АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2009 года Дело N А33-2768/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 06.02.2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Норильску Красноярского края

о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 2 420 596,83 руб.,

в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,

при ведении протокола судебного заседания судьей Смольниковой Е.Р.

установил:

открытое акционерное общество «Норильский горно - металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Норильску Красноярского края о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 2 420 596,83 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 13.03.2008 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (телефонограммы от 04.02.2009), в судебное заседание явку своих полномочных компетентных представителей не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

В обоснование своих требований заявитель пояснил, что им были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 год и заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога. Налоговый орган письмом уведомил общество об отсутствии оснований для возврата заявленных сумм земельного налога.

Налоговый орган требования заявителя не признал, считает, что оспариваемые действия по отказу в возврате земельного налога соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах, заявителем пропущен срок для обращения с заявлением о возврате налога.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

30.06.2003 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой налогоплательщик продекларировал к уплате 142 184 235 руб.

30.11.2004, 09.12.2004, 08.08.2006, 16.04.2007 в связи с корректировкой площадей земельных участков обществом были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которыми размер налоговых обязательств по земельному налогу был уменьшен до 135 649 294 руб., 135 796 297 руб., 132 218 360 руб., 133 499 940,63 руб. соответственно.

12.08.2008 обществом представлена в налоговый орган итоговая уточненная налоговая декларация N 5, в соответствии с которой размер налоговых обязательств по земельному налогу за 2003 год скорректирован в сторону уменьшения и составил 132 945 992 руб.

Основанием уменьшения суммы налога на основании уточненной налоговой декларации N 5 послужило исправление ошибок, допущенных при составлении налоговой декларации от 30.06.2008, в частности уточнение площади земельного участка (участок N 1), предоставленного под холодный склад ЖЭУ-5 с 1 045 кв.м на 104,5 кв.м (сумма налога к возврату составила 7 509,90 руб.), а также уменьшение площади земельных участков, находящихся в пользовании общества:

земельного участка (участок N 2), предоставленного под здание по ул. Октябрьская, 41, в связи с переоформлением земельного участка в аренду на основании постановления Администрации города Норильска от 05.01.2003 N 44, что следует из письма общества от 24.08.2004 N 600 и письма Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Норильска от 07.12.2004 N 6-3317 (сумма налога к возврату составила 3 653,41 руб.);

земельного участка (участок N 3) по ул. Октябрьская, 23 (отдел центральных цехов), в связи переоформлением земельного участка в аренду (договор аренды земельного участка от 12.04.2003) на основании постановления Администрации города Норильска от 11.04.2003 N 550 (сумма налога к возврату составила 15 221,82 руб.);

земельного участка (участок N 4), предоставленного под тяговую подстанцию N 105, право пользования на который прекращено с 01.01.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 30.12.2005 N 2571 (сумма налога к возврату составила 14 825,20 руб.);

земельного участка (участок N 5), предоставленного под комбинат полуфабрикатов, право пользования на который прекращено с 01.01.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 29.04.2006 N 829 (сумма налога к возврату составила 56 693,50 руб.);

земельного участка (участок N 6), предоставленного под цех металлоконструкций на праве аренды на основании постановления Администрации города Норильска от 14.11.2002 N 1358 (договор аренды земельных участков N 2737 от 15.11.2002) (сумма налога к возврату 33 588 руб.);

земельного участка (участок N 8), предоставленного под строительство пожарного депо жилого района Оганер г. Норильска, право пользования на который прекращено с 01.06.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 03.11.2005 N 2089 (сумма налога к возврату - 72 096,89 руб.);

земельного участка (участок N 9), предоставленного под здание технического отряда N 10, право пользования на который прекращено на основании постановления Администрации города Норильска от 25.07.2003 N 1034 (сумма налога к возврату - 122 839,93 руб.);

земельного участка (участок N 10), предоставленного под строительство мемориального комплекса в районе горы Шмидта, право пользования на который прекращено с 01.05.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 08.07.2004 N 1200 (сумма налога к возврату - 294 788,70 руб.);

земельного участка (участок N 11), предоставленного под трассу трубопроводов и брызгальных устройств для кислородной станции, право пользования на который прекращено с 01.07.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 20.07.2004 N 1308 (сумма налога к возврату - 248 361,94 руб.);

земельного участка (участок N 12), предоставленного под производственную базу УММ СУ «Проммонтаж», право пользования на который прекращено на основании постановления Администрации города Норильска от 31.03.2005 N 578 (сумма налога к возврату - 226 862 руб.);

земельного участка (участок N 14), предоставленного под полосу отчуждения трассы трубопроводов концентрата, внешних теплосетей теплоснабжения Кайерканского района, газопроводов, инспекторской автодороги, право пользования на который прекращено в связи с утратой силы решения исполнительного комитета Норильского городского Совета народных депутатов от 04.11.1997 N 377-21 об отводе указанного земельного участка заявителю на основании постановления Администрации города Норильска от 20.02.2003 N 279 (сумма налога к возврату - 1 767 288,33 руб.);

частей земельного участка (участки NN 15, 16), предоставленного для разработки скального грунта открытым способом на юго-восточном склоне горы Двугорбой, площадью 40838 кв. м и 5774 кв. м, право пользования на которые прекращено с 01.01.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 26.02.2006 N 246 (сумма налога к возврату - 676 руб. 50 коп.);

части земельного участка площадью 4 817 кв. м, предоставленного под объекты водопользования Талнахского подземного водоисточника (участок N 17), право пользования на которую прекращено на основании постановления Администрации города Норильска от 11.04.2003 N 555;

части земельного участка площадью 5 301 кв. м, предоставленного под объекты водопользования Талнахского подземного водоисточника (участок N 18), право пользования на которую прекращено с 01.03.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 27.03.2003 N 464;

части земельного участка площадью 1015850 кв. м, предоставленного под объекты водопользования Талнахского подземного водоисточника (участок N 19), право пользования на которую прекращено с 01.01.2003 на основании постановления Администрации города Норильска от 20.02.2003 N 271.

Сумма земельного налога к возврату по земельным участкам NN 17, 18, 19, 20 составила 1 400,19 руб.

Кроме того, на основании уточненной налоговой декларации N 5 от 11.08.2008 земельный налог за 2003 год скорректирован в сторону увеличения по земельному участку, предоставленному под транспортно-складское хозяйство (ТЭЦ-2), на 67 564,75 руб., по земельному участку, предоставленному под водопровод с инспекторской автодорогой (участок N 13), на 377 644,24 руб.

Сумма земельного налога за 2003 год, исчисленная в соответствии с первоначальной налоговой декларацией от 30.06.2003 была уплачена обществом в соответствующий бюджет платежными поручениями от 15.07.2003 N 784 (59 375 704 руб.) и от 17.11.2003 N 1669 (71 092 120 руб.), а также путем зачета переплаты в размере 11 716 414 руб., имеющейся на дату уплаты налога, что подтверждает налоговый орган в письменных пояснениях от 07.05.2008 N 08-28/7037.

Платежным поручением N 67 от 30.03.2007 налогоплательщик дополнительно уплатил в бюджет 1 281 581 руб. земельного налога за 2003 год.

Таким образом, сумма уплаченного земельного налога составила 143 465 819 руб.

По заявлению общества налоговый орган решением от 26.05.2006 N 20423 произвел зачет переплаты по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, в сумме 6 387 936 руб. в том числе по земельным участкам NN 17, 18, 19, 20 «ТВЗ подземных вод» - в размере 184 509,32 руб.

Извещением от 24.10.2008 N 34830 налоговый орган уведомил налогоплательщика о проведении возврата излишне уплаченного земельного налога на сумму 1 281 581 руб. по земельным участкам N 9 (здание технического отряда N 10) в размере 122 839,93 руб., N N 17, 18, 19, 20 (ТВЗ подземных вод) в размере 1 158 740,67 руб.

Извещением от 29.10.2008 N 34899 налоговый орган уведомил налогоплательщика о проведении возврата излишне уплаченного земельного налога на сумму 429 708,04 руб. по земельным участкам NN 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.

Сумма возвращенных и зачтенных переплат составила 8 099 225,04 руб. (6 387 936 руб. + 1 281 581 + 429 708,04).

25.12.2006 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением N 26/1515 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 3 557 939 руб. в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма излишне уплаченного налога была определена обществом по итогам представления уточненной налоговой декларации N 3 от 08.08.2006.

Налоговый орган письмом от 18.01.2007 N 10-19/1531 уведомил заявителя об отказе в возврате земельного налога в связи с отсутствием переплаты.

Налоговый орган и налогоплательщик не имеют разногласий по суммам земельного налога за 2003 год, исчисленного по каждому земельному участку, по сумма налога, уплаченных налогоплательщиком в бюджет, возвращенных налогоплательщику из бюджета.

Актами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 711 от 25.09.2007 за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 и N 21 от 23.01.2008 за период с 01.01.2007 по 30.08.2007 налоговым органом подтверждено наличие переплаты обществом земельного налога в сумме 3 557 939 руб.

Сумма излишне уплаченного земельного налога за 2003 год согласована налоговым органом и налогоплательщиком и составляет 2 420 596,83 руб.

Заявитель, считая, что его права и имущественные интересы нарушены, обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 2 420 596,83 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено начало течения срока для подачи заявления в налоговый орган на возврат налога со дня его уплаты, который исчисляется с даты каждого платежа. Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04, от 24.10.2006 N 5478/06.

Как видно из материалов дела, земельный налог за 2003 год был уплачен заявителем 15.07.2003 и 17.11.2003, что подтверждается платежными поручениями от 15.07.2003 N 784 и от 17.11.2003 N 1669, а также путем зачета переплаты, имеющейся на дату уплаты налога, что подтвердил налоговый орган в письменных пояснениях от 07.05.2008 N 08-28/7037.

Поскольку платежи в счет уплаты земельного налога были произведены обществом 15.07.2003 и 17.11.2003, то и переплата могла возникнуть не позднее указанных сроков. При таких обстоятельствах заявитель, обратившись в налоговый инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога 25.12.2006, пропустил установленный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в налоговый орган.

В соответствии с п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса российской Федерации» обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, согласно которой нормативное положение пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права.

Довод заявителя о том, что он узнал об имеющейся переплате в результате сверки расчетов только 25.09.2007 суд считает необоснованным по следующим основаниям.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налога в этот бюджет непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком (Статья 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю»).

Как видно из материалов дела, сумма земельного налога за 2003 год, подлежащего уплате в бюджет по сроку 15 сентября и 15 ноября 2003 года, была исчислена обществом самостоятельно и указана им в налоговой декларации, представленной в налоговый орган 30.06.2003, и составила 142 184 235 руб.

Земельный налог был уплачен обществом в бюджет в сумме 143 465 819 руб. платежными поручениями от 15.07.2003 N 784 и от 17.11.2003 N 1669, N 67 от 30.03.2007, а также путем проведенного налоговым органом зачета.

30.11.2004, 09.12.2004, 08.08.2006, 16.04.2007, 12.08.2008 в связи с уменьшением площадей земельных участков Обществом были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которыми размер налоговых обязательств по земельному налогу был скорректирован в сторону уменьшения.