• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2010 года Дело N А33-14676/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Проектного, научно-исследовательского и конструкторского института «Красноярский ПромстройНИИпроект»

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 22.09.2010 N 20-66С,

при участии:

представителя заявителя: Смирнова Н.Н. на основании доверенности от 19.10.2010 N 9-1349,

представителя ответчика: Сергомановой на основании доверенности от 19.10.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я. до перерыва, помощником судьи Червяковой Н.А. после перерыва,

установил:

открытое акционерное общество Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 22.09.2010 N 20-66С.

Заявление принято к производству суда. Определением от 04.10.2010 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебном заседании объявлялся перерыв с 17 час. 25 мин. 22 ноября 2010 года до 13 час. 30 мин. 23 ноября 2010 года.

Публичное извещение о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).

По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал 316.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052463094837.

Должностным лицом административного органа 19-20.08.2010 проведена плановая проверка соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, нормативно - правовых актов и проектной документации при строительстве объекта капитального строительства «Строительство автомобильной дороги Новосибирск - Иркутск Топки, Кемерово, Красноярск на участке «Вознесенка - Тингино» в Красноярском крае, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский и Манский район.

По результатам проверки составлен акт проверки от 20.08.2010 N 19-4-6, протокол об административном правонарушении от 27.08.2010 N 20-66С, в которых зафиксировано следующее.

Строительный контроль за строительством указанного объекта капитального строительства осуществляет открытое акционерное общество Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» на основании государственного контракта от 04.05.2009 N 4/34, заключенного с федеральным государственным учреждением «Байкалуправтодор».

Допуск от саморегулируемой организации открытое акционерное общество Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» на право осуществления работ не предоставило.

Постановлением о назначении административного наказания от 22.09.2010 N 20/66С открытое акционерное общество Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением явилось поводом его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, уполномоченных помимо случаев, установленных частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 01.07.2009 N 592 (далее по тексту - Положения от 01.07.2009 N 592), Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Красноярского края (без г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края), Республики Хакасия и Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 4.4. указанного Положения территориальный орган организует и проводит проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, отнесенных к компетенции Ростехнадзора, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, проверки наличия разрешений на строительство и выполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 30.06.2009 N 588, к числу должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере государственного строительного надзора, в том числе по статье 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства), относится, в том числе государственный инспектор.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 27.08.2010 N 20-66С составлен государственным инспектором отдела по государственному строительному надзору Енисейского управления Ростехнадзора Ткачевым Ю.В., следовательно, уполномоченным должностным лицом.

Пунктом 5.6 Положения от 01.07.2009 N 592 предусмотрено, что территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора.

Согласно части 1 статьи 23.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5.1 настоящего Кодекса.

По части 2 статьи 23.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении в отношении заявителя рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством - заместителем руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ступиным С.А.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа, в рамках предоставленных им полномочий.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения выражается в выполнении работ по строительству объекта капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ.

Согласно части 1 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Частью 4 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 8 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

По части 9 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия.

Согласно пункту 32.10 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень видов работ N 624), к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относятся работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом - строительный контроль, в том числе при строительстве автомобильных дорог (вид работ 23.35, группы видов работ N 25, 29).

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

По части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства объектов капитального строительства установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее по тексту - Положения от 21.06.2010 N 468).

В соответствии с пунктом 2 Положения от 21.06.2010 N 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Согласно пунктам 3 и 4 Положения от 21.06.2010 N 468 строительный контроль проводится, в том числе организацией, привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации). Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

Пунктом 6 Положения от 21.06.2010 N 468 определено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

По пункту 12 Положения от 21.06.2010 N 468 проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

Из материалов дела (в том числе государственного контракта на осуществление технического надзора (контроля за строительством) от 04.05.2009 N 4/34, писем федерального государственного учреждения «Байкалуправтодор» от 14.09.2010 N 03/2860 и от 20.09.2010 N 03/2894) следует, что открытое акционерное общество Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» осуществляет строительный контроль на объекте капитального строительства «Строительство автомобильной дороги Новосибирск- Иркутск Топки, Кемерово, Красноярск на участке «Вознесенка Тингино» в Красноярском крае, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский и Манский район, на основании государственного контракта от 04.05.2009 N 4/34, заключенного с федеральным государственным учреждением «Ф «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал».

По пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статья 780 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Согласно пункту 1.1. государственного контракта общество принимает на себя обязательства по осуществлению технического надзора (контроля за строительством) при проведении работ по строительству автомобильной дороги Новосибирск - Иркутск через Топки - Кемерово - Красноярск на участке Вознесенка - Тингино в Красноярском крае, а учреждение берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.

Пунктом 5.1 государственного контракта определены сроки оказания услуг по контракту: начало 04.05.2009; окончание 30.06.2009 (период оказания услуг обществом определяется сроками строительства объекта).

В соответствии с пунктом 5.2 государственного контракта на момент его подписания дата окончания оказания услуг, в том числе даты окончания отдельных видов услуг, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков оказания услуг.

Согласно пункту 15.7 государственного контракта действие контракта начинается с момента его подписания, оканчивается - исполнением сторонами обязательств по контракту.

По пункту 7.1. государственного контракта общество обязуется осуществлять технический надзор (контроль за строительством) при проведении работ по строительству объекта, указанного в пункте 1.1 государственного контракта.

Исходя из пункта 7.3. государственного контракта при выявлении нарушений проектных решений, технологии, отступлений от требований нормативно - технических документов, обязательных при оказании услуг, отсутствия исполнительной документации, входного контроля материалов и конструкций операционного или приемочного контроля, общество делает об этом соответствующие записи в журналы производства работ.

Согласно пунктам 1.1.1 и 1.2.13 технического задания на осуществление технического надзора (контроля за строительством) при проведении работ по строительству автомобильной дороги Новосибирск - Иркутск Топки, Кемерово, Красноярск на участке «Вознесенка - Тингино» в Красноярском крае к объектам, подлежащим техническому надзору (контролю за строительством) относятся дорожные конструкции, устройства и обстановка дороги.

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9, 2.1.12, 2.1.23 и 2.1.24 технического задания обязанностями общества являются входной контроль полноты и качества рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и технологических регламентов, рассмотрение и согласование документации, составление рекламаций; контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проекту и рабочей документации, контроль за соблюдением технологических регламентов, в том числе технологических карт, проверка достоверности проведения подрядчиками операционного контроля качества, в т.ч. инструментальный контроль с проведением испытаний; приемочный контроль работ, согласование актов промежуточной приемки ответственных конструкций и актов освидетельствования скрытых работ; согласование документации для сдачи эксплуатирующим организациям переустроенных инженерных коммуникаций, сетей, зданий, сооружений, разработанной подрядчиками. Ежемесячная проверка и согласование руководителем службы технического надзора (контроля за строительством) выполненных подрядчиками объемов работ и их стоимости по соответствующим актам установленной формы КС-2, КС-3; выполнение работ по диагностике каждой полосы проезжей части законченных строительством объектов с предоставлением отчетов; участие в работе рабочих и приемочных комиссий.

Разделом 6 технического задания предусмотрено, что сроки оказания услуг по техническому надзору (контролю за строительством) при проведении работ по строительству объекта устанавливаются в соответствии с графиком производства подрядных работ; сроки проведения работ устанавливаются на период действия контрактов между заказчиком и подрядчиками.

Факт осуществления открытым акционерным обществом Проектного, научно-исследовательского и конструкторского института «Красноярский ПромстройНИИпроект» строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства, оказывающего влияние на безопасность объекта капитального строительства, «Строительство автомобильной дороги Новосибирск - Иркутск Топки, Кемерово, Красноярск на участке «Вознесенка - Тингино» в Красноярском крае, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский и Манский район без свидетельства о допуске работ по строительному контролю подтверждается, актом проверки от 20.08.2010 N 19-4-6, протокол об административном правонарушении от 27.08.2010 N 20-66С, актами освидетельствования ответственных конструкций от 26.07.2010, от 29.07.2010, от 30.07.2010, техническим заданием, приложением N 1 к государственному контракту, актом приемочной комиссии от 29.09.2010 о приемке в эксплуатацию законченного строительством 4 пускового комплекса, заключением о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 29.09.2010, от 08.11.2010 N 262, справкой, подписанной руководителем группы технического надзора открытого акционерного общества Проектного, научно-исследовательского и конструкторского института «Красноярский ПромстройНИИпроект» Князевой Н.В., приказом от 05.11.2010 N 897, записями в журнале ведения работ от 23.03.2010, от 02.07.2010, от 16.07.2010, от 02.08.2010, от 09.08.2010, от 19.08.2010, от 31.08.2010, от 06.09.2010, от 10.09.2010 и от 16.09.2010.

Довод заявителя о том, что государственный контракт от 04.05.2009 N 4/34, заключался заявителем с федеральным государственным учреждением федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» со сроком действия до 30.06.2009, полностью исполнен и не подтверждает событие проведения работ заявителем по строительному контролю в период проводимой административным органом проверки, арбитражным судом рассмотрен и отклонен на основании следующего.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Пунктом 5.1 государственного контракта от 04.05.2009 N 4/34 предусмотрены сроки оказания услуг по контракту: начало 04.05.2009 и окончание - 30.06.2009. При этом указанным же пунктом определено, что период оказания услуг исполнителем определяется сроками строительства объекта.

Кроме того, исходя из пункта 15.7 государственного контракта окончание его действия поставлена в зависимость от исполнения сторонами обязательств по контракту.

Из журнала ведении работ следует, что общество осуществляло контроль за ходом строительства дороги после окончания срока оказания услуг по контракту, предусмотренного пунктом 5.1 контракта, а именно с 23.03.2010 по 16.09.2010.

Между тем свидетельство о допуске работ по строительному контролю у заявителя отсутствовало.

Доказательства обратного заявителем в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

Таким образом, в действиях открытого акционерного общества Проектного, научно-исследовательского и конструкторского института «Красноярский ПромстройНИИпроект» имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Таким образом, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом исследовалась вина заявителя в выявленном правонарушении, устанавливалось наличие у заявителя возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, доказательства своевременности принятия необходимых мер по соблюдению указанных требований в ходе рассмотрения дела заявителем не представлены, об их наличии заявлено не было.

При таких обстоятельствах, вина открытого акционерного общества Проектного, научно-исследовательского и конструкторского института «Красноярский ПромстройНИИпроект» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленной.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статей 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчиком при составлении протокола, а также вынесении постановления соблюдены. Доказательства обратного заявителем суду не представлены.

Постановление о назначении административного наказания от 22.09.2010 N 20-66С вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьями 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлены, об их наличии не заявлено; указанные обстоятельствам судом не установлены.

Оспариваемым постановлением административный штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от 22.09.2010 N 20-66С является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать открытому акционерному обществу Проектному, научно-исследовательскому и конструкторскому институту «Красноярский ПромстройНИИпроект» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.09.2010 N 20-66С о назначении административного наказания в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья


Чурилина
Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-14676/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 30 ноября 2010

Поиск в тексте