АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 ноября 2010 года Дело N А33-14800/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения здравоохранения «Кежемская центральная районная больница»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 27.05.2010 N 63,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Лексиной А.В. на основании доверенности от 31.05.2010 N 1850/07,

представителя ответчика: Скударнова А.С. на основании доверенности от 10.09.2010 СК-20173,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

решением Красноярского краевого суда от 16.09.2010 решение Кежемского районного суда Красноярского края от 05.08.2010 по делу об административном правонарушении в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Кежемская центральная районная больница» отменено, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Красноярского края.

Заявление принято к производству суда. Определением от 08.10.2010 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Кежемская центральная районная больница» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102240082592, осуществляет медицинскую деятельность на основании выданной Министерством здравоохранения Красноярского края лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 05.04.2010 N 42 проведена плановая выездная проверка по соблюдению учреждением обязательных требований норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения проверки должностными лицами административного органа составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.04.2010, протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 N 83, в которых зафиксировано, что медицинская деятельность в медицинском и стоматологическом кабинетах муниципального образовательного учреждения «Кодинская средняя общеобразовательная школа N 3», расположенного по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Колесниченко, 16, осуществляется работниками муниципального учреждения здравоохранения «Кежемская центральная районная больница» при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данных кабинетов санитарным требованиям для осуществления медицинской деятельности, что является нарушением пункта 1.6. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

Постановлением по делу об административном правонарушении от 27.05.2010 N 63 муниципальное учреждение здравоохранения «Кежемская центральная районная больница» привлечено к административной ответственности по статье 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая вышеназванное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее по тексту - Положения от 30.06.2004 N 322), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с пунктом 5 Положения от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет полномочия по контролю и надзору за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, проверку деятельности юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства.

По пункту 4 Положения от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пунктам 8.1, 8.2 и 8.4.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 N 308, управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей; деятельность по обнаружению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного характера, направленные на ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По пункту 1 Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.01.2005 N 251, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет свою деятельность на территории Красноярского края непосредственно и через территориальные отделы.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю основными задачами территориального управления являются осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.06.2005 N 421 утвержден Перечень должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному перечню составлять протоколы об административных правонарушениях вправе, в том числе специалисты-эксперты территориальных отделов Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 23.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственной санитарно эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 23.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, их заместители - главные государственные санитарные врачи по городам, районам, их заместители.

Протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 N 83 составлен специалистом - экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Кежемском районе Радзиховским А.А.

Постановление по делу об административном правонарушении от 27.05.2010 N 63 вынесено начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Кежемском районе - главным государственным санитарным врачом по Кежемскому району Деменковой В.М.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вышеуказанный протокол составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа в пределах предоставленных им полномочий.

В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил.

Согласно материалам дела, в том числе постановлению по делу об административном правонарушении от 27.05.2010 N 63 заявителю вменено нарушение требований пункта 1.6. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (далее по тексту - Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

По пункту 2 статьи 40 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать.

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установлены статьей 24 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ.

Так согласно пункту 1 названной статьи при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

По пункту 1.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 N 124, действующих на момент выявления вмененного правонарушения (далее - СанПиН 2.1.3.1375-03), санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях независимо от их принадлежности и форм собственности.

В соответствии с пунктом 1.3. СанПиН 2.1.3.1375-03 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией лечебных учреждений.

По пункту 1.4. СанПиН 2.1.3.1375-03 настоящие санитарные правила устанавливают требования, в том числе к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму.

Допускается размещать в жилых и общественных зданиях женские консультации, кабинеты врачей общей практики и частнопрактикующих врачей, лечебно-оздоровительные, реабилитационные и восстановительные Центры, а также дневные стационары при них при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Согласно пункту 1.6. СанПиН 2.1.3.1375-03 все действующие лечебные учреждения должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По пункту 1.7. СанПиН 2.1.3.1375-03 контроль за выполнением санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Пунктом 23 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

Из содержания приведенных норм следует, что лечебные учреждения при осуществлении медицинской деятельности, в том числе в образовательном учреждении должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), в том числе медицинского и стоматологического кабинетов санитарным правилам согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности.

Материалами дела (в том числе объяснительной директора образовательного учреждения от 20.04.2010 N 1623, объяснительными фельдшера медицинского кабинета Быковой Г.Д., зубного врача стоматологического кабинета Марченко В.Н., выпиской из приказа заявителя, приказами заявителя от 12.11.2007 N 549/2, от 17.02.2006 N 418 о должностной инструкцией зубного врача, утвержденной главным врачом заявителя, письмами заявителя от 28.11.2008 N 2829/01 «О подготовке к лицензированию медицинской деятельности», от 25.12.2008 N 3082/11 «О подготовке к лицензированию медицинских кабинетов школ», адресованными руководителю Управления образования администрации Кежемского района Красноярского края Журавлевой Н.М., письмом руководителя Управления образования Кежемского района от 26.04.2010 N 10-456, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.04.2010, письмом заявителя «О предоставлении информации» от 14.05.2010 N 1686/02, адресованным административному органу, письмом руководителя образовательного учреждения от 09.12.2008 N 10-1026, адресованным заявителю, служебным письмом руководителя образовательного учреждения от 04.12.2008 N 01-16/01-481, адресованным руководителю Управления образования Кежемского района, информацией от 08.1.2008 N 1186) подтверждается факт осуществления муниципальным учреждением здравоохранения «Кежемская центральная районная больница» медицинской деятельности в медицинском и стоматологическом кабинетах муниципального образовательного учреждения «Кодинская средняя общеобразовательная школа N 3».

Факт осуществления работниками заявителя медицинской деятельности в указанных кабинетах при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии кабинетов санитарным требованиям для осуществления названной деятельности подтверждается материалами дела (в том числе протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.04.2010, протоколом об административном правонарушении от 19.05.2010 N 83).

Доказательства представления учреждением административному органу санитарно-эпидемиологического заключения в материалах дела отсутствуют, суду также не представлены.