АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 декабря 2010 года Дело N А33-16437/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2010 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога (г. Красноярск)

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» (Красноярский край, г. Ачинск)

о взыскании 297 200 руб..

при участии:

от истца: Каменской Е.В., представителя по доверенности от 09.02.2010;

от ответчика: Брагуца А.В., представителя по доверенности N 24-01 000592 от 14.01.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.С. Авдеевым,

установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» о взыскании штрафа за задержку вагонов в размере 297 200 руб.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 09.11.2010 возбуждено производство по делу, назначены предварительное и судебное заседания на 01 декабря 2010 года.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» в случае, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при соблюдении требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Учитывая, что в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, никто из них не возражает против продолжения рассмотрения настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и, при этом, не требуется коллегиальное рассмотрение дела, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости продолжения рассмотрения данного дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. Вынесено определением л завершении предварительного судебного заседания и продолжении рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01.02.2006 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» (перевозчик), открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) и открытым акционерным обществом «Ачинский глиноземный комбинат» (комбинат) заключен договор NТ-2/127, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу, погрузкой-выгрузкой вагонов комбинатом.

В соответствии с 1.1 указанного договора перевозчик и владелец осуществляют для комбината:

- подачу перевозчиком вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования принадлежащего владельцу (в дальнейшем выставочные пути);

- подачу (перевозку) владельцем вагонов с выставочных путей на месте погрузки, выгрузки;

- выполнение владельцем дополнительных операций, связанных с подготовкой вагонов к погрузке, выгрузке и взвешиванием;

- выгрузку владельцем из вагонов руды нефелиновой, углей, мазута, камня, известнякового, бокситы, шлаки содержащие цветные металлы;

- возврат (перевозку) вагоновладельцем на выставочные пути;

- уборку перевозчиком вагонов с выставочных путей ст. Предзаводская.

Перевозчик обязан уведомлять владельца и комбинат не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути о подаче вагонов (пункт 2.1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.1.2. договора предоставлять владельцу и комбинату, в момент передачи уведомления, следующую информацию по готовым к передаче на выставочные пути вагонам по порядку их расположения на пути:

- номер, грузоподъемность вагона;

- наименование и масса груза;

- получатель вагона;

- отметка о техническом состоянии вагона.

Согласно пункту 2.3.17 договора комбинат обязан уведомлять владельца о готовности вагонов к уборке с мест погрузки, выгрузки, погрузочно-разгрузочные работы с которыми осуществлял комбинат.

Пунктом 3.8 договора установлено, что стороны имеют право передавать уведомления, заявки, информацию уполномоченным представителям сторон иным способом, подтверждающим факт приема-передачи. Иной способ является дополнительным к указанному выше обязательному порядку приема-передачи.

В разделе 4 договора стороны согласовали порядок расчетов.

Установлено, что комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную:

- в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта;

- за время с момента приема вагона от перевозчика в порядке п. 2.1.9. настоящего договора до момента возвращения вагонов на выставочные пути и сдачи из перевозчику в порядке установленном п. 5.1.15. настоящего договора. Из платного пользования вагонами исключается технологическое время, связанное с выполнением операций и подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, указанное в приложении N 1 настоящего договора,

- в ведомостях подачи и уборки вагонов, подготовленных перевозчиком и подписанных комбинатом без возражений либо на согласованную сумму на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов на выставочные пути, актов общей формы (пункт 4.1 договора).

Комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от комбината или владельца в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ (пункт 4.2 договора).

В пункте 5.3. договора стороны предусмотрели, что комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).

Приложением N 1 к договору стороны согласовали технологическое время выполнения начально-конечных и основных операций с вагонами.

Пунктом 1 Приложения N3 к договору установлено, что, в соответствии со статьями 62, 99, 100 УЖТ РФ, комбинат оплачивает перевозчику штрафы за задержку вагона более 24 часов установленного технологического срока оборота вагона.

В соответствии с дополнительным соглашением от 29.12.2006 к договору NТ-2/127 от 01.02.2006 срок действия указанного договора продлён до 31.01.2010.

Согласно памяткам приемосдатчика на подачу/уборку вагонов NN 8604, 8534, 8662, 8589, 8621, 8578, 8503, 8781, 8671, 8772, 8620, 8797, 8670, 8820, 8672, 8825, 8669, 8859, 8724, 8850, 8750, 8869, 8751, 8870, 8766, вагоны, перечисленные в названных памятках, находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

На основании вышеназванных памяток приемосдатчика составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 004247, 00426/8, 004286, 004287, 004290, 004318, 004329, 004347, 004345, 004343, 004342, 004340, 004339, 004337 в которой за задержку вагонов начислен штраф на общую сумму 297 200 руб.

Представитель открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» ведомость подачи и уборки вагонов подписал с разногласиями, с суммой штрафа не согласился, в связи с чем составлен акты общей формы.

Доверенности на представителей открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

Истцом ответчику направлены уведомления NN 454, 455, 456, 457, 458, 459, 460, 461, 462, 463, 464, 465, 466, 467, 469, о начисленном размере штрафа по указанной ведомости.

Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов в размере 297 200 руб. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В отзыве на исковое заявление истец просит снизить размер предъявленного штрафа за задержку вагонов в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец представил возражения на ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что задержка вагонов подгрузовыми операциями ведет не только к факту неосновательного пользования вагонами, но и к таким последствиям перевозчика, как исключение этих вагонов для грузооборота, и как следствие лишение перевозчика возможности получения провозной платы за перевозку грузов в этих вагонах, либо использование этих вагонов для получения прибыли другими путями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

По статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» и открытым акционерным обществом «Ачинский глиноземный комбинат» заключен договор NТ-2/127 от 01.02.2006, правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в п.3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути.

Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Факт задержки ответчиком под погрузкой (выгрузкой) принадлежащих перевозчику вагонов, перечисленных в памятках приемосдатчика NN 8604, 8534, 8662, 8589, 8621, 8578, 8503, 8781, 8671, 8772, 8620, 8797, 8670, 8820, 8672, 8825, 8669, 8859, 8724, 8850, 8750, 8869, 8751, 8870, 8766, свыше сроков, установленных договором и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подтвержден материалами дела.

Перечисленные памятки приемосдатчика содержат сведения о номерах вагонов, времени подачи, уборки и нахождения вагонов под грузовой операцией.

При этом номера вагонов и время подачи и уборки, зафиксированные в памятках приемосдатчика, соответствуют номерам вагонов и времени подачи и уборки вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов NN 004247, 00426/8, 004286, 004287, 004290, 004318, 004329, 004347, 004345, 004343, 004342, 004340, 004339, 004337.

Ответчик, принимавший участие в судебном заседании, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал обстоятельства и не представил доказательства, опровергающие сведения о задержке вагонов, отраженные в памятках приемосдатчика.