АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2009 года Дело N А33-14947/2008

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 января 2009 года. В окончательной форме решение изготовлено 06 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Компания «Ориентир-М», г. Красноярск,

к закрытому акционерному обществу «Одежда 3000», г. Москва,

о взыскании 102 000 руб. 03 коп. задолженности,

и встречное исковое заявление закрытого акционерного общества «Одежда 3000», г. Москва,

к обществу с ограниченной ответственностью Компания «Ориентир-М», г. Красноярск,

о взыскании 23 800 руб. 01 коп. пени,

при участии:

от истца: Дмитриева Д.Я., представителя по доверенности от 30.01.2007,

от ответчика: Чертковой Т.В., представителя по доверенности от 20.11.2008,

при ведении протокола судебного заседания Р.В. Лесковым,

установил: общество с ограниченной ответственностью Компания «Ориентир-М» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу «Одежда 3000» о взыскании 102 000 руб. 03 коп. задолженности по приложению N 1 от 08.07.2008 к договору N 1 от 05.05.2006 на изготовление и монтаж типовой продукции.

Определением от 13.11.2008 возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание на 10.12.2008.

Определением от 10.12.2008 арбитражный суд признал подготовку дела к судебному разбирательству оконченной и назначил дело к судебному разбирательству на 13.01.2009.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 11 час. 45 мин. 13.01.2009 до 17 час. 00 мин. 20.01.2009. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Ответчик заявил встречное исковое заявление о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Компания «Ориентир-М» 23 800 руб. 01 коп. пени за просрочку срока выполнения работ по договору N 1 от 05.05.2008. Судом вынесено определение о принятии встречного искового заявления.

Определением от 20.01.2009 судебное разбирательство по делу отложено на 30.01.2009.

Истец по первоначальному иску представил письменное дополнение к исковому заявлению, согласно которому подрядчик изготовил световые короба, установив на каждом из них, в соответствии с приложением к договору N 1 от 05.05.2008, по 300 ламп ЛСД мощностью 30 Ватт каждая; расчетная потребляемость каждого светового короба составляет 9 КВатт.

Ответчик по первоначальному иску представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому:

- ответчик оплатил продукцию и работы на сумму 1 501 000 руб. 07 коп.;

- в момент приемки части работ - 01.07.2008 световые короба отвечали своему функциональному назначению - освещались во включенном состоянии. Однако в течение первой недели после установки и включения обнаружились скрытые недостатки, которые не могли быть обнаружены при приемке - световой короб перестал освещаться из-за выхода из строя вводного автомата вследствие превышения мощности ламп в коробе над допустимой мощностью. Поскольку к моменту обнаружения недостатков выполненных Истцом работ возникла необходимость в переносе коробов на другие закладные, вопрос об устранении недостатков должен был быть решен на новом месте монтажа коробов;

- при монтаже коробов на другие закладные Истец выполнил работы с теми же недостатками, не позволяющими использовать результат работ по прямому функциональному назначению: то есть короба были смонтированы, но они не освещаются из-за неправильно выполненных работ Истцом, а именно - из-за установки ламп большей мощности, чем позволяют технические возможности конструкции. Указание на целевое назначение световых коробов содержится в Оригинал-макете светового короба, который является приложением N 2 к Договору N 1 от 05.05.2008, подписанным Истцом и Ответчиком. В связи с этим Ответчик не подписал акт приема-сдачи N 364 от 06.10.2008 и таким образом не принял работы, выполненные Истцом;

- установив недостаток, Ответчик заявил об этом Истцу, отказавшись от принятия работ. Отказ от принятия работ с мотивированным изложением причин отказа Ответчик оформил в виде замечаний на акте приема-сдачи N 364 от 06.10.2008;

- превышение мощности установленных Истцом ламп над максимально допустимой для световых коробов мощностью в соответствии с п. 5 ст. 720 ГК РФ установлено путем проведения соответствующих замеров независимой организацией ООО «М+В Цандер Фэсилити Менеджмент СНГ» и зафиксировано актом от 06.11.2008. Согласно данному акту мощность электроприборов, потребляющих электричество (единственный потребитель электроэнергии - лампы), превышает разрешенную мощность в 2,5 раза. Разрешенная мощность (6 КВт) установлена Торговым комплексом «Планета». Истец знал величину допустимой мощности к моменту сдачи-приемки работ, что подтверждается письмом Истца от 01.07.2008. Проектирование коробов, включая расчет нагрузки тока, и выполнение монтажных работ производил Истец (изготовление проектной документации - обязанность Истца согласно п. 1.1. Договора N 1 от 05.05.2008), следовательно, за недостатки выполненных работ отвечает Истец;

- обязанность Истца безвозмездно устранить недостатки работы, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, установлена п. 1 ст. 723 ГК РФ, а также 2.10 Договора N 1 от 05.05.2008;

- истец до настоящего времени не устранил недостатки работы, в связи с чем Ответчик не подписывает акт приема-сдачи. Следовательно, обязанность произвести окончательный расчет в сумме 102 000 руб. 03 коп. у Ответчика до настоящего времени не возникла;

- ссылка Истца на Технические условия для выполнения монтажа типовой продукции, установленные Приложением N 4 к Договору N 1 от 05.05.2008, несостоятельна. Согласно указанным Техническим условиям Ответчик производит вывод точки подключения к электропитанию непосредственно к подключаемому объекту; обеспечивает точку подключения соответствующей защитой; предоставляет Истцу беспрепятственный доступ к месту монтажа. Все эти условия Ответчик выполнил.

Ответчик по встречному исковому заявлению представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просрочка выполнения работ составляет 14 дней; размер пени составляет 3 332 руб.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

05.05.2008 истцом и ответчиком подписан договор N 1 на изготовление и монтаж типовой продукции, в соответствии с пунктом 1.1 исполнитель (истец) обязуется по заданию заказчика (ответчик) выполнить работы по изготовлению продукции: проектная документация, световые короба в количестве 2 шт. на фасаде ТРК «Планета» и световые вывески в количестве 2 шт. внутри торгового комплекса согласно сметы, а также ее монтажу, а заказчик обязуется принять и оплатить продукцию (работы) в сроки и на условиях, предусмотренных договором. Основные материалы для изготовления продукции: алюминиевые композитные панели, акрил, ЛДС, пленка Oracal, банер, металл, крепежные элементы. Основные технические и прочие характеристики продукции указываются в приложениях NN 1, 2 к договору. Подключение к электросети производится исполнителем только при условии подписания заказчиком приложения N 4 к договору. Монтаж (крепление на несущую поверхность) продукции производится силами исполнителя по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 77 (пункт 1.2 договора).

В соответствии с пунктом 4.1 договора стоимость работ по договору определена в рублях и составляет 1 263 000 руб.

Ответчик произвел оплату выполненных работ по договору в сумме 1 263 000 руб., что подтверждается платежными поручениями N 2970 от 13.05.2008, N 3969 от 16.07.2008.

Письмом от 01.07.2008 истец уведомил ответчика о том, что работы по изготовлению и монтаже коробов «Модис» на фасаде ТРЦ «Планета» завершены 01.07.2008, левый короб истец подключать не стал, т.к. сечение кабеля не соответствует потребляемой мощности короба; истец просит ответчика вывести кабели соответствующей мощности.

08.07.2008 истцом и ответчиком подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 1 от 05.05.2008, в соответствии с пунктами 1-4 которого истец осуществляет: демонтаж световых коробов «Модис» в количестве двух штук (11,1 х 4м, 10,7 х 4м) с закладных N 11 и N 12; монтаж световых коробов «Модис» в количестве двух штук (11,1 х 4м, 10,7 х 4м) на закладные N 4 и N 15; изготавливает для световых коробов «Модис» в количестве двух штук (11,1 х 4м, 10,7 х 4м) новые несущие. Приемка продукции оформляется накладной ТОРГ-12, актом приема-передачи результата выполненных работ с приложением фотографий. Датой выполнения работ следует считать дату подписания соответствующего акта приема-передачи выполненных работ.

В силу пункта 7.1 договор вступает в силу с момента его подписания.

Согласно пункту 2.2. договора исполнитель обязуется приступить к исполнению продукции в первый рабочий день после поступления предоплаты от заказчика, в размере, предусмотренном договором, при условии получения оригинал-макета и технической документации. Исполнитель обязуется изготовить продукцию и произвести ее монтаж в течение 25 рабочих дней для внутренних вывесок, 45 рабочих дней для световых коробов на фасаде ТРЦ «Планета». Исполнитель выполняет дополнительные работы, необходимость в которых возникла в период технологической проработки изготовления продукции или проведения монтажа. При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ исполнитель уведомляет об этом заказчика и проводит дополнительные работы только после согласования их с заказчиком. Дополнительные работы оплачиваются заказчиком отдельно на основании выставленного исполнителем счета и Дополнительного соглашения к Договору.

Пунктом 2.4 договора установлено, что заказчик обязан до начала работ предоставить исполнителю всю необходимую для надлежащего выполнения работ информацию, в том числе о предполагаемых условиях эксплуатации продукции, особенностях места монтажа продукции, обстоятельствах влияющих на ход выполнение работ. Исполнитель имеет право требовать предоставления ему необходимой для выполнения работ информации и приостановить работы до ее получения, если выполнение работ без такой информации невозможно или может влиять на качество результата работ.

Заказчик обязуется принять продукцию по количеству и результат работ по монтажу и подписать акт приема-передачи не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления о готовности результата работ или предоставления для подписания акта приема-передачи. Время получения акта приема-передачи или уведомления о готовности работ указывается в копии акта/уведомления, остающейся у исполнителя либо в любом ином документе, позволяющем установить время предоставления акта для подписания или уведомления (пункт 2.7 договора).

В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 08.07.2008 стоимость работ определена в рублях и составляет 340 000 руб. 10 коп. Смета - Приложение N 1. НДС не облагается. В стоимость работ включена: стоимость материалов; прочие расходы, связанные с изготовлением предмета настоящего договора; демонтаж и монтаж продукции (пункт 1.1.2 дополнительного соглашения). Оплата работ производится Заказчиком на основании счетов исполнителя (пункт 1.2 дополнительного соглашения).

Порядок и сроки оплаты определены в пункте 1.3 дополнительного соглашения: 70% от стоимости заказа - предоплата в размере 238 000 руб. 07 коп.; 30% от стоимости заказа - окончательный расчет в размере 102 000 руб. 03 коп. в течение 7 (семи) банковских дней с момента подписания акта приема-передачи, согласно пункту 2.7 Договора N 1 от 05.05.2008.

Платежным поручением N 37 от 22.07.2008 ответчик перечислил истцу денежную сумму в размере 238 000 руб. 07 коп. с назначением платежа «аванс 70 % за демонтаж, монтаж световых коробов».

Истцом ответчику поставлен световой короб, что подтверждается товарной накладной N 356 от 06.10.2008 на сумму 60 670 руб. 34 коп.

Истцом и ответчиком подписан акт N 364 от 06.10.2008, согласно которому истцом по заданию заказчика выполнено: демонтаж, изготовление несущей и монтаж световых коробов на закладные N 15 и N 4 фасада ТРЦ «Планета» на сумму 279 329 руб. 76 коп. Акт N 364 от 06.10.2008 подписан представителями ответчика с претензиями, согласно которым по результатам замеров напряжения, проведенных в присутствии представителя истца 20.10.2008 специалистами УК «Цандер», выявлено завышение мощностей установленных ламп, что приводит к отключению автоматических предохранителей; в связи с этим использовать результат выполненных работ по прямому функциональному назначению (освещению вывески в темное время суток) невозможно; невозможность использовать результат работ по прямому функциональному назначению является дефектом в соответствии с пунктом 3.3.3 договора N 1 от 05.05.2008; ответчик счел необходимым проведение со стороны истца необходимых работ по уменьшению потребляемых мощностей световыми вывесками «Модис» в соответствии с пунктом 3.3 договора.

В соответствии с пунктом 7.5 договора N 1 от 05.05.2008 споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения договора, разрешаются путем переговоров. Срок для ответа на письменные претензии - не более 7 рабочих дней. При недостижении согласия между сторонами споры разрешаются в Арбитражном суде Красноярского края.

Истцом ответчику направлена претензия N 13 от 22.10.2008 с просьбой оплатить оставшуюся сумму в размере 102 000 руб. 03 коп. до 17.10.2008; дата ввода рекламной конструкции в эксплуатацию задерживается по причинам, не зависящим от истца.

06.11.2008 представителями истца, ответчика, ООО «М+В «Цандер», ЗАО «РосЕвроДевелопмент-Красноярск» составлен акт о том, что были произведены повторные электрические замеры тока рекламных фасадных конструкций «Модис», которые показали превышение токовых нагрузок относительно технического задания и договорный обязательств между ЗАО «РосЕвроДевелопмент-Красноярск» и ООО «Одежда 3000». Комиссией определено ООО «Одежда 3000» откорректировать нагрузки рекламных щитов согласно технического задания и договора (6 кВт на 1 рекламных щит), заменить испорченные автоматические выключатели (Merlin Gerin C60N 3ф С16).

Истец в адрес ответчика направил письмо N 187 от 09.12.2008, в котором сообщает, что после получения от ответчика гарантийного письма на оплату задолженности в размере 102 000 руб. в течение 5 рабочих дней истец обязуется приобрести за счет собственных средств новые автоматы и в течение 12 рабочих дней передать их ответчику.

Письмом N 01 от 12.01.2009 истец сообщил ответчику, что готов приобрести за свой счет автоматические выключатели в количестве 2 штук и контакторов в количестве 2 штук и предоставить для установки, если ответчик обязуется оплатить оставшуюся сумму по дополнительному соглашению в размере 102 000 руб. в течение 7 рабочих дней после передачи аппаратуры представителю ответчика пол доверенности.

Ответчик истцу направил письмо от 12.01.2009, в котором сообщил, что произведет оплату 102 000 руб. задолженности при условии приемки работ и подписания акта приема-передачи, который будет подписан заказчиком по окончании выполнения исполнителем работ по включению световых коробов на фасаде торгового центра «Планета» и демонстрации их работоспособности.

Истец в адрес ответчика направил письмо N 03 от 13.01.2009 (получено представителем ответчика 15.01.2009) с просьбой определить конечную дату оплаты.

Ссылаясь на то, что работы до настоящего времени оплачены не в полном объеме, истец обратился с настоящим иском и просит взыскать 102 000 руб. 03 коп. задолженности по договору N 1 от 05.05.2008.

Ответчик, предъявляя встречный иск о взыскании с ответчика 23 800 руб. 01 коп., указывает на следующие основания его предъявления и доказательства обстоятельств, на которые он ссылается:

Ответчик выполнил работы по дополнительному соглашению N 1 от 08.07.2008 с недостатками, не позволяющими использовать результат работ по прямому функциональному назначению - отсутствует освещение коробов. Это обстоятельство не дает считать работы выполненными и не позволяет истцу принять работы и подписать акт.

Смета на перемонтаж коробов была подписана 08.07.2008. Работы должны были быть выполнены в течение 45 рабочих дней, т.е. до 09.09.2008.

Согласно пункту 5.1 договора N 1 от 05.05.2008 в случае несоблюдения окончательного срока выполнения работ, а также в случае нарушения сроков устранения возникших дефектов в период эксплуатации, заказчик вправе письменно потребовать от исполнителя выплаты пени в размере 0,1 % от размера предоплаты за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы предоплаты, если причиной не явились форс-мажорные обстоятельства (раздел 6), действия или указания заказчика.

Истцом по встречному иску начислена пеня в размере 23 800 руб. 01 коп.

Ссылаясь на то, что работы до настоящего времени не выполнены, ответчик обратился со встречным исковым заявлением в суд и просит взыскать с ООО «Компания «Ориентир-М» 23 800 руб. 01 коп. пени.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Между истцом и ответчиком сложились отношения по договору подряда, регламентированные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.

Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).