АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 декабря 2010 года Дело N А33-14626/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 декабря 2010 года. В полном объёме решение изготовлено 31 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску агентства лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск)

к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский ЛХК» (г. Лесосибирск)

о взыскании 5 136 477 руб. 13 коп. задолженности и пени,

при участии в судебном заседании:

от истца: Лавриковой Т.А. - представителя по доверенности от 07.06.2010,

от ответчика: Тавченко А.Ю. - представителя по доверенности от 03.01.2010 N 17-юр,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Точиловой Т.А.,

установил:

агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский ЛХК» о взыскании 5 136 477 руб. 13 коп., в том числе: 3 023 093 руб. основного долга в краевой бюджет, 71 146 руб. 38 коп. пени в федеральный бюджет, 2 042 237 руб. 75 коп. пени в краевой бюджет.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 08.10.2010 возбуждено производство по делу.

Определением от 30.11.2010 дело назначено к судебному разбирательству на 24.12.2010.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 час. 30 мин. 28 декабря 2010 года в целях проверки представленных расчётов, о чем вынесено протокольное определение. Стороны извещены о перерыве под расписку. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя истца Лавриковой Т.А., представителя ответчика Тавченко А.Ю.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что настоящий иск предъявлен о взыскании оставшейся задолженности по арендной плате и пене по договору аренды от 31.10.2005 N 28. Арендная плата за пользование лесными участками, внесенная после 30.12.2008 во исполнение договора аренды лесного участка от 09.09.2008 N89-3 учитывается по лицевому счету арендатора, открытому по перезаключенному договору, и при расчете суммы неоплаченного по ранее действовавшему договору и пени не принималась во внимание.

Ответчик возражал против удовлетворения иска в полном объеме по следующим основаниям:

- согласно приказу агентства лесной отрасли Красноярского края от 22.08.2008 N 1320 на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пункта 3.4., подпункта 2 пункта 4.3. Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 31.10.2005 N 28, заключенного между ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» и ФГУ «Невонский лесхоз», на договор аренды лесного участка. Между ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» и ФГУ «Невонский лесхоз» заключен договор аренды лесного участка от 09.09.2008 N89-3.

- В 2008 и 2009 годах вносились арендные платежи в погашение ранее образовавшейся задолженности, так как ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» пользуется теми же лесными участками, что и по договору от 31.10.2005 N 28.

- По данным ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс», отраженным в акте сверки взаимных расчетов, у него по состоянию на 01.01.2009 в части сверхминимального размера арендной платы (краевой бюджет) имеется переплата в размере 370 руб., которая образовалась, если не применять в 2007 и 2008 годах повышающий коэффициент 1,4.

- Согласно представленному контррасчёту пеня в федеральный бюджет составляет 30 765 руб. 47 коп., в краевой бюджет - 5 680 руб.08 коп.

- В отношении подлежащей взысканию пени за несвоевременное внесение арендной платы ответчик просит применить исковую давность, производить взыскание с 15.11.2007.

В подтверждение изложенного в отзыве ответчик в материалы дела представил Приказ агентства лесной отрасли Красноярского края от 22.08.2008 N 1320, акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 01.07.2009, договор аренды лесного участка от 09.09.2008 N 89-3.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно протоколу «О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда» от 24.10.2005 N 52 победителем лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда, расположенного на территории Богучанского района, в лесах Говорковского лесничества ФГУ «Невонский лесхоз» сроком на 49 лет признан ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс». В пункте 5 протокола предусмотрены обязательства победителя лесного конкурса по размеру арендной платы. Победитель предложил 6 688,75 тыс. руб. вместо указанного в условиях лесного конкурса - 3 797,5 тыс. руб.

Между ФГУ «Невонский лесхоз» (арендодатель) и ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 31.10.2005 N 28, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает участок лесного фонда по адресу: Красноярский край, Богучанский район, Юго-восточная часть Богучанского района на левом берегу реки Ангара. Невонский лесхоз, площадью 31219 га, кварталы 14, 15, 16, 23, 24, 25-27, 33 (часть), 34-38, 47 (часть), 48-52, 64-68, 69 (часть), 77-83, 84 (часть), 90-92, 103 (часть), 104 (часть), 117, 132, в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет (подпункт 2.1.).

Арендная плата исчисляется за всю расчётную лесосеку арендуемого участка лесного фонда независимо от фактического её использования исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, установленных приказом МПР Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства. А также 76% по результатам лесного конкурса от ставки лесных податей за каждый кубометр расчётной лесосеки ежегодно (подпункт 5.1.).

Размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждённых Правительством, вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. Арендная плата сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15 % (подпункт 5.2.).

За просрочку арендных платежей арендатор выплачивает пеню за каждый день просроченного платежа в размере 0,07% от просроченной суммы за каждый день просрочки (подпункт 5.4.).

Государственная регистрация договора аренды участка лесного фонда произведена 17.11.2005 за номером 24-24-06/009/2005-309.

По акту передачи участков лесного фонда в пользование от 31.10.2005 объекты аренды переданы арендатору.

В адрес арендатора направлено уведомление от 16.03.2009 N 3 с предложением погасить задолженность по арендной плате, образовавшуюся по состоянию на 01.03.2009 в части минимальных ставок в размере 823 840 руб., по арендной плате в части сверхминимальных ставок в размере 3 607 660 руб. в срок до 25.03.2009. Уведомление получено ответчиком 25.03.2009.

Согласно расчету истца по состоянию на 17.09.2010 у ответчика образовалась задолженность по арендной плате в краевой бюджет за 2007, 2008 годы в сумме 5 136 477 руб. 13 коп., в том числе: долг в размере 3 023 093 руб.

За период с 16.02.2007 по 20.09.2010 истец начислил пени в федеральный бюджет в размере 71 146 руб. 38 коп., в краевой бюджет - 2 042 237 руб. 75 коп..

Считая свои права нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 5 136 477 руб. 13 коп., в том числе: 3 023 093 руб. долга в краевой бюджет, 71 146 руб. 38 коп. пени в федеральный бюджет, 2 042 237 руб. 75 коп. пени в краевой бюджет.

Согласно договору аренды лесного участка от 09.09.2008 N 89-3 агентство лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) обязуется предоставить, а ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (арендатор) обязуется принять во временное владение и пользование лесной участок площадью 31 152 га, расположенный в кварталах: 14, 15, 16, 23, 24, 25-27, 33 (за исключением выдела 17), 34-38, 47 (за исключением выдела 1), 48-52, 64-68, 69 (за исключением выделов 12, 29), 77-83, 84 (исключением выделов 2, 3, 13, 26), 90-92, 103 (за исключением выделов 29, 30), 104 (за исключением выделов 13, 14, 17, 22, 28, 30), 117, 132 Говорковского участкового лесничества краевого государственного бюджетного учреждения «Невонское лесничество», с номером учётной записи в государственном лесном реестре N 24-0227-2008-08-3355-1.

В качестве доказательств внесения арендной платы ответчик материалы дела представил:

- реестр платежей арендной платы за 2007 год в размере 5 207 555 руб., в том числе минимальный размер - 2 794 170 руб., сверхминимальный размер - 2 413 385 руб., платёжные поручения от 28.02.2007 N 6612, от 28.02.2007 N 6611, от 20.03.2007 N 7049, от 20.03.2007 N 7048, от 18.04.2007 N 7833, от 18.04.2007 N 7832, от 19.06.2007 N 491, от 19.06.2007 N 490, от 11.07.2007 N 1103, от 11.07.2007 N 1102, от 17.09.2007 N 52, от 17.09.2007 N 51, от 14.11.2007 N 1338, от 14.11.2007 N 1337, от 11.12.2007 N 4001, от 11.12.2007 N 4000;

- реестр платежей арендной платы за 2008 год в размере 5 799 330 руб., в том числе минимальный размер - 3 295 050 руб., сверхминимальный размер - 2 504 280 руб., платежные поручения от 12.02.2008 N 2119, от 12.02.2008 N 2118, от 18.03.2008 N 2553, от 18.03.2008 N 2552, от 09.04.2008 N 2764, от 09.04.2008 N 2763, от 11.06.2008 N 3198, от 11.06.2008 N 3197, от 15.07.2008 N 3507, от 15.07.2008 N 3506, от 09.09.2008 N 4007, от 09.09.2008 N 4009, от 09.09.2008 N 4008, от 09.09.2008 N 4006, от 11.11.2008 N 8564, от 11.11.2008 N 8563.

Считая свои права нарушенными, истец обратился с иском о взыскании 5 136 477 руб. 13 коп., в том числе: 3 023 093 руб. долга за 2007 и 2008 годы в бюджет Красноярского края, 71 146 руб. 38 коп. пени в федеральный бюджет, 2 042 237 руб. 75 коп. пени в бюджет Красноярского края.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок.

Спорные правоотношения возникли из договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 31.10.2005 N 28.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу части 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Исходя из положения части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п (далее - Положение), к полномочиям агентства, в том числе, относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

Агентство лесной отрасли Красноярского края является администратором доходов федерального бюджета и бюджета Красноярского края., получаемых в виде арендной платы за пользование лесами (приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 N 509, от 16.01.2008 N 8, от 05.11.2008 N 337).

Истец требует взыскать с ответчика 3 023 093 руб. долга по арендной плате за 2007 и 2008 годы, подлежащей внесению в бюджет Красноярского края.

Возражения ответчика против взыскания задолженности по арендной плате в бюджет Красноярского края за 2007 и 2008 годы связаны с применением истцом коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».

Указанные возражения суд признал обоснованными.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно пункту 5.1 договора аренды от 31.10.2005 N 28 арендная плата исчисляется за всю расчётную лесосеку арендуемого участка лесного фонда независимо от фактического её использования, исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, установленных приказом МПР Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства. А также 76% по результатам лесного конкурса от ставки лесных податей за каждый кубометр расчётной лесосеки ежегодно.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

С 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введён в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1 и 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 127 признано утратившим силу.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» установлено, что арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Таким образом, при расчете арендной платы в 2007 году подлежали применению минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 127 от 19.02.2001 и ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.

Согласно Закону Красноярского края от 08.12.2006 N 1 «О краевом бюджете на 2007 год» платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, являются доходами краевого бюджета (раздел - «Доходы краевого бюджета»).

В соответствии с пунктом 5 протокола «О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда» от 24.10.2005 N 52, пунктом 5.1 договора аренды от 31.10.2005 N 28 для определения размера арендной платы, подлежащей уплате в краевой бюджет, применяется коэффициент 1,76.

При расчете арендной платы, подлежащей внесению в бюджет красноярского края, коэффициент 1,4, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», с 01.01.2007 не применяется на основании следующего.

Согласно статье 13 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации.