АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2011 года Дело N А33-3105/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 апреля 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 19 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Морозовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, 7708503727, ОГРН 1037739877295, 10377739877295)

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» (ИНН 2465000141, ОГРН 1022402468010)

о взыскании штрафа,

в присутствии:

от истца: Каменской Е.В., на основании доверенности от 09.02.2010;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуро Р.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о взыскании 825 800 руб. 00 коп. штрафа за задержку вагонов.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 16.03.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте предварительного судебного заседания извещены надлежащим образом.

В предварительном судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 12.04.2011. Сведения о перерыве размещены на портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и на сайте Арбитражного суда Красноярского края.

После перерыва в предварительное судебное заседание явилась представитель истца. Ответчик в судебное заседание не явился, представил в материалы дела заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие.

В соответствии со статьями 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика. В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Учитывая, что о предварительном судебном заседании извещены надлежащим образом все лица, участвующие в деле, никто из них не представил в материалы дела возражения против продолжения рассмотрения настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и, при этом, не требуется коллегиальное рассмотрение дела, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости продолжения рассмотрения данного дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Определением от 12.04.2011 предварительное судебное заседание завершено, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Истец исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичным изложенным в исковом заявлении. Представил в материалы дела возражения на ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик в материалы дела представил отзыв на исковое заявление, где указал о необходимости применения арбитражным судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшении суммы штрафа на 50% в связи с его несоразмерностью последствиям нарушения обязательства до 412 900 руб.

Как указал, ответчик, явная несоразмерность суммы начисленного штрафа за задержку вагонов последствиям нарушения обязательства по возврату вагонов по истечении технологического срока оборота вагонов выражается в том, что сумма платы за пользование оштрафованными вагонами, в течение расчетного времени - 59 часов составляет 104 544 руб. 20 коп. Штраф за задержку вагонов, указанных в ведомостях подачи и уборки вагонов, сверх установленного времени составляет 825 800 руб.

Задержка ответчиком вагонов ОАО «РУСАЛ Красноярск» сверх норматива обусловлена спецификой Единого технологического процесса работы его подъездного пути, так как вагоны и контейнеры подаются ответчику под погрузку и выгрузку не непосредственно истцом, который является перевозчиком, а через владельца подъездного пути необщего пользования - ОАО «В-Сибпромтранс».

На основании изложенного ответчик просит уменьшить сумму штрафа за задержку вагонов, указанных в ведомостях подачи и уборки вагонов на 50% до 412 900 руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» с доводами открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера начисленного штрафа не согласно указало, что штраф, являясь способом обеспечения исполнения обязательства, предназначен для побуждения должника к исполнению обязательства надлежащим образом, своевременной погрузки, выгрузки грузов и возврата вагонов перевозчику. Уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства по погрузке, выгрузке грузов в установленные законом и договором сроки.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

20.09.2000 между Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярска железная дорога МПС России» и открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N5, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск - Северной Красноярской железной дороги, предметом которого является обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного пути, примыкающего через стрелку N23 к 3-му пути станции Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия «Красноярская железная дорога».

В соответствии с пунктом 3 договора сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 и 7 приемо-отправочных путей станции Красноярск-Северный локомотивом владельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути станции Красноярск-Северный (в редакции от 28.10.2002).

В соответствии с пунктом 10 договора на условиях договора и при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентами владельца.

Во исполнение условий договора производится подача вагонов для открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск».

В соответствии с дополнительным соглашением от 15.12.2008 к договору N 5 от 20.09.2000, срок действия договора N 5 от 20.09.2000 продляется до 31.12.2011.

26.02.2004 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (перевозчик), открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) и открытым акционерным обществом «Красноярский алюминиевый завод» (контрагент) заключено соглашение NТ-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Согласно пункту 1 соглашения открытое акционерное общество «КрАЗ» является контрагентом владельца по договору N5 от 20.09.2000.

Контрагент оплачивает перевозчику согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 Устава в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час (пункт 2 соглашения).

В оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск - Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути (пункт 4 соглашения).

Пунктом 6 соглашения установлено, что расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и уполномоченным лицом контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом.

Размер платы определяется в соответствии с действующими Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифным руководством N2). Величина штрафа определяется в соответствии со статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Расчеты за платное пользование производятся централизованным порядком путем списания с лицевого счета предприятия в Красноярском ТехПД.

Оплата штрафов производится отдельными платежными поручениями на основании счета-фактуры с приложением обосновывающих начисление штрафов документов.

Соглашение заключено на срок действия договора N5 от 20.09.2000 (пункт 18 соглашения).

На железнодорожные выставочные пути станции Красноярск - Северный владельцу для ОАО «РУСАЛ Красноярск» подавались вагоны под погрузку и выгрузку, о чем составлены памятки приемосдатчика на уборку вагонов NN97, 125, 126, 153, 43, 44, 45, 112, 124, 149, 127, 136.

Представленными в материалы памятками приемосдатчика подтверждается факт нахождения у ответчика вагонов N 23049273, 68670355, 68688951, 24107153, 24234510, 67802546, 65192742, 62421532, 67082784, 24416281, 24291379, 24389165, 21769831, 22174783, 24502163, 67549535, 61638649, 62404769, 61993911, 22265060, 65839532, 24555682, 61282562, свыше сроков установленных договором и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта. Расчет времени задержки вагонов представлен истцом в материалы дела.

Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 010108, 010109, 010110, 010040, 010041, 010058, 010059, 010060, 010061, 010063, в которых начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов в сумме 104 544 руб. 20 коп.

Представители открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» подписали ведомости подачи и уборки вагонов с разногласиями в связи с несогласием начисления суммы штрафа за задержку вагонов, о чем составлены акты общей формы N3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Доверенности на представителей открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

В соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации истцом начислен штраф за задержку вагонов сверх установленных сроков согласно памяток приемосдатчика в сумме 825 800 руб.

Представителю ответчика вручены уведомления о начисленном размере штрафа N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, на сумму 825 800 руб. с предложением произвести оплату начисленной суммы штрафа на единый лицевой счет отдельным поручением, либо дать согласие на списание суммы за счет кредитового сальдо на едином лицевом счете.

Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов в размере 825 800 руб. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

По статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Между истцом (перевозчиком) и владельцем пути необщего пользования заключен договор N 5 от 20.09.2000 на обслуживание пути необщего пользования. 26.02.2004 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «РУСАЛ Красноярск» (контрагент) заключено соглашение от 26.02.2004 N Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Из материалов дела следует, что правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Согласно статье 62 Устава порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а так же место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Статьей 100 Устава предусмотрен штраф за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона в размере 0,2 размера минимального размера оплаты.

20.09.2000 между Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога МПС России» (правопредшественник истца) и открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» заключен договор N 5, связанный с эксплуатацией подъездного пути открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги. Соглашением NТ-3/71 от 26.02.2004 в правоотношения по договору N 5 вступило открытое акционерное общество «КраЗ» (правопредшественник ответчика).

В силу пункта 2 соглашения контрагент (ответчик по настоящему делу) оплачивает перевозчику согласно статьи 39 Устава железнодорожного транспорта плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику под погрузкой-выгрузкой более установленного соглашением технологического срока оборота вагонов.

Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика N 97, 125, 126, 153, 43, 44, 45, 112, 124, 149, 127, 136 содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях. Указанные памятки подписаны ответчиком, ведомости подписаны с разногласиями в связи с несогласием начисленного штрафа. По факту несогласия представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы NN 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 представленные в материалы дела. Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта РФ и договором N 5 от 20.09.2000, то есть факт задержки под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику, является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в связи с чем за задержку вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов NN 010108, 010109, 010110, 010040, 010041, 010058, 010059, 010060, 010061, 010063 истцом начислен штраф за задержку вагонов в сумме 825 800 руб.