АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2010 года Дело N А33-15006/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска

к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Авто»

о взыскании финансовых санкций за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах за 2009 год в размере 515,40 руб.,

при участии:

представителя заявителя: Ставер Е.Г. на основании доверенности N 09/19 от 20.07.2010 (до перерыва), Краснопевцевой С.А. на основании доверенности N 09/01 от 11.01.2010 (после перерыва).

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Авто» о взыскании финансовых санкций за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах за 2009 год в размере 515,40 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 15 октября 2010 года возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился. Определение суда от 02.11.2010, направленное по известному адресу ответчика, возвращено органами связи без вручения адресату в связи с истечением срока хранения. На основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик считается извещенным надлежащим образом.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В отношении общества Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации проведена камеральная проверка, которой установлено нарушение ответчиком срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Данный факт отражен в акте камеральной налоговой проверки N 56/10 от 11.06.2010, направленном согласно реестру почтовых отправлений в адрес ответчика заказным письмом и возвращенным фонду без вручения адресату в связи с истечением срока хранения.

Указанным актом проверки страхователь приглашен на рассмотрение материалов проверки 06.07.2010 (09 часов 00 минут).

На рассмотрение акта общество «ТРЕЙД АВТО» не явилось, возражений не представило.

Управлением рассмотрены материалы проверки, и вынесено решение N 20/10 от 06.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере 10 % от начисленных в пользу застрахованных лиц страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2009 год в сумме 515,40 руб.

Требование N 24/10 от 23.07.2010 о добровольной уплате финансовых санкций направлено по юридическому адресу общества, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, заказным письмом и возращены фонду без вручения адресату в связи с истечением срока хранения.

В установленный в требовании срок и до настоящего времени штраф обществом не уплачен, что явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с настоящим заявлением в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании пункта 2 статьи 11 и статьи 15 Федерального Закона N 27-ФЗ страхователь обязан предоставлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о застрахованных лицах один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, о каждом застрахованном у него лице. Пунктом 3 статьи 17 указанного закона установлена ответственность за нарушение этой обязанности страхователем в виде применения финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Общество «Трейд Авто» является страхователем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации», а также согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Учитывая вышесказанное, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Авто» о взыскании финансовых санкций в сумме 515,40 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о застрахованных лицах с соблюдением пункта 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 11, 15 Федерального Закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Частью 3 статьи 17 указанного Закона предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Принимая во внимание, что общество индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2009 год в срок до 01.03.2010 в орган Пенсионного фонда Российской Федерации не представило, суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Размер финансовой санкции исчислен в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5 515,40 руб. и составляет 515,40 руб.

Вместе с тем, привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», является незаконным в силу следующего.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются настоящим законом.

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо, права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд направил заказным письмом по юридическому адресу общества акт проверки, в котором содержалась информация о времени и месте рассмотрения материалов проверки, однако, доказательства его получения обществом на момент рассмотрения материалов проверки у заявителя отсутствовали. Решение было вынесено в отсутствие общества, хотя на этот момент орган Пенсионного фонда не располагал доказательствами, подтверждающими вручение обществу уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Принимая во внимание, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации не уведомило общество о месте и времени рассмотрения проверки, тем самым не обеспечило обществу «Трейд Авто» возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также представить объяснения, суд, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 февраля 2008 года N 12566/07, приходит к выводу о нарушении органом Пенсионного фонда существенных условий процедуры привлечения страхователя к ответственности.

Ссылка заявителя на пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которому акт проверки считается полученным на шестой день, считая с даты отправки заказного письма, отклоняется судом исходя из следующего. Указанная норма регулирует правила направления акта проверки, и не распространяется на правоотношения по уведомлению страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, несмотря на то, что Управление Пенсионного Фонда данную информацию отразило в акте. Кроме того, заявителем не представлены доказательства в подтверждение факта уклонения ответчика о получении им извещения о рассмотрении материалов проверки.

Учитывая факт нарушения Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, суд считает, что основания для взыскания с общества штрафа в размере 515,40 руб. отсутствуют, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Государственная пошлина по заявлению составляет 2000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но в доход федерального бюджета не взыскивается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

     Судья

Смольникова Е.Р.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка