АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года Дело N А33-1978/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 47»

к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС по Красноярскому краю

о признании недействительными пунктов 2854/1/1-4, 2854/1/6, 2854/1/10, 2854/1/11, 2854/1/13 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.11.2010 N 2854/1/1-13;

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: Т.И. Яценко - директора, на основании приказа от 21.06.2000 N 343/р, паспорта;

от ответчика: В.А. Якимова на основании доверенности от 06.01.2011 N 13-5-36, паспорта

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 47» (далее - МБОУ Школа N 47) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС по Красноярскому краю о признании недействительными пунктов 2854/1/1-4, 2854/1/6, 2854/1/10, 2854/1/11, 2854/1/13 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.11.2010 N 2854/1/1-13.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.02.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

МБОУ Школа N 47 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402060262.

Как следует из материалов дела отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю 02.11.2010 и 18.11.2010, на основании распоряжения от 26.10.2010 N 2854, проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в здании и помещениях школы, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Песочная, 20, принадлежащих на праве оперативного управления МБОУ Школа N 47.

В ходе проверки выявлены, в том числе следующие нарушения:

в средней школе:

- ширина дверей эвакуационных выходов менее 1,2 метра при числе эвакуирующихся более 50 человек: эвакуационный выход из коридора правого крыла здания (напротив подвального помещения) непосредственно наружу 0,88 м; эвакуационные выходы из коридора левого крыла здания (напротив столовой) непосредственно наружу 0,84-1 м; второй эвакуационный выход из актового зала непосредственно наружу 0,7 м (пункт 2854/1/1 предписания);

- высота эвакуационных выходов непосредственно наружу в свету менее 1,9 м: эвакуационные выходы из коридора левого крыла здания (напротив столовой) непосредственно наружу 1,71 и 1,83 м; второй эвакуационный выход из спортивного зала непосредственно наружу 1,87 м (пункт 2854/1/2 предписания);

- отсутствует эвакуационное освещение в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания (пункт 2854/1/3 предписания);

- двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров не укомплектованы уплотнениями в притворах и устройствами самозакрывания (левое крыло) (пункт 2854/1/4 предписания);

- заполнение оконного проема в противопожарной преграде, отделяющей помещения общих коридоров и чердачных помещений не соответствует требуемому нормативному значению (менее ЕI 30), а именно: 3-ий этаж напротив кабинета химии, 2-ой этаж напротив кабинета информатики (пункт 2854/1/6 предписания)

- не обеспечен противопожарный разрыв между зданием мастерских и временным сооружением металлического склада (расстояние 6 м) (пункт 2854/1/10 предписания);

в начальной школе:

- ширина эвакуационных выходов менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек (основные эвакуационные выходы непосредственно наружу 0,86 м) (пункт 2854/1/11 предписания);

- отсутствует эвакуационное освещение в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания (пункт 2854/1/13 предписания).

По результатам данной проверки МБОУ Школа N 47 выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.11.2010 N 2854/1/1-13 предложением об устранении выявленных нарушений в срок до 01.05.2012.

Заявитель, считает указанное предписание в части пунктов 2854/1/1-4, 2854/1/6, 2854/1/10, 2854/1/11, 2854/1/13 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 02.12.2010 N 3009/1/1-8 вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору В.А. Якимовым.

Процедура проверки ответчиком соблюдена. С распоряжением от 26.10.2010 N 2854 о проведении проверки директор МБОУ Школа N 47 Т.И. Яценко ознакомлена 27.10.2010, акт проверки получила.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. Песочная, 20 принадлежит МБОУ Школа N 47 на праве оперативного управления. Следовательно, МБОУ Школа N 47 является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться указанным имуществом, в связи с чем МБОУ Школа N 47 несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с указанными правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие Санитарные нормативы и правила «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее - СНиП 21-01-97).

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.10.2003 N 194 одобрены и рекомендованы к применению строительные правила «СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (далее - СП 31-110-2003).

Довод заявителя о том, что здание школы построено в 1936 году по ранее утвержденному проекту, поэтому Правила пожарной безопасности, утвержденные в 2003 году, СНиП 21-01-97*, утвержденные в 1997 году и СП 31-11-2003, одобренный и рекомендованный к применению постановлением Госстроя России, применению не подлежат, судом отклоняется, в силу следующего.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Суд полагает, что требования оспариваемого предписания касаются безопасности эксплуатации здания, что соответствует цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Следовательно, положения ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 и СП 31-11-2003 обязательны для исполнения учреждением, в процессе эксплуатации здания.

Из положений СНиП 21-01-97* принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 N 18-7 следует, что в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем. Тот факт, что здание образовательного учреждения было построено до введения в действие указанных Правил и СНиП не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания школы в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Кроме того, в Декларации пожарной безопасности от 01.04.2010 регистрационный N 04401363-00597-4.27, в разделе III «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты» указаны, в том числе Федеральный закон от 22.07.2009 N 123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», ППБ 01-03, ППБ 101-89, а также СНиП 21-01-97.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2, частями 1, 2 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

Пунктом 51 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Согласно пункту 6.22 СНиП 21-01-97 пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.10.2003 N 194 одобрены и рекомендованы к применению строительные правила «СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (далее - СП 31-110-2003).

Пунктом 4.3 СП 31-110-2003 установлено, что эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из здравпунктов, лечебно-профилактических учреждений, книго- и архивохранилищ, детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там.

Таким образом, время ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается МБОУ Школа N 47, не имеет правового значения; требования, изложенные в ППБ 01-03, ППБ 101-89, а также СНиП 21-01-97, требования СП 31-110-2003 в части, касающейся применения норм ППБ 01-03, на которых основано оспариваемое предписание подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.

Довод заявителя об отсутствии официального опубликования СНиП 21-01-97 и СП 31-110-2003 судом не принимается на основании следующего.

В соответствии с абзацем 7 статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.