06.2001) которого Предприятие вносит Дороге плату за пользование вагонами в соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Технологический срок оборота вагонов составляет 24,3 часа.

Договор вступает в силу с 01.01.2001 и действует до 31.12.2001. Действие договора автоматически продляется на прежних условиях на каждый следующий год, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне о намерении его расторгнуть, не менее чем за 30 дней до истечения срока действия договора (пункт 6 договора).

Согласно пункту 2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2005 к договору N П-3/182 от 19.06.2001) оплачиваемое время исчисляется с момента передачи вагонов на приемо-отправочных путях станции Красноярск-Северный до момента возвращения их на эти же пути.

Пунктом 3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2005 к договору N П-3/182 от 19.06.2001) установлено, что из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки и выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, а также на операции, относящиеся к начально-конечным, которое составляет 5,5 часа.

Плата за пользование вагонами начисляется на основании памяток приемосдатчика и ведомостей подачи-уборки вагонов, подписанных представителем Предприятия, и производится списанием с лицевого счета Предприятия (пункт 4 договора).

Договором N П-3/182 от 19.06.2001 установлено, что в случае издания нормативных актов, изменяющих размеры плат, сборов и порядок их оплаты, такие законы и нормативные акты автоматически распространяются на настоящий договор без его пересмотра с момента введения в действие этих законов и нормативных актов.

ОАО «Российские железные дороги» является правопреемником ФГУП «Красноярская железная дорога».

В соответствии с дополнительными соглашениями от 30.12.2005 и от 23.07.2007 к договору N П-3/182 от 19.06.2001 стороной по договору N П-3/182 от 19.06.2001 является открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».

В соответствии с памяткой приемосдатчика N 54 вагон N 24404964 подан на выставочный путь 16.04.2008 в 22 час. 00 мин., возвращен 17.04.2008 в 12 час. 00 мин. Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001371 время для расчета платы за пользование вагоном N 24404964 составило 09 часов. Истцом начислена плата за пользование вагоном N 24404964 в размере 192 руб. 60 коп.

В соответствии с памяткой приемосдатчика N 59 вагон N 23140205 подан на выставочный путь 20.04.2008 в 18 час. 00 мин., возвращен 21.04.2008 в 12 час. 00 мин. Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001371 время для расчета платы за пользование вагоном N 23140205 составило 13 часов. Истцом начислена плата за пользование вагоном N 23140205 в размере 294 руб. 40 коп.

В соответствии с памяткой приемосдатчика N 91 вагон N 43444165 подан на выставочный путь 06.06.2008 в 03 час. 50 мин., возвращен 07.06.2008 в 08 час. 00 мин. Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 002204 время для расчета платы за пользование вагоном N 43444165 составило 23 часа. Истцом начислена плата за пользование вагоном N 43444165 в размере 670 руб. 40 коп.

В соответствии с памяткой приемосдатчика N 92 вагон N 44427821 подан на выставочный путь 06.06.2008 в 19 час. 00 мин., возвращен 08.06.2008 в 08 час. 00 мин. Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 002204 время для расчета платы за пользование вагоном N 44427821 составило 32 часа. Истцом начислена плата за пользование вагоном N 44427821 в размере 1 397 руб. 60 коп.

В соответствии с памяткой приемосдатчика N 93 вагоны N 63021034 и N 60359163 поданы на выставочный путь 07.06.2008 в 07 час. 35 мин., возвращен 08.06.2008 в 08 час. 00 мин. Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 002204 время для расчета платы за пользование вагонами N 63021034 и N 60359163 составило по 19 часов. Истцом начислена плата за пользование вагоном N 63021034 в размере 520 руб. 00 коп., за пользование вагоном N 60359163 в размере 520 руб. 00 коп.

Общая сумма начисленной истцом платы за пользование вагонами составляет 4 242 руб. 10 коп.

От подписи ведомостей N 001371 и N 002204 представитель ответчика отказался, о чем составлены акты общей формы NN 232 и 307. О составлении актов общей формы сделаны пометки в ведомостях учета времени.

Представителю ответчика направлены уведомления NN 232 и 307 о начисленных суммах платы по указанным ведомостям учета времени.

Поскольку ответчиком сумма платы за пользование вагонами в размере 4 242 руб. 10 коп. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между ФГУП «Красноярская железная дорога» (Дорога) и ОАО «Красноярскэнерго» (Красноярская ТЭЦ-3) (предприятие) подписан договор N П-3/182 от 19.06.2001 о порядке взыскания платы за пользование вагонами, правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации вносимая в соответствии со статьей 39 Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.

Согласно части 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.

В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (федеральный закон N 18-ФЗ от 10.01.2003) к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.