• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 04 февраля 2009 года Дело N А33-17849/2008

Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Баукина Е.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дрога (г. Красноярск)

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» (г. Красноярск)

о взыскании 1 225 200 руб. штрафа за задержку выгонов

при участии

от истца: Рожковой И. Е. по доверенности от 14.11.2006,

от ответчика: Шабалиной И. В. по доверенности от 01.12.2008.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Е. А. Баукиной.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «28» января 2009 года. В полном объеме решение изготовлено «04» февраля 2009 года.

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (далее - ОАО «Российские железные дороги») обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» (далее - ОАО «РУСАЛ Красноярск») о взыскании 1 225 200 руб. штрафа за задержку выгонов.

Определением от 30.12.2008 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание.

Сторонами заявлено ходатайство о переходе из предварительного в судебное заседание, поскольку сторонами представлены все доказательства в материалы дела.

Вынесено определение о завершении предварительного судебного заседания и продолжении рассмотрения дела в судебном заседании.

Истец заявленные требования подержал, указав следующее: взыскание штрафа за задержку вагонов с ОАО «РУСАЛ Красноярск» правомерно, поскольку вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением N Т-3/71 и частью 2 статьи 99 УЖТ РФ, что подтверждается представленными в материалы памятками приемосдатчика NN 7909, 1745, 1750, 1744, 1490, 7674, 7929, 1680.

Ответчик в письменном отзыве просил уменьшить штраф на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с несоразмерностью штрафа убыткам истца, которые он реально мог понести вследствие задержки вагонов, исходя из сумм платного пользования вагонами за время их простоя. Ответчик указал, что большое количество часов задержки связано с технологическим процессом разгрузки.

В возражениях на отзыв ответчика истец указал следующее:

- последствия задержки вагонов для перевозчика выражаются не только в неполучении платы за пользование вагонами. Потери доходов перевозчика от сверхнормативного простоя вагонов на подъездных путях ОАО «В-Сибпромтранс» не могут быть компенсированы ставками платы за пользование подвижным составом. В связи с несвоевременным возвратом вагонов после выгрузки перевозчик не имеет возможности обеспечить других грузоотправителей необходимым количеством вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов, использовать вагоны непосредственно для перевозки грузов.

- Штраф, являясь способом обеспечения исполнения обязательства, предназначен для побуждения должника к исполнению обязательства надлежащим образом, применительно к спорной ситуации, своевременной погрузки, выгрузки грузов и возврата вагонов перевозчику.

- Согласно статье 99 УЖТ РФ плата за пользование вагонами за сверхнормативное время задержки вагонов не начисляется.

- При снижении суммы штрафа на 50%, размер которого составит 612 600 руб., для ответчика практически никаких неблагоприятных последствий не наступит, поскольку вагонами он пользовался, то фактически за данный период уплатит немного больше, чем установленный размер платы. В данном случае отсутствует баланс между мерой ответственности и нарушенным обязательством.

- Ответчику договором предоставлено разное технологическое время, предоставлено дополнительное время, которое устанавливалось специалистами сторон с учетом оснащенности вагонов.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

28.10.2002 Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-7518/02-с1 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между ФГУП «Красноярская железная дорога» (дорога) и ОАО «Востоксибпромтранс» (владелец) заключен договор от 20.09.2000 N 5 на обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к третьему пути ст. Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца на следующих условиях:

Согласно параграфу 3 данного договора, сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом Дороги на 5 или 7 приемо-сдаточные пути станции Коркино, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Возвращаемые с подъездного пути вагоны доставляются локомотивом Владельца на 5 и 7 приемо-сдаточные пути станции Коркино. Передача вагонов оформляется памяткой приемосдатчика.

В параграфе 7 договора установлено технологическое время на обработку поданных вагонов 14 часов.

Согласно параграфу 10 договора при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечню - Приложение N 1.

В указанном перечне предприятий, обслуживаемых ОАО «В-Сибпромтранс», значится открытое акционерное общество «Красноярский алюминиевый завод».

В соответствии с параграфом 15 срок действия договора установлен с 01.06.2001 по 31.05.2006 (включительно), что составляет 5 лет.

26.02.2004 между ОАО «Российские железные дороги», которое является правопреемником ФГУП «Красноярская железная дорога», (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (контрагент) подписано соглашение от 26.02.2004 N Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Пунктом 1 данного соглашения N Т-3/71 предусмотрено, что контрагент оплачивает перевозчику на основании статьи 39 УЖТ плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖТ в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.

Согласно пункту 4 соглашения N Т-3/71 в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути. В пунктах 5 и 6 соглашения N Т-3/71 указано, что из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей-уборкой вагонов к местам погрузки-выгрузки грузов и время на операции, относящиеся к начально-конечным, которое согласно договору на эксплуатацию подъездного пути владельца, составляет для маршрутов с глиноземом 3 часа, для прочих грузов - 6 часов.

Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом (пункт 6 соглашения).

В соответствии с пунктом 18 соглашение действует до окончания срока действия договора N 5 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ОАО «В-Сибпромтранс», примыкающих к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги от 20.09.2000.

Дополнительным соглашением от 16.10.2007 N 115 к договору от 20.09.2000 N 5 срок действия указанного договора продлен до 31.12.2008.

Представленными в материалы приемосдатчика NN 7909, 1745, 1750, 1744, 1490, 7674, 7929, 1680, подтверждаются факты нахождения у ответчика вагонов, указанных в расчете истца, свыше сроков установленных соглашением и частью 2 статьи 99 УЖТ. Расчет времени задержки полувагонов представлен истцом в материалы дела.

Представителями истца и ответчика подписаны ведомости подачи и уборки вагонов NN 1680, 1681, 1684, составленные на основании перечисленных памяток. В ведомостях представители ответчика указали, что с суммой начисленного штрафа за задержку вагонов не согласны.

Доверенности на представителей ОАО «РУСАЛ Красноярск», подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий (Вершининой Н. Н., Федяевой В. Н., Зуевой Л. А., Казьминой О. В.), представлены в материалы дела.

В соответствии с указанными нормами истцом начислен штраф за задержку вагонов сверх установленных сроков согласно памяток приемосдатчика в размере 1 225 200 руб.

Представителю ответчика вручены уведомления о начисленных суммах штрафа по указанным ведомостям учета времени NN 547, 548, 550.

Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов в размере 1 225 200 руб. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

В соответствии с абзацем 3 статьи 60 УЖТ отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Между истцом (перевозчиком) и третьим лицом (владельцем пути необщего пользования) заключен договор N 5 на обслуживание пути необщего пользования. Между истцом, ответчиком и третьим лицом заключено соглашение об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами от 26.02.2004 N Т-3/71.

Пунктом 1 соглашения от 26.02.2004 N Т-3/71 предусмотрено, что контрагент оплачивает перевозчику на основании статьи 39 УЖТ плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖТ в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 99 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 УЖТ установлено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика. В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в пункте 3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Следовательно, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути. Данный порядок исчисления времени нахождения вагонов (контейнеров) под погрузкой и выгрузкой также предусмотрен пунктом 3 Соглашения сторон N Т-3/71 от 26.02.2004. Таким образом, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика NN 7909, 1745, 1750, 1744, 1490, 7674, 7929, 1680 и ведомости подачи и уборки вагонов NN 547, 548, 550 содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях. Указанные памятки и ведомости подписаны надлежащим образом уполномоченными представителями ответчика без возражений, за исключением начисления штрафа.

По факту отказа от подписи представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. В ведомостях содержатся отметки о составлении актов общей формы. Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 УЖТ и договором от 20.09.2000 N 5, а именно - факт задержки под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 УЖТ.

Сведения, содержащиеся в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи-уборки вагонов являются достаточными для установления как оснований начисления штрафа за задержку вагонов, так и для расчета размера штрафа. Арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статьей 62, 99, 101 УЖТ, договора N 5 и соглашения N Т-3/71 от 26.04.2004. Время задержки для расчета штрафа рассчитывается путем вычитания из общего времени нахождения под грузовыми операциями 24 часа (по закону) - 41 час по договору. Штраф за один вагон рассчитывается следующим образом: количество часов задержки умножить на (0,2х 100х10). За задержку специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза.

Всего за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой по ведомостям NN 547, 548, 550 истцом начислен штраф в размере 1 225 200 руб. Истец вручил ответчику уведомления о начислении суммы штрафа за задержку полувагонов.

Доказательства оплаты штрафа в размере 1 225 200 руб. ответчиком в материалы дела не представлены.

На основании изложенного, требование истца о взыскании штрафа за задержку полувагонов заявлено обоснованно.

Истец, возражая против снижения суммы штрафа согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, Довод истца о том, что последствия задержки вагонов ответчиком выражаются не только в неполучении платы за пользование вагонами, но и в отсутствии у истца возможности обеспечить других грузоотправителей необходимым количеством вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов, использовать вагоны непосредственно для перевозки грузов, в связи с чем истец понес убытки в виде упущенной выгоды, отклонен судом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При исчислении размера неполученных доходов первостепенное значение имеет определение достоверности (реальности) тех доходов, которые потерпевшее лицо предполагало получить при обычных условиях гражданского оборота.

Доказательства, подтверждающие принятие истцом необходимых мер для получения доходов, истцом не представлены, конкретные доказательства приготовления перевозчика к подаче спорных вагонов под погрузку ОАО «РУСАЛ Ачинск». Представленный в материалы дела расчет провозной платы по прейскуранту 10-01 (приложение NN 1,2,3,4) не является доказательством реальности доходов, которые истец предполагал получить от использования вагонов, поскольку произведен расчетным путем. Кроме того, деятельность истца по получению прибыли основана на риске и не является плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода.

Обосновывая соразмерность начисленного штрафа размеру понесенных убытков в виде упущенной выгоды, помимо наличия упущенной выгоды, истец должен был доказать наличие причинной связи между поведением ответчика и наступившими убытками (статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доказательства того, что истец понес убытки в виде упущенной выгоды, размера упущенной выгоды и наличия причинной связи между поведением ответчика и наступившими убытками истцом в материалы дела не представлены.

Довод о стимулирующей функции штрафа обоснован. Принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов сторон, судом учитывается продолжительность простоя большей части вагонов под погрузкой или выгрузкой: время задержки 39 вагонов составило 116 - 174 часа, 14 вагонов задержано на 3 часа.

Учитывая, что время задержки большинства вагонов составило 116 - 174 часа, арбитражный суд признал возможным снизить размер штрафа по настоящему иску на 40%.

На основании изложенного, арбитражный суд, учитывая необходимость соблюдения баланса имущественных интересов сторон и, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа до 735 120 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Вместе с тем на основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6 от 20 марта 1997 года «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения. Суд принимает во внимание, что истцом правомерно заявлены требования о взыскании штрафа в размере 1 225 200 руб. Государственная пошлина с данной суммы подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» (г. Красноярск) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск) до 735 120 руб. штрафа, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 626 руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Баукина Е.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-17849/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 04 февраля 2009

Поиск в тексте