• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года Дело N А33-2665/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 21 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егорова А.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Гусар», г. Лесосибирск,

о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона,

В судебном заседании присутствуют:

от истца: Субботина Ю.В., представитель по доверенности N 3223 от 27.10.2009 (личность удостоверена паспортом)

от ответчика: отсутствует

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Н. Заболотниковой.

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гусар» о взыскании 234 560 руб. - штрафа за перегруз вагона.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 03.03.2011 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 65740).

Процессуальных препятствий для проведения судебного заседания в отсутствие ответчика у суда не имеется.

От ответчика поступило в материалы дела ходатайство об отложении судебного разбирательства на дату не ранее 10 мая 2011 года, в связи с отсутствием директора общества, являющимся единоличным исполнительным органом общества, в г. Красноярске на дату судебного разбирательства.

Ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие ответчика (его представителя).

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования в заявленной сумме по мотивам, указанным в исковом заявлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Состязательность в судебном разбирательстве означает, что каждая сторона обладает равными возможностями при рассмотрении дела и ни одна из сторон не должна пользоваться преимуществами по сравнению с другой стороной.

Согласно пункту 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Равноправие сторон в разбирательстве выражается в равных возможностях и гарантированных правах на защиту своих интересов. Принцип равноправия изложенный в статье 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, провозглашает, что каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Ответчик отзыва на исковое заявление не представил, своими правами не воспользовался, поэтому дело рассматривается по имеющимся доказательствам в соответствии с требованиями статьи 123 и главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

По железнодорожной транспортной накладной NАК935556 в вагоне N54566666 со станции Лесосибирск Красноярской железной дороги ООО «ГУСАР» до станции Долляр Азербайджанской железной дороги был отправлен груз -пиломатериал сосна 1-4 сорт, вес груза 59581 кг, грузоподъемность вагона 71 тонн.

На станции Дема Куйбышевской железной дороги составлен коммерческий акт N КБШ1000360/151 от 02.07.2010, согласно которому при контрольной перевеске вагона N54566666 согласно акта общей формы N18179 от 01.07.2010 на 200-тонных тензометрических вагонных весах прошедших последнюю гос.поверку 19.04.2010 оказалось: грузоподъемность вагона 71 т, вес брутто 97 000 кг, тара с вагона 21 000 кг, тара по паспорту 21 400 кг, вес массы нетто 76 000 кг. По документу значится вес груза определен грузоотправителем расчетным путем, грузоподъемность вагона 71т, тара 21400 кг, брутто не указано, нетто 59 581 кг. Вес массы нетто более указанного в документах на 16419 кг и более грузоподъемности вагона на 5000 кг.

Согласно коммерческому акту N КБШ1000370/158 от 05.07.2010 по накладной АК935556 вагон N 54566666 вес груза составил брутто 78 500 кг, тара 21 000 кг, нетто 57 500 кг.

Истцом начислен ответчику штраф за превышение грузоподъемности вагона в размере 234 560 руб., на основании статьи 12 СМГС.

24.09.2010 Красноярской железной дорогой в адрес общества с ограниченной ответственностью «ГУСАР» направлено уведомление о сумме начисленного штрафа, которое отклонено грузоотправителем.

Поскольку ответчик не оплатил сумму штрафа, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Истцом в материалы дела представлено паспорт на весы, расчет провозной платы, расчет массы груза, книгу учета контрольных перевесок вагонов.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Обязательства в силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают из договора и иных оснований, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 названного Закона международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов. СМГС является международным договором межведомственного характера, поскольку заключено между министерствами стран, указанных в СМГС.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.

Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения, в том числе Азербайджан и Российской Федерации.

Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Поскольку по железнодорожной накладной N АК 935556 в вагоне N 54566666 перевозился груз со станции Лесосибирск Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» до станции Доляр Азербайджанской железной дороги, то СМГС подлежит применению к отношениям, возникшим между ОАО "Российские железные дороги" и ответчиком.

Статьей 9 СМГС предусмотрено, что определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.

Отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями регулируются Федеральным законом Российской Федерации «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ).

Так, согласно статье 26 УЖТ РФ, при предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест. Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается:

- перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;

- грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором.

Вес груза в вагоне N 54566666 определен отправителем в 59 581 кг и указан в железнодорожной накладной N АК 935556.

Документов, свидетельствующих о том, что истец поручил ответчику оказать услуги по взвешиванию указанного вагона, либо об оплате указанной работы, в материалы дела не представлено.

Кроме того, статья 12 СМГС устанавливает ответственность за сведения, внесенные в накладную. Так, отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной.

Параграфом 2 указанной статьи предусмотрено право железной дороги проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт в соответствии со статьей 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе "Коммерческий акт".

Как следует из материалов дела, на станции Дема Куйбышевской железной дороги составлен коммерческий акт N КБШ1000360/151 от 02.07.2010, согласно которому при контрольной перевеске вагона N54566666 согласно акта общей формы N18179 от 01.07.2010 на 200-тонных тензометрических вагонных весах прошедших последнюю гос.поверку 19.04.2010 оказалось: грузоподъемность вагона 71 т, вес брутто 97 000 кг, тара с вагона 21 000 кг, тара по паспорту 21 400 кг, вес массы нетто 76 000 кг. По документу значится вес груза определен грузоотправителем расчетным путем, грузоподъемность вагона 71т, тара 21400 кг, брутто не указано, нетто 59 581 кг. Вес массы нетто более указанного в документах на 16419 кг и более грузоподъемности вагона на 5000 кг.

Согласно коммерческому акту N КБШ1000370/158 от 05.07.2010 по накладной АК935556 вагон N 54566666 вес груза составил брутто 78 500 кг, тара 21 000 кг, нетто 57 500 кг.

При проведении истцом расчета массы груза с учетом предельного отклонения в результатах определения массы превышение грузоподъемности вагона составило 929 кг, фактический вес перевозимого груза - 75 071 кг, что превышает грузоподъемность вагона (71 тонна) на 4071 кг.

Параграфом 3 статьи 12 СМГС предусмотрено взыскание штрафа при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9). Штраф по пункту 3 данного параграфа взыскивается в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек. Этот штраф не подлежит взысканию, если в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления, отправитель сделал в накладной в графе "Особые заявления отправителя" запись о необходимости взвешивания железной дорогой загруженного вагона.

За превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера истцом в соответствии со статьей 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом соглашении на грузоотправителя начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку излишка груза в размере 234 560 руб. (46 912 руб. (провозная плата) *5).

Провозная плата на излишки фактически перевозимого груз, согласно расчету истца, составленному по утвержденному Постановлением ФЭК N 47-т/5 от 17.06.2003 «Об утверждении прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» прейскуранту 10-01, составила 46 912 руб. за перевозку 4071 кг.

Таким образом, требования ОАО "Российские железные дороги" о взыскании с ответчика штрафа за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона N 54566666 в размере 234 560 руб. являются обоснованными.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГУСАР», г.Лесосибирск в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала -Красноярская железная дорога 234 560 руб. штрафа за перегруз, а также 9 691 руб. 20 коп. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Егоров А.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2665/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 21 апреля 2011

Поиск в тексте