АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 декабря 2010 года Дело N А33-16684/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Назарько Людмилы Николаевны

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 465 от 22.10.2010,

при участи:

заявителя: индивидуального предпринимателя Назарько Л.Н. (паспорт),

представителя административного органа: Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от 26.11.2010 N СК-26475 (удостоверение), до перерыва,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бегун О.А.,

установил:

индивидуальный предприниматель Назарько Людмила Николаевна (далее - Назарько Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 465 от 22.10.2010.

В судебном заседании заявитель требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 11 часов 45 минут 16.12.2010 до 17 часов 00 минут 23.12.2010.

После перерыва административный орган в судебное заседание не явился, по факсу представил дополнение к отзыву.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Назарько Людмила Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245906900044.

На основании поступившей в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово информации о нарушении прав потребителя по факту допущенного обсчета (заявление от гражданки Ворошиловой О.А. вх. N 210 от 27.09.2010) проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Назарько Л.Н.

В ходе проведения проверки установлены данные, указывающие на наличие в действия ИП Назарько Л.Н. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с чем 06.10.2010 вынесено определение N 752 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Назарько Л.Н. Указанное определение вручено предпринимателя 06.10.2010 лично под роспись.

В ходе проведения проверки административным органом установлено и в протоколе об административном правонарушении N 710 от 20.10.2010 зафиксировано следующее: 16.09.2010 в 15-49 часов в магазине «Симпатия», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, микрорайон, 6, индивидуальным предпринимателем Назарько Л.Н. допущен обсчет покупателя при приобретении им продукции: минтая свежемороженого, 0,568 гр., по цене 34 руб.; икры «Баклажановой» производства Булганконсерв, 360 гр., по цене 30 руб.; хлеба «Ржаной» 0,5 гр., по цене 13 руб. Итоговая стоимость приобретенных продуктов составила 77 руб. 08 коп.

Покупателем была произведена оплата продукции денежной купюрой номиналом 5000 руб. (передано кассиру 5000 руб. 10 коп.) и получена сдача 4780,02 руб. (согласно кассовому чеку). Покупателю, согласно кассовому чеку, была передана сдача на 143 руб. меньше положенной суммы (5000,1 руб. - 77,08 руб. = 4923,02 руб.). Таким образом, сумма обсчета покупателя составила 143 руб.

Из объяснений Назарько Л.Н., отобранных в ходе проведения проверки 06.10.2010, а также отраженных в протоколе об административном правонарушении от 20.10.2010 следует, что в торговом зале магазина «Симпатия», расположенном в г. Шарыпово, мкр. 6, установлено 2 кассовых аппарата, предназначенных для расчетов с потребителями. На каждом кассовом аппарате установлено по 2 «фискальника», один - ИП Назарько Л.Н., другой - ООО «Ангара». Через кассовый аппарат с «фискальником» ООО «Ангара» отпускается алкогольная продукция и при приобретении покупателем продуктов и алкогольной продукции покупателю выдается два кассовых чека. Покупателем 16.09.2010 была приобретена алкогольная продукция - Шампанское Российское «Надежда», что подтверждается кассовым чеком-отчетом «Товары».

Указанный кассовый чек отражает две операции по времени: первая операция осуществлена в 15 час. 47 мин. 16.09.2010, вторая операция осуществлена в 15 час. 48 мин. 16.09.2010, последний товар просканирован в 15 час. 48 мин., а кассовый чек пробит в 15 час. 49 мин., так как чек всегда выдается позже последнего сканированного товара.

Административный орган полагает, что объяснения предпринимателя противоречат фактическим обстоятельствам дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении отражено, что:

во-первых, покупка и обсчет были произведены 16.09.2010 в 15 час. 49 мин., что подтверждается кассовым чеком;

во-вторых, представленный предпринимателем кассовый чек-отчет «Товары» отражает проведенные операции по продаже товаров на ИП Назарько Л.Н., в котором указано Шампанское Российское «Надежда», проданное по цене 143 руб., что противоречит объяснениям Назарько Л.Н. в части проведения продажи алкогольной продукции через «фискальник» ООО «Ангара»;

в-третьих, между покупателем и ИП Назарько Л.Н. 16.09.2010 в 15 час. 49 мин. был заключен договор купли-продажи, факт приобретения товара и обсчет покупателя подтверждается кассовым чеком, предпринимателем на основании представленных документов не доказано, что покупка Шампанского Российского «Надежда» приобретено именно указанным покупателем.

Административный орган полагает, что изложенное указывает на наличие в действиях предпринимателя Назарько Л.Н. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

22.10.2010 должностным лицом административного органа - заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Мироновой Анной Александровной вынесено постановление N 465 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель признана виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 1000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности и считая его незаконным, индивидуальный предприниматель Назарько Л.Н. обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В подтверждение своих доводов заявитель представила следующие документы: техническое заключение ООО «Витма-сервис»; договор N 41с по поставке и внедрению комплекса автоматизации от 01.09.2010; договор на оказание услуг N 40с-10 от 10.09.2010; лицензионный договор N 33-35-15/л/09 от 14.01.2009; сублицензионный договор N лицд-2009-05-750 от 18.05.2009; Устав ООО «Витма-сервис»; изменения к Уставу общества «Витма-сервис»; свидетельство о государственной регистрации ООО «Витма-сервис»; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ООО «Витма-сервис»; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «Витма-сервис»; список транзакций, распечатанный ООО «Витма-сервис».

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с передачей указанной службе функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно перечню должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.7 КоАП, вправе: 1) руководители и заместители руководителей территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2) начальники отделов и их заместители, советники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты первой и второй категории Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных управлений.

Согласно части 1 статьи 23.49 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьями 14.6 - 14.8 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, его заместители; 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители; 4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители.

Из представленных в материалы дела документов следует, что протокол об административном правонарушении от 20.10.2010 N 710 составлен специалистом-экспертом территориального Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Шарыпово Кучелаевой О.С., постановление от 22.10.2010 N 465 по делу об административном правонарушении вынесено заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Мироновой А.А. в пределах предоставленных им полномочий.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 20.10.2010 N 710 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 20.10.2010 N 710 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление от 22.10.2010 N 465 по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствии заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о рассмотрении дела, назначенном на 22.10.2010 на 11 час. 00 мин., изложенное в протоколе об административном правонарушении, вручено предпринимателю лично 20.10.2010).

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются имущественные интересы покупателя, предусмотренные действующим законодательством о защите прав потребителя при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей:

- обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;

- обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;

- обсчет - взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы);

- введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара - передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке;

- иной обман потребителя - нарушение других условий договора купли-продажи (умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности (пересортица), продажа некомплектного товара и т.д.).

Обман характеризуется тем, что в результате противоправных действий продавца чужое имущество переходит в его владение.

Таким образом, при совершении виновным лицом данного административного правонарушения имеет место сокрытие от потребителя необходимой и достоверной информации.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя и причиняет тем самым ущерб, и желает наступления этих последствий.

Следовательно, для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимы доказательства наличия события правонарушения, противоправности деяния, вины в совершении указанного правонарушения.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ "О защите прав потребителей".

В соответствии с частью 1 статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

На основании статьи 493 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

В силу части 1 статьи 500 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.