АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2010 года Дело N А33-14643/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора г.Дивногорска Красноярского кр

ая

к государственному предприятию Красноярского края «Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

В судебном заседании присутствуют:

от заявителя: Черных А.В., служебное удостоверение,

от ответчика: Гончаров А.Л., доверенность от 26.08.2010, Лизунов Н.И., доверенность от 26.08.2010.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Иванькиной,

установил:

прокурор г. Дивногорска Красноярского края (далее - административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении государственного предприятия Красноярского края «Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании прокурор требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представители лица, привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании заявленные требования признали, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Государственное предприятие Красноярского края «Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401253160.

Старшим государственным инспектором отдела АТН Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Голуб Андреем Петровичем, совместно с помощником прокурора г. Дивногорска Ильиной Ольгой Александровной, проведена проверка исполнения транспортного законодательства в области соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек юридическим лицом ГП КК «Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие».

В ходе проведения совместной проверки установлено, что ГП КК «Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров АСС-24-029085, выданную 27.06.2008, сроком действия по 02.01.2013. Предприятие обслуживает два городских маршрута: N 1 «ЗНВА - Гостиница» и N 5«ЗНВА-КГЭС», пять пригородных маршрутов: N 101 «Площадь Строителей - Сады 66 км», N 102 «ЗНВА - Слизнево», N 104 «Площадь Строителей - пос.Манский», N 109 «Дивногорск - Красноярск», N 18а «Красфарма - Кузнецово».

24.09.2010 прокурором г. Дивногорска В.А. Кулеш вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому выявлены следующие нарушения предприятием лицензионных требований:

- автобусы ЛиАЗ-525626 регистрационный знак АК 100 24RUS и ПАЗ-4234 регистрационный знак АО 462 24RUS осуществляют перевозку пассажиров имея трещины ветровых стекол в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенного со стороны водителя;

- в автобусах ЛиАЗ-525626 регистрационный знак АК 100 24RUS и ПАЗ-4234 регистрационный знак АО 462 24RUS отсутствуют: номер маршрута на заднем окне; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства полное или краткое наименование перевозчика; в салоне автобусов адреса и наименование перевозчика; наименование и номера телефона контролирующего органа;

- должностными лицами предприятия, ответственными за техническое состояние транспортных средств, не выполняются должностные обязанности, в части указания отметок в путевых листах о технической исправности автобусов при возвращении их к месту стоянки;

- тахографы не проверены и не используются в соответствии с назначением;

- в путевых листах не указывается: время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра и имя, отчество медицинского работника, что подтверждено путевыми листами N 2643 от 18.09.2010, N 2642 от 19.09.2010, N 2644 от 19.09.2010;

- представленные графики сменности (работы) водителей за сентябрь и за октябрь 2010 г. не содержат время начала, окончания и продолжительность рабочей смены, время для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха. Графики не доводятся до сведения водителей не менее чем за месяц до введения их в действие;

- должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, занимают исполнительные руководители и специалисты, не прошедшие в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемым должностям: Маркевич B.C.- и.о. директора; Лизунков В.Н. - главный инженер; Гришин П.Г. - контролер технического состояния транспортных средств; Комогорцев В.Г. - контролер технического состояния транспортных средств; Игнатов B.C. - контролер технического состояния транспортных средств.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении государственного предприятия Красноярского края «Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - Закон), прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.09.2010 вынесено уполномоченным лицом - прокурором г. Дивногорска В.А. Кулеш.

Процедура привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее уведомление законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором соблюдена.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

1) Согласно абзацу 7 части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, определено, что техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст, утвержден ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Пунктом 4.7.2 указанного ГОСТа установлено, что не допускается наличие трещин на ветровых стеклах автотранспортного средства в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.

Как следует из материалов дела, автобусы ЛиАЗ-525626 регистрационный знак АК 100 24RUS и ПАЗ-4234 регистрационный знак АО 462 24RUS осуществляют перевозку пассажиров имея трещины ветровых стекол в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенного со стороны водителя.

2) Согласно пункту 29 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 36 Правил над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Согласно пункту 37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил. п.38. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "М2". над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".

В нарушение указанных требований предприятие не обеспечило оборудование автобусов, используемых при регулярных перевозках пассажиров в соответствии с указанными правилами.

3) Согласно подпункту «б» пункта 4 Постановления N 637 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Пункт 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N196-ФЗ от 10.12.1995 предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пункт 4.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 предусматривает обеспечение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.

В нарушение пункта 4.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27, должностными лицами предприятия, ответственными за техническое состояние транспортных средств, не выполняются должностные обязанности, в части указания отметок в путевых листах о технической исправности автобусов при возвращении их к месту стоянки.

4) Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств определены ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утверждённым Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.02.2001 N 47-ст (далее - ГОСТ Р 51709-2001).

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.

Стандарт устанавливает требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств; предельно допустимые значения параметров технического состояния автотранспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды; методы проверки технического состояния автотранспортных средств в эксплуатации.

Пунктом 4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001 предусмотрено, что средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Спидометры и одометры должны быть работоспособны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы.

В соответствии с пунктом 5 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86 каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами.

Результатом поверки является подтверждение пригодности (или непригодности) тахографа к применению. Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа хранится в течение установленного срока и предъявляется по требованию инспектирующих органов.

Как следует из материалов дела, две единицы транспортных средств предприятия оборудованы тахографами (контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути, скорости движения, работы и отдыха водителя). В нарушении требований пунктов 5, 6 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86, тахографы не проверены и не используются в соответствии с назначением, что подтверждается объяснениями директора предприятия.