• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-2369/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 27 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Рудовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Производственно коммерческая фирма «Кандела» (ОГРН 1062454011872) (г.Лесосибирск Красноярского края)

к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986) (г.Красноярск)

о взыскании 276 076 руб. 16 коп. неосновательного обогащения и процентов,

в присутствии:

от истца: Иордан А.Н., представителя по доверенности N1210.009 от 29.12.2010, по паспорту,

от ответчика: отсутствует,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кибиревой А.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Производственно коммерческая фирма «Кандела» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании 276 076 руб. 16 коп., в том числе: 237 655 руб. неосновательного обогащения, 38 421 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 05.03.2011 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Истец представил в материалы дела дополнительные пояснения по выбору ответчика и периоду начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, протокол о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда и платежные поручения по перечислению арендных платежей.

На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства приобщены к материалам дела.

Истец исковые требования поддержал, пояснив следующее:

- в соответствии со статьей 57 БК РФ плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является налоговым доходом бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьями 82, 83 ЛК РФ, согласно Положению об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, агентство осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края. Агентство лесной отрасли Красноярского края осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов краевого бюджета в части платы за использование лесов; агентство производит начисление арендной платы и принимает решение о возврате излишне уплаченных денежных средств. Таким образом, исковое заявление предъявлено о взыскании денежных средств из бюджета Красноярского края к собственнику денежных средств - Красноярскому краю в лице органа, являющегося главным администратором доходов бюджета Красноярского края в части платы за использование лесов;

- приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N225 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4. Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2007, не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства. Следовательно, с 01.01.2007 расчет размера арендной платы по сверхминимальным ставкам должен производиться в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, которая не предусматривает применение повышающего коэффициента 1,4;

-арендная плата по сверхминимальным ставкам в 2007, 2008 годах начислялась ответчиком с применением коэффициента 1,4, что противоречит действующему законодательству;

- довод ответчика об истечении срока исковой давности необоснован, поскольку конкретная сумма, срок исковой давности по которой истек, ответчиком не указана.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

29.12.2006 между Федеральным государственным учреждением «Пировский лесхоз» (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно коммерческая фирма «Кандела» (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины (далее- договор).

По условиям договора, в соответствии с Лесным кодексом РФ и на основании Протокола N103 о результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 27.12.2006 арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет участок лесного фонда Алгайского лесничества, общей площадью 5800 га. (кварталы выдела 75, 110, 112-113, 116, 119, 134-135), ежегодным объемом пользования 14.3 тыс. куб.м.

В соответствии с пунктами 5.1., 5.2. договора расчет размера арендной платы осуществляется ежегодно за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот) независимо от фактического использования, исходя из: минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N127, что составляет 758,8 тыс. руб., с учетом корректирующих коэффициентов, установленных федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, с учетом коэффициента по результатам лесного конкурса 1,05 (909,9 тыс. руб.); оплата за пользование участком лесного фонда производится независимо от выписки лесорубочных билетов.

В соответствии с пунктом 5.3. договора размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, вносится в доход федерального бюджета в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля-10%, 15сентября- 15%, 15 ноября-15%, 15 декабря-15%.

Размер арендной платы, исчисленной по ставкам сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, вносится в доход краевого бюджета в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% (пункт 5.4 договора).

На основании пункта 5.5. договора в случае принятия или изменения, в период действия договора, нормативных правовых актов, увеличивающих размер арендной платы, в том числе ставок лесных податей и разрядов такс, арендатор обязуется проиндексировать арендную плату либо уплатить ее в соответствии с иным порядком расчета, с момента принятия или изменения законодательства.

Согласно разделу 8 договора срок действия договора - 49 лет со дня государственной регистрации в регистрационном органе, осуществляющим регистрацию объектов недвижимости.

Стороны договорились, что все споры по выполнению, изменению, досрочному прекращению настоящего договора рассматриваются в Арбитражном суде Красноярского края (пункт 9.3. договора).

В бюджет Красноярского края истцом, в счет уплаты арендной платы за 2007, 2008 годы в части, превышающей минимальный размер (краевой бюджет), перечислено 308 300 руб. платежными поручениями N593 от 29.06.2007 на сумму 1 700 руб., N 644 от 13.07.2007 на сумму 1 700 руб., N826 от 18.09.2007 на сумму 88 300 руб., N 998 от 21.11.2007 на сумму 39 300 руб., N1076 от 12.12.2007 на сумму 39 200 руб., N144 от 15.02.2008 на сумму 49 500 руб., N255 от 13.03.2008 на сумму 32 900 руб., N394 от 14.04.2008 на сумму 32 900 руб., N624 от 17.06.2008 на сумму 32 900 руб., N1164 от 12.12.2008 на сумму 5 600 руб.

Как указывают стороны, по взаимному соглашению сумма в размере 15 700 руб., уплаченная в краевой бюджет, была перенесена в федеральный бюджет.

Из представленного в материалы дела расчета истца следует, что в части сверхминимального размера арендной платы (краевой бюджет), без применения коэффициента 1,4, подлежало начислению за 2007 год - 19 890 руб., за 2008 год - 35 055 руб.

Всего подлежало уплате в краевой бюджет за 2007-2008 годы 54 945 руб.

Переплата в краевой бюджет за 2007, 2008 годы, с учетом переведенной из краевого в федеральный бюджет суммы (15 700 руб.), составила 237 655 руб.

Указанную переплату ответчик в счет будущих платежей не засчитал, истцу сумму переплаты не возвратил.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком в нарушение обязательства и требований закона не учтены при расчете арендной платы по договору на 2007, 2008 годы изменения действующего законодательства, в связи с чем истцу незаконно предъявлена к оплате арендная плата в краевой бюджет, начисленная с учетом применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4. Истец указывает, что по 2007-2008 годам им в краевой бюджет излишне уплачена сумма в размере 237 655 руб.

При указанных обстоятельствах истец обратился в суд с иском о взыскании 237 655 руб. неосновательного обогащения, 38 421 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик исковые требования не признал, указал, что начисление арендной платы в краевой бюджет в 2007, 2008 годах с применением коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4 производилось правомерно, заявил о пропуске срока исковой давности.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе, гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

На основании статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N22-ФЗ, действовавшего до 01.01.2007, по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

29.12.2006 между Федеральным государственным учреждением «Пировский лесхоз» (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно коммерческая фирма «Кандела» (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины, правоотношения по которому регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.

При этом на момент заключения рассматриваемого договора аренды действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года. С 01.01.2007 указанный нормативный акт признан утратившим силу в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года. Положения введенного в действие с 01 января 2007 года Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 подлежат применению к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В силу пункта 3.4. положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края в компетенцию агентства входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 N509 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены такие полномочия по администрированию платы за использование лесов, как взыскание платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Как следует из пункта 1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства от 16.01.2008 N8 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены следующие полномочия по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства N337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Из расчета и пояснений ответчика следует, что при исчислении арендной платы, подлежащей внесению в краевой бюджет в 2007, 2008 годах, ответчиком применен установленный на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N255 коэффициент в размере 1,4. Указанный факт ответчиком не оспорен.

Суд считает неправомерным применение при исчислении размера арендной платы в спорный период - 2007, 2008 годы коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства от 19.02.2001 N127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к настоящему приказу (Красноярский край-1,4).

Однако, на основании статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31-37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы III-IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73). Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

Таким образом, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года N255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4; Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, отнесены к компетенции иного федерального государственного органа, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия «лесные подати», в состав которых входил спорный коэффициент, правовые основания для применения истцом при расчете арендной платы после 01.01.2007 (момент вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N255 от 14.09.2005, отсутствуют.

Принятие Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации документа (приказа от 29.02.2008 N60), прямо отменяющего действие приказа от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», не может являться достаточным законным основанием его применения после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310, отмены акта, в совокупности с которым он подлежал применению (постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 127), а также после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (01.01.2007).

Факт перечисления истцом за 2007-2008 годы в бюджет Красноярского края 308 300 руб. по договору от 29.12.2006 подтвержден материалами дела (платежными поручениями). Данный факт сторонами не оспаривается.

Из представленного в материалы дела расчета следует, что в части сверхминимального размера арендной платы (краевой бюджет), без применения коэффициента 1,4, подлежало начислению за 2007 год - 19 890 руб., за 2008 год - 35 055 руб.

Всего подлежало уплате в краевой бюджет за 2007-2008 годы 54 945 руб.

Ответчик указанный расчет не оспаривает.

Кроме того, по взаимному соглашению сторон сумма в размере 15 700 руб. уплаченная в краевой бюджет, была перенесена в федеральный бюджет.

Таким образом, переплата в краевой бюджет за 2007, 2008 годы, с учетом переведенной из краевого в федеральный бюджет суммы (15 700 руб.), составила 237 655 руб.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению, в том числе, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Учитывая необоснованность применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, правовые основания удержания суммы излишне перечисленной истцом за 2007, 2008 годы арендной платы в размере 237 655 руб. отсутствуют.

Поскольку доказательств возврата истцу указанной суммы либо осуществления зачета ее в счет оплаты последующих периодов аренды в материалы дела не представлено, требование о взыскании излишне уплаченной суммы является правомерным.

Проверяя довод ответчика о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения, суд пришел к следующим выводам.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С момента введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации (после 01.01.2007) основания для применения при расчете арендной платы в бюджет субъекта РФ коэффициента 1,4, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N255 от 14.09.2005, отсутствовали.

О нарушении права по начислению арендных платежей, рассчитанных с учетом коэффициента 1,4, истец знал начиная с 01.01.2007. То есть, в момент перечисления денежных средств за арендные платежи, начисленные после 01.01.2007, истец знал о том, что начисление платежей с учетом коэффициента 1,4 неправомерно и нарушает его права.

С учетом изложенного, срок исковой давности по требованию о взыскании переплаченной суммы арендных платежей начинает течь с момента перечисления истцом ответчику указанных платежей.

Судом установлено, что в части сверхминимального размера арендной платы (краевой бюджет), без применения коэффициента 1,4, за 2007 год подлежало начислению 19 890 руб.

Истцом арендные платежи за 2007 были внесены платежными поручениями N593 от 29.06.2007 на сумму 1 700 руб., N 644 от 13.07.2007 на сумму 1 700 руб., N826 от 18.09.2007 на сумму 88 300 руб., N 998 от 21.11.2007 на сумму 39 300 руб., N1076 от 12.12.2007 на сумму 39 200 руб.

Таким образом, подлежащая перечислению сумма арендных платежей (19 890 руб.), с учетом перенесенной по соглашению сторон в федеральный бюджет суммы 15 700 руб., была погашена истцом платежными поручениями N593 от 28.06.2007, N664 от 15.07.2007, N826 от 18.09.2007.

Оставшаяся сумма, перечисленная платежными поручениями N 998 от 21.11.2007, N1076 от 12.12.2007, превышает сумму арендных платежей за 2007 год и является неосновательным обогащением ответчика.

Вместе с тем, срок исковой давности по требованию о взыскании денежных средств, перечисленных платежными поручениями N 998 от 21.11.2007, N1076 от 12.12.2007 истек в ноябре и декабре 2010 года соответственно, в то время как истец обратился с настоящим иском в суд в феврале 2011 года, т.е. по истечении предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего срока исковой давности.

В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Учитывая, что ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности и судом установлен факт истечения срока исковой давности по заявленному истцом требованию о взыскании излишне перечисленных в 2007 году денежных средств, требования истца о взыскании неосновательного обогащения в виде перечисленных в 2007 году платежными поручениями денежных средств удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что за 2008 год арендные платежи в краевой бюджет, без учета коэффициента 1,4, подлежали начислению в размере 35 055 руб.

Истцом арендные платежи за 2008 были внесены платежными поручениями N144 от 15.02.2008 на сумму 49 500 руб., N255 от 13.03.2008 на сумму 32 900 руб., N394 от 14.04.2008 на сумму 32 900 руб., N624 от 17.06.2008 на сумму 32 900 руб., N1164 от 12.12.2008 на сумму 5 600 руб.

Таким образом, подлежащая перечислению сумма арендных платежей (35 055 руб.) была погашена истцом платежным поручением N144 от 15.02.2008. Переплата по указанному платежному поручению составила 14 445 руб.

Сумма, перечисленная платежными поручениями N255 от 13.03.2008, N394 от 14.04.2008, N624 от 17.06.2008, N1164 от 12.12.2008 и сумма переплаты по платежному поручению N144 от 15.02.2008, превышает сумму арендных платежей за 2008 года и является неосновательным обогащением ответчика.

Общая сумма переплаты за 2008 год составила 118 745 руб.

Срок исковой давности по требованию о взыскании денежных средств, перечисленных платежным поручением N144 от 15.02.2008 истек 16.02.2011.

Согласно имеющемуся на конверте почтовому штемпелю, истцом исковое заявление было отправлено в Арбитражный суд Красноярского края 15.02.2011. Таким образом, на момент обращения в суд, исковая давность по требованию о излишне перечисленных платежным поручением N144 от 15.02.2008 денежных средств не истекла.

Исковая давность по требованию о возврате излишне перечисленных денежных средств по платежным поручениям N255 от 13.03.2008, N394 от 14.04.2008, N624 от 17.06.2008, N1164 от 12.12.2008 на момент подачи иска не истекла.

Таким образом, сумма излишне перечисленных денежных средств, являющихся неосновательным обогащением ответчика, срок исковой давности по требованию о взыскании которой не истек, составляет 118 745 руб.

С учетом изложенного, указанная сумма неосновательного обогащения подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Истцом заявлено требование о взыскании 38 421 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения 237 655 руб. за 751 день (с указанием периода просрочки с 16.12.2008 по 15.02.2011) по ставке рефинансировании 7,75%.

В силу статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.).

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что поскольку с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (статья 207 ГК РФ), судам следует иметь в виду, что, в частности, при истечении срока исковой давности по требованию о возврате или уплате денежных средств истекает срок исковой давности по требованию об уплате процентов, начисляемых в соответствии со статьей 395 ГК РФ; при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения (статьи 1104, 1105 ГК РФ) истекает срок исковой давности по требованию о возмещении неполученных доходов (пункт 1 статьи 1107 ГК РФ).

Таким образом, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения, срок исковой давности по предъявлению которой истек, неправомерно.

Суд полагает, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на сумму 118 745 руб.

С учетом изложенного, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению в размере 19 197 руб. 93 коп., исходя их расчета 118 745 х 7,75% (ставка рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления иска - Указание N2450-У от 31.05.2010) / 360 х 751дн.

Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию в размере 19 197 руб. 93 коп.

В остальной сумме процентов следует отказать.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Красноярский край в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу статьи 333.41. Налогового кодекса Российской Федерации истцу при подаче искового заявления была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, государственная пошлина, пропорциональная удовлетворенным требованиям, подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Красноярского края, в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Кандела» 118 745 руб. неосновательного обогащения, 19 197 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В остальной части иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Рудова Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2369/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 27 апреля 2011

Поиск в тексте