• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года Дело N А33-1279/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Круг»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

о признании недействительными решения и предписания от 21.12.2010 по делу N 229-10-10,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Д.Д. Лукина по доверенности от 03.02.2011, паспорту,

от ответчика: Т.Н. Мосиной по доверенности от 11.01.2011 N 2, удостоверению, О.И. Жураковской по доверенности от 13.01.2011 N 24, паспорту,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Круг» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 21.12.2010 по делу N 229-10-10.

Заявление принято к производству суда. Определением от 07.02.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «Круг» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400593390.

В адрес Красноярского УФАС России из Прокуратуры Богучанского муниципального района Красноярского края было передано заявление гражданина В.П. Гужева о проведении проверки ценообразования на нефтепродукты на территории Богучанского муниципального района Красноярского края.

На основании статьи 23, пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Круг» было возбуждено дело N 229-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрения дела от 29.06.2010 N 339.

Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что ООО «Круг» осуществляет оптовую реализацию нефтепродуктов на территории муниципального образования Богучанского муниципального района Красноярского края п. Таежный, а также розничную реализацию нефтепродуктов на территории с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский Богучанского района Красноярского края:

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа вынесено решение от 21.12.2010, в соответствии с которым ООО «Круг» признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории п. Таежный Богучанского муниципального района, Красноярского края в период 2009 года и январь - июль 2010 года, а также в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке розничной, реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории муниципальных образований Богучанского муниципального района Красноярского края: с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский, в период 2009 года и января - июля 2010 года.

На основании решения от 21.12.2010 по делу N 229-10-10 антимонопольным органом выдано предписание от 21.12.2010 по делу N 229-10-10, в соответствии с которым ООО «Круг» необходимо обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края - Министерство промышленности и энергетики Красноярского края для установления снабженческо-сбытовой и торговой надбавок к ценам на нефтепродукты.

Заявитель считает указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными и подлежащими отмене, в связи с чем обратился в арбитражный

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемые решение и предписание соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления (часть 3).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (пункт 4 части 4).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» Богучанский район Красноярского края включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок к продукции и товарам, реализуемым в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Постановлением Администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» предусмотрено обязательное государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Таким образом, организации, осуществляющие деятельность по реализации нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), должны определять цены на реализуемое топливо в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть с применением снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам реализуемых нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края.

В связи с отсутствием на федеральном уровне установленного единого порядка по осуществлению государственного регулирования тарифов, надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, Министерство промышленности и энергетики Красноярского края устанавливает размеры предельных надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов расположенных на территории края (далее - снабженческо-сбытовой и торговой надбавок) на основании приказов дифференцированно, с учетом единого методологического подхода ценообразования, в разрезе муниципальных образований края (муниципальному району, городскому округу, городскому (сельскому) поселению), на основании письменных обращений хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов на территории края, согласно основных показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов регулирования (в том числе: расходы по хранению, транспортировке, реализации и другие расходы, обеспечивающие уплату НДС и формирование прибыли), уровня рентабельности не более 10 процентов к издержкам предприятия (без учета покупной стоимости нефтепродуктов) методом экономически обоснованных затрат, необходимой валовой выручки в соответствии с действующим законодательством, и оценки их экономической обоснованности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского и налогового учета.

Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки на нефтепродукты, реализуемые на территории с. Богучаны, Богучанского района Красноярского края установлены Приказом министерства от 20.04.2010 N 011/28 на основании письменного обращения, материалов и документов Федерального государственного унитарного предприятия «Авиапредприятия «Черемшанка», осуществляющего реализацию нефтепродуктов на названной территории.

Таким образом, организации, осуществляющие деятельность по реализации нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), должны определять цены на реализуемое топливо в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть с применением снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам реализуемых нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края.

Довод заявителя о том, что у общества отсутствует обязанность по обращению в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края для установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории Богучанского района Красноярского края, является необоснованным и не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федерального закона «О защите конкуренции») доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

По результатам анализа полученной антимонопольным органом информации были выявлены следующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке оптовой реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края: ОАО «Красноярскнефтепродукт»; ЗАО «Башкирнефтепродукт - Красноярск»; ООО «Наука»; ООО «Кройл»; ООО «Каймира»; ООО «Сангилен+».

На рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «Красноярскнефтепродукт»; ЗАО «Башкирнефтепродукт - Красноярск»; ООО «Любава»; ООО «Круг»; ООО «Ресурс-С»; ООО «Нефтеком».

По результатам анализа, проведенного Красноярским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, было установлено, что совокупная доля ООО «Круг», ОАО «Красноярскнефтепродукт», ООО «Кройл» на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе-июле 2010 года составляет более 50 %.

В течение 2009 года и январе-июле 2010 года относительные размеры долей вышеуказанных хозяйствующих субъектов были подвержены малозначительным изменениям. Доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в связи с имеющимися барьерами, препятствующими входу на рынки оптовой и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского района Красноярского края, а именно: отдаленность территории от заводов-производителей нефтепродуктов, что влечет за собой материальные и временные затраты по доставке нефтепродуктов до потребителей, а также неразвитость инфраструктуры, в частности: плохое состояние дорог в районе, длительность процедуры согласования и получение разрешений на ведение деятельности и ввод новых объектов.

Реализуемые хозяйствующими субъектами бензины автомобильные и дизельное топливо не могли быть заменены другим товаром при потреблении.

Обстоятельства, указывающие, что рост цены на нефтепродукты обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, управлением не установлены. Информация о цене, об условиях реализации или приобретения нефтепродуктов на рынке оптовой реализации нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края доступна неопределенному кругу лиц.

Доля ООО «Круг» на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района Красноярского края в 2009 году и январе-июле 2010 года - составляет более 35%.

Довод заявителя о том, что антимонопольным органом не правильно определен круг хозяйствующих субъектов судом исследован и отклонен, как необоснованный.

С учетом изложенного ООО «Круг» занимает доминирующее положение на рынках оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Богучанского муниципального района в установленных временных границах.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г, N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).

Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Приказом Министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края от 20.04.2010 N 011/28 были установлены снабженческо-сбытовые надбавки на территории с. Богучаны Богучанского района в размере - 2182,63 руб./тонн с НДС без учета транспортных расходов и 5251,28 руб./тонн с НДС с учетом транспортных расходов.

ООО «Круг» оптовую реализацию нефтепродуктов осуществляет на территории муниципального образования Богучанского муниципального района Красноярского края п. Таежный, розничную реализацию нефтепродуктов общество осуществляет на территории с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский Богучанского района Красноярского края.

Из материалов дела следует, что ООО «Круг» в Министерство промышленности и энергетики Красноярского края для установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Богучанского муниципального района Красноярского края общество не обращалось, доказательств такого обращения не представило.

Доказательств установления снабженческо-сбытовой надбавки на нефтепродукты, реализуемые ООО «Круг» на территории муниципального образования Богучанского муниципального района Красноярского края п. Таежный и торговой надбавки на нефтепродукты реализуемые ООО «Круг» на территории муниципальных образований Богучанского муниципального района Красноярского края: с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский, ООО «Круг» представлено не было.

С учетом изложенного, антимонопольный орган правомерно признал ООО «Круг» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке оптовой реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории п. Таежный Богучанскогомуниципального района Красноярского края в период 2009 года и январь - июль 2010 года, а также порядка ценообразования на рынке розничной, реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории муниципальных образований Богучанского муниципального района Красноярского края: с. Богучаны, п. Чунояр, п. Гремучий, п. Таежный, п. Новохайский, в период 2009 года и января - июля 2010 года.

Довод ООО «Круг» о том, что дело возбуждено по несуществующему нарушению антимонопольного законодательства является необоснованным, поскольку законодательством установлено, что организации, осуществляющие деятельность по реализации нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), должны определять цены на реализуемое топливо в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть с применением снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам реализуемых нефтепродуктов на территории Богучанского района Красноярского края, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по выдаче федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт «в»).

Следовательно, оспариваемое предписание от 21.12.2010 по делу N 229-10-10, обязывающее ООО «Круг» устранить нарушения антимонопольного законодательства является обоснованным.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Круг» о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21.12.2010 по делу N 229-10-10.

Заявление проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-1279/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 13 апреля 2011

Поиск в тексте