АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2011 года Дело N А33-3768/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 19 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алекс» (ИНН 2456013465, , ОГРН 1102456000085, )

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Красноярскому краю

о признании решения незаконным,

в присутствии:

от заявителя: Валенко А.А. - директора на основании протокола общего собрания N 7 от 24.12.2010, Шемякиной Н.А. - представителя по доверенности от 17.03.2011,

от заинтересованного лица: Абашкиной С.Г. - представителя по доверенности от 11.04.2011 N 2.2-10/02847,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой А.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Алекс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Красноярскому краю о признании решения от 22.12.2010 незаконным.

Заявление принято к производству суда. Определением от 23.03.2011 возбуждено производство по делу.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

От лиц, участвующих в деле, возражений против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не поступило, дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в связи с чем суд счёл возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании заявитель представил в материалы дела договор об оказании юридических услуг N 2А42 от 16.03.2011, почтовое уведомление 660013 10 18629.

В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы приобщены к материалам дела.

Заинтересованное лицо представило в материалы дела копию регистрационного дела ООО «Алекс», решение N 567 от 15.12.2010 с приложениями, решение N 568 от 15.12.2010 с приложениями.

На основании статьи 66, статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия регистрационного дела ООО «Алекс», решение N 567 от 15.12.2010 с приложениями приобщены к материалам дела, решение N 568 от 15.12.2010 с приложениями возвращено как документ, не имеющий отношения к рассмотрению настоящего дела.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Единственным участником Общества с ограниченной ответственностью «Алекс» 09.02.2010 принято решение N 1 об учреждении Общества с ограниченной ответственностью «Алекс».

17.02.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю принято решение N 61 о государственной регистрации юридического лица - ООО «Алекс».

13.12.2010 состоялось общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью «Алекс» (протокол N 7 от 13.12.2010), на котором приняты следующие решения:

- об увеличении уставного капитала общества путем принятия в состав участников общества Санникова И.И.;

- об изменении местонахождения общества;

- об избрании на должность директора общества Валенко А.А.;

- об утверждении новой редакции устава общества.

15.12.2010 в МИФНС N 11 по Красноярскому краю Валенко А.А. представлен пакет документов для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - ООО «Алекс», содержащихся в ЕГРЮЛ (сведения об участниках общества, сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица).

В соответствии с распиской в получении документов на государственную регистрацию Р50005, 15.12.2010 Валенко А.А. в МИФНС N 11 по Красноярскому краю представлены следующие документы:

- заявление по форме Р14001;

- протокол.

В соответствии с представленным в материалы дела заявлением по форме Р14001 подлинность подписи Валенко А.А. засвидетельствована в нотариальном порядке, что подтверждается удостоверительной надписью нотариуса на заявлении N 6957-ПК от 11.12.2010.

22.12.2010 МИФНС N 11 по Красноярскому краю принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица N 567 в связи с не представлением на государственную регистрацию документов: заявления, составленного на основании представленного на государственную регистрацию протокола участников общества.

На основании изложенного заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации от 22.12.2010.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:

- нарушение регистрирующим органом действующего законодательства;

- нарушение регистрирующим органом прав и охраняемых законом интересов заявителя;

- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого решения и действия (бездействия).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным Законом N 129 - ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанный закон регулирует отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе при внесении иных сведений о юридическом лице в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регламентирован главой VI Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица:

- подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- в предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, форма N Р14001 применяется при подаче заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В части 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указано, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, для регистрации изменений в учредительные документы общества, изменений вносимых в единый государственный реестр юридических лиц, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и подтверждено распиской в получении документов ООО «Алекс» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю представило документы для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, а именно:

- заявление по форме Р14001;

- протокол.

В соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002, заявления, используемые при государственной регистрации юридических лиц представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде.

Заявление заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Исходя из положений пункта 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя). При этом в качестве заявителя при государственной регистрации юридического лица может выступать:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель или учредители юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

В соответствии с решением участников Общества с ограниченной ответственностью «Алекс» от 13.12.2010, на должность директора назначен Валенко А.А.

Заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «Алекс» было представлено в регистрирующий орган Валенко А.А., подлинность подписи которого нотариально удостоверена, что подтверждается удостоверительной надписью нотариуса на заявлении.

При этом подлинность подписи заявителя Валенко А.А. засвидетельствована в нотариальном порядке 11.12.2010, то есть до проведения общего собрания участников ООО «Алекс», на котором было принято решение об избрании Валенко А.А. на должность директора общества.

Поскольку на момент составления заявления о государственной регистрации Валенко А.А. не был избран на должность директора ООО «Алекс», заявление о государственной регистрации подписано неуполномоченным лицом.

Кроме того, в качестве документа, на основании которого заявитель просит внести в ЕГРЮЛ изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы общества, в регистрирующий орган представлен протокол N 7 от 13.12.2010. Доказательства того, что заявителем на государственную регистрацию представлено заявление по форме Р 14001, составленное на основании протокола N 7 от 13.12.2010, в материалах дела отсутствуют. Заявление по форме Р14001 от 11.12.2010 составлено раньше, чем проведено собрание, решения которого оформлены протоколом N 7 от 13.12.2010, а следовательно указанное заявление не может считаться составленным на основании протокола N 7 от 13.12.2010.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации регламентируется положениями пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

- непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

- несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

- подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

- выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

При этом, указанной статьей предусмотрено, что решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные настоящей статьей.

Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации указанным Законом не предусмотрено.