• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-604/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад N 306» (ОГРН 1022402302999)

к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску

об оспаривании пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания N 2743/1/1-10 по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Черных Н.А. на основании доверенности от 22.03.2011,

от ответчика: Новашова В.В. на основании доверенности от 06.01.2011 N 13-5-57,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад N 306» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску об оспаривании пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания N 2743/1/1-10 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.02.2011 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад N 306» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402302999.

Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 12.10.2010 N 2743 главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. в период с 25.10.2010 по 02.11.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности в его зданиях и помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Судостроительная, 103.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 02.11.2010 N 2743, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности, учреждению выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10.

Указанным предписанием учреждению предложено устранить десять нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки, в том числе оспариваемые заявителем.

В соответствии с пунктом 2743/1/1 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 ширина основных эвакуационных выходов из здания детского сада; из коридоров 1 этажа в лестничные клетки; эвакуационных выходов из спортивного зала; эвакуационных выходов из помещений групп в лестничные клетки и на лестницы 3 типа; из раздевалок, расположенных на первом этаже детского сада, менее 1,2 метра, что не соответствует пункту 3 Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - ППБ 01-03) и пункту 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее по тексту - СНиП 21-01-97).

Согласно пункту 2743/1/4 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 высота эвакуационных выходов из лестничных клеток и эвакуационного выхода из кабинета английского менее 1,9 м. (факт 1,81-1,87 м.), что является нарушением пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 6.16 СНиП 21-01-97.

По пункту 2743/1/5 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 эвакуационные лестницы третьего типа (металлические) выполнены с нарушениями требований, а именно уклон лестниц более чем 1:1; ширина проступи менее 25 см.; высота ступеней более 22 см., что не соответствует пункту 3 ППБ 01-03 и пункту 6.30 СНиП 21-01-97.

В соответствии с пунктом 2743/1/6 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 ширина горизонтальных участков путей эвакуации (коридор возле кабинета заведующей) менее 1,2 м., что является нарушением пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 6.27 СНиП 21-01-97.

Пунктом 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 в здании детского сада не в полном объеме смонтирована система эвакуационного освещения в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95, что является нарушением пункта 51 ППБ 01-03 и пункта 4.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», одобренного и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве Постановлением Госстроя России от 26.10.2003 N 194 (далее по тексту - СП 31-110-2003).

Полагая, что пункты 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы учреждения, незаконно возлагают на него обязанности по устранению указанных в предписании нарушений, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительными пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10.

Суд полагает, что оспариваемые пункты предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя на основании следующего.

Оспариваемыми пунктами предписания на заявителя возложена обязанность в срок до 01.04.2012 устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно пунктов 6.16, 6.27, 6.30 СНиПа 21-01-97, пунктов 3 и 51 ППБ 01-03 и пункта 4.3 СП 31-110-2003.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями; давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 (далее по тексту - Положения от 21.12.2004 N 820), в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения, в том числе организациями требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктом 3 пункта 3 Положения от 21.12.2004 N 820 установлено, что к органам государственного пожарного надзора относятся, в том числе структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 8 Положения от 21.12.2004 N 820 осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе, в том числе государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Подпунктами 1, 2 и 5 пункта 9 Положения от 21.12.2004 N 820 предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе организациями; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 (далее по тексту - Административный регламент), государственный пожарный надзор осуществляют структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Исходя из пункта 20, подпункта 1 пункта 70 Административного регламента в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Коновой О.А. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в здании учреждения, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Судостроительная, 103, принадлежащем учреждению на праве оперативного управления.

Указанная проверка проведена в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по надзору 12.10.2010 N 2743 государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Коновой О.А., указанным в данном распоряжении, на основании перспективного пятилетнего плана плановых проверок на 2010-2014 годы Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в установленный законом срок (в период с 25.10.2010 по 02.11.2010).

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 02.11.2010 N 2743, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Указанный акт соответствует требованиям, установленным в статье 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

На основании акта проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Коновой О.А. учреждению выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о соблюдении государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Коновой О.А. законодательно установленного порядка проведения проверки.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

Таким образом, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно материалам дела нежилое 2-х этажное здание детского сада N 306, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Судостроительная, 103, зарегистрировано за заявителем на праве оперативного управления, используется им в уставных целях.

Следовательно, заявитель, как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Административным органом при проведении проверки здания и помещений заявителя выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные, в том числе в пунктах 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10.

В соответствии с указанными пунктами предписания ширина основных эвакуационных выходов из здания детского сада, из коридоров 1 этажа в лестничные клетки, из спортивного зала, из помещений групп в лестничные клетки и на лестницы 3 типа; из раздевалок, расположенных на первом этаже детского сада, менее 1,2 метра; высота эвакуационных выходов из лестничных клеток и эвакуационного выхода из кабинета английского менее 1,9 м. (факт 1,81-1,87 м.); уклон эвакуационных лестниц третьего типа (металлических) более чем 1:1; ширина проступи менее 25 см.; высота ступеней более 22 см.; ширина горизонтальных участков путей эвакуации (коридор возле кабинета заведующей) менее 1,2 м.; не в полном объеме смонтирована система эвакуационного освещения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технические регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, установлены ППБ 01-03.

В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

По пункту 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Пунктом 4.3 СП 31-110-2003 установлено, что эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать, в том числе в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там.

В силу пункта 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.

Пунктом 6.27. СНиП 21-01-97 предусмотрено, что высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.

Пункт 6.30. СНиП 21-01-97 определяет, что уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Наличие вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности учреждением не оспаривается.

При этом заявитель ссылается на отсутствие у него обязанности по исполнению оспариваемых пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания N 2743/1/1-10 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, поскольку требования пожарной безопасности, указанные в пунктах предписания, основаны на нормативных актах, которые не наделены обратной силой в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до принятия строительных норм и правил, регулируют отношения, возникающие в процессе проектирования, строительства, реконструкции и изменения функционального назначения здания.

Заявитель полагает, что у него отсутствует объективная возможность обеспечить соблюдение выявленных административным органом нарушений, так как здание детского сада построено в 1984 году по типовому проекту и сдано в эксплуатацию в 1985 году согласно действующим на том момент правилам пожарной безопасности, в связи с чем требования СНиПа 21-01-97, ППБ 01-03 и СП 31-110-2003 применению не подлежат. По мнению заявителя, положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, исходя из пункта 4 статьи 4, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, не распространяются.

Указанные доводы заявителя рассмотрены судом и отклонены на основании следующего.

Исходя из части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона распространяются, в том числе на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, если дальнейшая эксплуатация зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара; лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального Закона.

При этом Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям.

Суд считает, что требования оспариваемого предписания касаются безопасности эксплуатации здания, что соответствует цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Из положений СНиП 21-01-97 следует, что в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно -техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с разделом 1 СП 31-110-2003 «Область применения» настоящий Свод правил устанавливает правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий в городах и сельских населенных пунктах. На проектирование электроустановок уникальных сооружений настоящие правила распространяются в той мере, в какой они не противоречат требованиям соответствующих нормативных документов и Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Следовательно, положения СНиП 21-01-97, ППБ 01-03 и СП 31-110-2003 обязательны для исполнения учреждением в процессе эксплуатации здания.

В связи с чем довод заявителя о возможности применения СНиП 21-01-97 только при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений, также отклоняется арбитражным судом.

Строительство здания детского сада до введения в действие указанных Правил и СНиПов (в 1984 году) не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и принимать меры, направленные на приведение здания учреждения в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Таким образом, год ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается учреждение, правового значения не имеет, поскольку требования, установленные в ППБ 01-03, СНиП 21-01-97, СП 31-110-2003, несоблюдение которых выявлено органом пожарного надзора, подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.

Кроме того, в декларации пожарной безопасности от 19.12.2009 регистрационный N 04401373-00140-050 026, составленной в отношении здания учреждения, в разделе III «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты» указано, что на объекте учреждением гарантируется обеспечение выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе ППБ 01-03, СНиПа 21-01-97 и СП 31-110-2003.

Довод заявителя о непредставлении органом пожарного надзора доказательств наличия угрозы жизни или здоровью людей, следовательно, отсутствии оснований для применения к действующему зданию норм, указанных в предписании, рассмотрен арбитражным судом и отклонен, как основанный на ошибочном толковании вышеизложенных правовых норм. По мнению суда, при проведении проверки должностным лицом административного органа выявлены нарушения требований пожарной безопасности, сами по себе создающие угрозу жизни или здоровью человека, и при обнаружении которых обязанность доказывать о создании выявленных нарушений угрозы жизни или здоровью человека, отсутствует.

Довод заявителя о невозможности исполнения пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6 и N 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 в связи с тем, что изменение проектной документации, расширение и пробивание проемов в здании детского сада запрещено действующим законодательством, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания, может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Положение пункта 2.1.21 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, введенных в действие Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, устанавливает, что в зданиях детских учреждений запрещается производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил (подпункт «а»).

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 8 указанного закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара была возможна эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (пункт 4).

Согласно статье 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

С учетом изложенного, вышеуказанные нормы не содержат запрета на приведение здания в соответствие с действующими правилами пожарной безопасности.

Представленные в материалы дела, в том числе договор на техническое обслуживание автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 01.01.2010, акты результатов проведения практической обработки планов эвакуации от 18.12.2009, от 16.03.2010, от 28.04.2010, от 10.06.2010, от 10.09.2010, приказы «О проведении тренировки по эвакуации людей при пожаре» от 24.04.2010 N 11 «А», от 02.06.2010 N 17, от 01.02.2010 N 18, планы проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре, акт от 25.09.2010, «О создании добровольной пожарной дружины» от 10.08.2009 N 29, акты проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов, утвержденные заведующей учреждения 12.03.2010, от 08.07.2010, технический отчет о проведении испытаний и измерений в электроустановке от 26.05.2010 N 157 с приложением, свидетельство о регистрации электролаборатории с приложением, пожарно-технический минимум для воспитателей учреждения, утвержденный заведующей учреждения 22.07.2010, пожарно-технический минимум для педагогического состава не свидетельствуют об отсутствии угрозы жизни и здоровья людей, а также об отсутствии выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

При этом суд учитывает, что оспариваемые пункты предписания предусматривают срок исполнения указанных в них требований до 01.04.2012. Довод о невыполнимости в указанный срок оспариваемых пунктов предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 не заявлен, документальное подтверждение их неисполнимости суду не представлено.

С учетом изложенного, требования пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10 являются обоснованными.

Кроме того, учреждение не представило доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми пунктами предписания прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что орган пожарного надзора доказал правомерность и обоснованность вынесения пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10, основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что указанные пункты предписания об устранении требований пожарной безопасности от 02.11.2010 N 2743/1/1-10, являются законными и обоснованными, соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.

Определением от 22.02.2011 муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад N 306» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по заявлению о принятии обеспечительных мер до принятия решения по настоящему делу.

Учитывая изложенное, с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад N 306» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад N 306» в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 2743/1/1, N 2743/1/4, N 2743/1/5, N 2743/1/6, N 2743/1/10 предписания N 2743/1/1-10 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.11.2010 государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Коновой Ольги Андреевны.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, строительным нормам и правилам «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад N 306» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья


Чурилина Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-604/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 25 апреля 2011

Поиск в тексте