• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2011 года Дело N А33-2133/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования N 4» (ОГРН 1022402064002, ИНН 246202377

5)

к Главному Управлению МЧС России по Красноярскому краю

о признании недействительными пунктов 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания от 07.12.2010 N 2983/1/1-5 об устранении требований пожарной безопасности,

при участии судебном заседании:

от заявителя: С.С. Гребенниковой - заведующей, на основании приказа от 11.11.2005 N 106 л/с (паспорт);

от административного органа: В.А. Якимова - представителя, на основании доверенности от 06.01.2011 N 13-5-36 (удостоверение).

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования N 4» (далее - МБОУ «Центр образования N 4») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Красноярскому краю (далее - административный орган) о признании недействительными пунктов 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания от 07.12.2010 N 2983/1/1-5 об устранении требований пожарной безопасности.

Заявление принято к производству суда. Определением от 18.02.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель учреждения в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласен на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования N 4» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402064002.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 08.11.2010 N 2983 главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. должностным лицом административного органа в период с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. 17.11.2010 и с 10 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. 07.12.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях МДОУ «Центр образования N 4», эксплуатируемых на основании свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 08.02.2011 серия 24 ЕИ N 952470 (распоряжения администрации г. Красноярска от 21.12.2005 N 2286-нед, акта приема-передачи от 29.12.2005), расположенных по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 30 «б», в ходе которой установлены, в том числе следующие нарушения:

1) ширина эвакуационных выходов на улицу из запасной лестничной клетки, а также ширина эвакуационных выходов на запасную лестничную клетку из коридора 1-го и 2-го этажей 0,8 м., менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 50 человек (при числе учащихся 360 человек), что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03), п. 6.16 СНиП 21-01-1997 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (пункт 2983/1/1);

2) не выполнены выходы на чердак здания через противопожарные люки 2-го типа, что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03), п. 8.4 СНиП 21-01-1997* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (пункт 2983/1/2);

3) отсутствует эвакуационное освещение в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания, что является нарушением пунктов 3, 51 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03), пункта 4.3 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (пункт 2983/1/3).

По результатам проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Кабаевой М.В. законному представителю учреждения - директору Гребенниковой С.С. (на основании приказа N 106л/с от 110.11.2005) 07.12.2010 выдано предписание N 2983/1/1-5 от 07.12.2010.

Согласно указанному предписанию орган пожарного надзора обязал МБОУ «Центр образования N 4» устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения, в срок до 01.05.2012 года.

Пункты 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания от 07.12.2010 N 2983/1/1-5 расценены заявителем как нарушающие его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании их недействительными.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных правовых норм для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что пункты оспариваемого предписания соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статьей 6 указанного Закона установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктами 1, 2, 5 пункта 9 указанного Положения предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).

Таким образом, суд пришел к выводу, что Отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску главного управления МЧС России по Красноярскому краю является уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Кабаевой М.В. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 указанного Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 указанного Закона установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о характере и лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, в период с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. 17.11.2010 и с 10 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. 07.12.2010 в отношении учреждения проведена плановая проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в зданиях, сооружениях и прилегающей территории, по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 30 «б», на объектах, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 08.02.2011 серия 24 ЕИ N 952470 (ранее на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 21.12.2005 N 2286-нед, акта приема-передачи от 29.12.2005).

Проверка проведена на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 08.11.2010 N 2983, вынесенного главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Коневым А.А. на основании плана проверок Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на 2010-2014 года.

Проверка проведена должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Кабаевой М.В., указанной в распоряжении от 08.11.2010 N 2983.

Проверка проведена в пределах установленного в распоряжении срока, установленный законом предельный 20-дневный срок проведения проверки соблюден.

На основании акта проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Кабаевой М.В. выдано оспариваемое предписание от 07.12.2010 N 2983/1/1-5 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что установленная законом процедура проведения проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Кабаевой М.В. соблюдена.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.

В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 51 Правил пожарной безопасности 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

В силу пункта 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м., ширина не менее: 1,2 м. - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 человек; 0,8 м. - во всех остальных случаях.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в пункте 6.29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В соответствии с пунктом 8.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.

В соответствии с пунктом 4.3 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать:

в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 человек, а также из здравпунктов, лечебно-профилактических учреждений, книго- и архивохранилищ, детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там;

в залах плавательных бассейнов, спортивных и актовых залах;

в помещениях приемных, раздевальных, кухнях и стирально-разборочных помещениях детских дошкольных учреждений и школ-интернатов;

в ожидальных, раздевальных, мыльных, душевых, ванных и парильных бань;

в помещениях электросветолечения, раздевальных, душевых и ванных залах отделений грязелечения и восстановительного лечения в лечебно-профилактических учреждениях;

в помещениях, где одновременно могут находиться более 100 чел. (аудитории, обеденные залы, актовые залы, конференц-залы);

в торговых залах общей площадью 90 м2 и более и на путях выхода из них, в транспортных тоннелях торговых предприятий;

в помещениях с постоянно работающими в них людьми, если вследствие отключения рабочего освещения и продолжения при этом работы производственного оборудования может возникнуть опасность травматизма (ремонтные мастерские, производственные помещения предприятий общественного питания, прачечных).

В силу пункта 4.4 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» эвакуационное освещение зданий выполняется в соответствии со СНиП 23-05-95 и главой 6.1 Правилами устройства электроустановок.

Из материалов дела следует, что в оспариваемом предписании зафиксировано нарушение учреждением указанных выше норм Правил пожарной безопасности (пунктов 3, 51 ППБ 01-03), пунктов 6.16, 8.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пункта 4.3 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий».

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что в нарушение, изложенных выше норм учреждением здание детского сада не оборудовано:

- эвакуационными выходами из здания учреждения на улицу из запасной лестничной клетки, а также эвакуационными выходами на запасную лестничную клетку из коридора 1-го и 2-го этажей 0,8 м. шириной в свету не менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 50 человек (при числе учащихся 360 человек);

- выходом на чердак через противопожарный люк 2-го типа с размерами не менее 0,75 х 1,5 м.;

- эвакуационным освещением в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей.

Заявитель ссылается на отсутствие у него обязанности по исполнению оспариваемых пунктов предписания, так как требования, указанные в предписании, основаны на нормативных актах, которые:

- не подлежат применению, так как официально не были опубликованы;

- не наделены обратной силой в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до принятия Правил пожарной безопасности 01-03, строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»;

- регулируют отношения, возникающие в процессе проектирования, строительства, реконструкции и изменения функционального назначения здания.

Заявитель полагает, что у него отсутствует объективная возможность обеспечить соблюдение выявленных административным органом нарушений, так как здание что МБОУ «Центр образования N 4» было построена в 1964 году по ранее утвержденному проекту, что подтверждается техническим паспортом на здание, который отвечал на момент постройки требованиям пожарной безопасности.

Заявитель также в обосновании довода о том, что в учреждении приняты меры по обеспечению пожарной безопасности ссылается на то, что в учреждении имеются средства пожаротушения, смонтирована автоматическая пожарная сигнализация, разработаны инструкции по соблюдению требований пожарной безопасности, проводятся инструктажи среди работников образовательного центра, разработана и согласована с органами пожарного надзора специальная программа пожарно-технического минимума для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану учреждения, назначены должностные лица, ответственные за соблюдение требований правил пожарной безопасности, отделка стен на путях эвакуации выполнена из негорючих материалов, своевременно проводится огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердачного помещения и обеспечивается два раза в год проверка состояний огнезащитной обработки и один раз в пять лет состояния ограждения крыши, установлены противопожарные двери.

Таким образом, заявитель полагает, что в образовательном учреждении созданы оптимальные условия для воспитания и обучения детей, административным органом не доказано наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере пожарной безопасности в результате выявленных нарушений.

Из материалов дела следует, что эксплуатация здания и помещений МБОУ «Центр образования N 4», расположенных по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 30 «б», осуществляется заявителем на основании свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 08.02.2011 серия 24 ЕИ N 952470 (ранее на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 21.12.2005 N 2286-нед, акта приема-передачи от 29.12.2005).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

Таким образом, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Судом установлено, что учреждение фактически владеет и пользуется помещениями, при обследовании которых выявлены нарушения указанных норм и правил пожарной безопасности, на основании свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 08.02.2011 серия 24 ЕИ N 952470 (ранее на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 21.12.2005 N 2286-нед, акта приема-передачи от 29.12.2005), что заявителем не оспаривается.

Таким образом, функции по соблюдению противопожарной безопасности возложены на учреждение, которое обязано содержать закрепленное на праве оперативного управления здание и помещения в исправном состоянии, в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами пожарной безопасности.

Довод заявителя о том, что здание учреждения построено в 1964 году по ранее утвержденному проекту, поэтому Правила пожарной безопасности, утвержденные в 2003 году, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенные в действие с 01.01.1998, Свод правил 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» рекомендованный к применению в качестве нормативного документа постановлением Госстроя России от 26.10.2003 N 194, применению не подлежат, судом отклоняется, в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального Закона.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).

В указанных пунктах предписания отражены нарушения на проверяемых объектах учреждения требований Правил пожарной безопасности 01-03, СНиП 21-01-97*, СП 31-110-2003.

Согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Следовательно, положения ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, СП 31-110-2003 обязательны для исполнения учреждением в процессе эксплуатации здания.

Из положений СНиП 21-01-97* принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7 следует, что в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

Тот факт, что здание центра образования было построено до введения в действие указанных Правил и СНиП не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания школы в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Таким образом, ссылка заявителя на соблюдение учреждением требований СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», действовавших до 01.01.1998, которые допускали в противопожарных дверях и люках 1-го и 2-го типов применять древесину, защищенную со всех сторон негорючими материалами толщиной не менее 4 мм. или подвергнутую глубокой пропитке антипиренами или другой огнезащитной обработке; ширину путей эвакуации в свету не менее 1м., дверей - не менее 0,8 м., судом не принимается, так как в настоящее время заявитель обязан привести здание учреждения в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством (пункты 6.16, 8.4 СНиП 21-01-97*).

Ссылка заявителя на письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20.07.1999 N 9-24-235, которым разъяснено, что требования СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» распространяются только на проектирование освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений и вопросы освещения эксплуатируемых зданий СНиП 23-05-95 не регламентируют, судом не принимается, так как нарушений требований указанного нормативного документа в оспариваемых пунктах 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания N 2983/1/1-5 от 07.12.2010 по устранению обязательных требований пожарной безопасности административным органом заявителю не вменяется.

Суд полагает, что время ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается МБОУ «Центр образования N 4» не имеет правового значения, т.к. требования, изложенные в ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, СП 31-110-2003 подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания и помещений учреждения.

Довод заявителя о том, что установленные в ходе проведения проверки нарушения пожарной безопасности не могли привести к угрозе жизни и здоровью людей, что подтверждается осуществленными учреждением указанными выше мероприятиями (наличие автоматической пожарной сигнализации и т.д.), суд полагает несостоятельным, так как требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности, а материалами проверки зафиксировано несоблюдение указанных требований.

При этом, суд полагает, что произведенные учреждением мероприятия, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности, а также устранение требований пунктов 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания N 2983/1/1-5 от 07.12.2010 не освобождает заявителя от необходимости соблюдения других требований, установленных правилами пожарной безопасности в здании и в помещениях учреждения, в которых находятся и обучаются дети.

Довод заявителя о том, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения правил пожарной безопасности органом пожарного надзора ранее не были установлены, что подтверждается актом проверки готовности учреждения к новому учебному 2010-2011 году, судом отклоняется, так как не обнаружение указанных фактов нарушения в области соблюдения требований правил пожарной безопасности административным органом ранее не освобождает учреждение от обязанности в дальнейшем соблюдать указанные правила и нормы пожарной безопасности.

В заявлении учреждение указало, что утверждение органа пожарного надзора о наличии угрозы жизни или здоровью людей, является бездоказательным и, следовательно, не может служить основанием для применения к действующему зданию норм, указанных в предписании. Суд полагает, что данный довод основан на ошибочном толковании изложенных выше правовых норм, так как проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека и при обнаружении указанных нарушений, обязанность доказывать, что эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью человека, отсутствует.

Довод заявителя о том, что в случае расширения существующих эвакуационных выходов из помещений будут затронуты несущие стены, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, судом отклоняется, так как невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания, может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Устранению предусмотренных предписанием нарушений безусловно должно предшествовать внесение изменений в проектно-сметную документацию на эксплуатируемое учреждением здание. Действующее законодательство не содержит запрета на внесение изменений в проектно-сметную документацию эксплуатируемых зданий в целях их последующей реконструкции.

Кроме того, административный орган устанавливает учреждению в предписании, что выполнить ширину эвакуационных выходов на улицу из запасной лестничной клетки, на запасную лестничную клетку из коридора 1-го и 2-го этажей шириной в свету не менее 1,2 м. необходимо в том случае, если эвакуирующихся более 50 человек.

Довод заявителя об отсутствии официального опубликования указанных нормативов и правил судом не принимается на основании следующего.

В соответствии с абзацем 7 статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Министерства юстиции России давать разъяснения о применении указанных Правил.

Пунктом 15 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.

Таким образом, данные нормы и правила приняты Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 N 18-78, иной процедуры введения их в действия не требуется.

С учетом изложенного, требования пунктов оспариваемого предписания о необходимости оборудования здания эвакуационными выходами из здания учреждения на улицу из запасной лестничной клетки, а также эвакуационными выходами на запасную лестничную клетку из коридора 1-го и 2-го этажей 0,8 м. шириной в свету не менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 50 человек (при числе учащихся 360 человек); выходом на чердак через противопожарный люк 2-го типа с размерами не менее 0,75 х 1,5 м.; эвакуационным освещением в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей, являются обоснованными.

При этом суд учитывает, что оспариваемое предписание предусматривает срок исполнения указанных в нем требований до 01.05.2012. Доводов о невыполнимости предписания в указанный срок не заявлено.

Кроме того, учреждение не представило доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми пунктами предписания прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что орган пожарного надзора доказал правомерность и обоснованность вынесения пунктов 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания от 07.12.2010 N 2983/1/1-5 об устранении требований пожарной безопасности, основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования N 4» (ОГРН 1022402064002, ИНН 2462023775) о признании недействительными пунктов 2983/1/1, 2983/1/2, 2983/1/3 предписания от 07.12.2010 N 2983/1/1-5 об устранении требований пожарной безопасности.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья
Е.А.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2133/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 14 апреля 2011

Поиск в тексте