АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2011 года Дело N А33-147/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 апреля 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.В. Курбатовой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска (ОГРН 1022401153807, ИНН 2443005530), Красноярский край, г. Ачинск,

к предпринимателю Чеботарёвой Ларисе Васильевне (ОГРНИП 304244320200210, ИНН 244300278301, Красноярский край, Ачинский район, п. Большая Салырь,

об обязании освободить и вернуть нежилое помещение,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца:

-Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, г. Красноярск,

в присутствии:

от истца: отсутствует,

от ответчика: Козина И.В., представителя по доверенности от 31.03.2011, по паспорту,

от третьего лица: отсутствует,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Краснопеевой,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Чеботаревой Ларисе Васильевне об обязании освободить и вернуть нежилое помещение N99, общей площадью 53,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, дом 19б.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 18.01.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель истца в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ходатайство удовлетворено.

Представитель третьего в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца и третьего лица.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на иск, передал суду для приобщения к материалам дела копию паспорта ответчика, копию свидетельства о регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя серия 24 N002596793.

Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении исковых требований просит отказать ввиду следующих обстоятельств:

-15 июля 1998 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска (комитет, арендодатель) и предпринимателем Чеботаревой Ларисой Васильевной, являющейся арендатором, был заключен договор аренды N171, по которому арендодатель обязался предоставить арендатору в аренду нежилое помещение (здание) расположенное по адресу: г. Ачинск, 3-Привокзальный, дом 19 б; договор аренды N171 заключен на срок менее года; исполнение договора от N171 началось 15.07.1998, когда арендуемое муниципальное имущество арендодателем было передано, а арендатором принято по акту приема-передачи;

-договор от 15.07.1998 N171 продлен последним соглашением на срок до 01.11.2007, однако после его окончания предприниматель продолжала занимать спорное помещение, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска имущество истребовано не было, возражений от арендодателя не поступало, то есть действие данного договора продлено на неопределенный срок; Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, предприниматель Чеботарева Л.В. не составляли соглашение о расторжении договора аренды от 15.07.1998 N171 и не составляли акт сдачи арендуемых помещений; фактическая передача (возвращение) объекта от ответчика Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска не состоялась, права и обязанности, вытекающие из договора аренды от 15.07.1998 N171, стороны продолжали осуществлять; на момент подписания договора аренды от 01.02.2008 N171 имущество (нежилое помещение по адресу: г.Ачинск, 3-Привокзальный, дом 2, общей площадью 103,3 кв.м.) фактически из владения ответчика не выбывало, соглашение о расторжении договора аренды от 15.07.1998 N171 и акт возврата имущества из аренды стороны не подписывали;

-ответчик полагает, что правоотношения сторон сложились (существуют) на основании договора аренды от 15.07.1998 N171, срок действия которого продлен на неопределенный срок, несоответствие сделок - договора от 15.07.1998 N171, дополнительных соглашений к нему (в том числе соглашения от 18.01.2007) требованиям закона не установлено.

Третьим лицом представлен письменный отзыв на заявление об освобождении нежилого помещения, согласно которому считает доводы, изложенные в исковом заявлении, состоятельными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего:

-по результатам проведения Красноярским УФАС России внеплановой выездной проверки в отношении администрации города Ачинска и ее структурного подразделения - КУМИ г. Ачинска выявлены договоры о передаче муниципального имущества в пользование отдельным хозяйствующим субъектам;

-анализ вышеуказанных договоров показал, что КУМИ г. Ачинска заключен договор аренды от 01.02.2008 N171 с индивидуальным предпринимателем Чеботаревой Л.В. на недвижимое муниципальное имущество, расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 16б, пом. 99, общей площадью 53,5кв.м., для размещения магазина; срок действия договора определен с 01.02.2008 по 31.12.2017;

-при передаче муниципального имущества торги КУМИ г. Ачинска не проводились, действия КУМИ г. Ачинска по передаче муниципального имущества в аренду предпринимателю Чеботаревой не были согласованы с антимонопольным органом; по данному факту управлением на основании приказа от 17.09.2010 N630 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено дело N449-15-10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении КУМИ г. Ачинска;

-согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (исх. NАЦ/226 от 13.01.2009) после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением антимонопольного законодательства - требований, предусмотренных статьями 15 и 20 Федерального закона «О защите конкуренции», и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества;

-заключение договоров аренды муниципального имущества после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции» должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции», а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции;

-в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действия закона распространяются к отношениям, возникшим до введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; Федеральным законом от 08.11.2008 N195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон N195-ФЗ) не предусмотрено его применение к отношениям, возникшим до его введения в действие; в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; таким образом, договора аренды, заключенные после вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции» и до вступления в силу изменений, установленных Законом N195-ФЗ, без проведения торгов или без предварительного согласования с антимонопольным органом являются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не соответствуют требованиям закона, не порождают юридических последствий и не могут быть продлены, перезаключены; на момент заключения договора N171 должны были быть соблюдены требования Федерального закона «О защите конкуренции», вступившего в законную силу 26.10.2006;

-передача КУМИ г. Ачинска муниципального имущества по договору аренды Чеботаревой в период действия Федерального закона «О защите конкуренции» является муниципальной помощью, поскольку предоставляет преимущества путем передачи имущества; предоставление предпринимателю Чеботаревой муниципального имущества в нарушение установленного порядка может препятствовать развитию конкуренции и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество; в данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом;

-проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц; кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом; наряду с предпринимателем Чеботаревой иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды на муниципальное имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом); предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны КУМИ г. Ачинска для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для предпринимателя Чеботаревой;

-на момент заключения договора N171 действовали нормы Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции, согласно которой преимущества отдельным хозяйствующим субъектам квалифицировались в качестве муниципальной помощи; с 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 N16 о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 17.07.2009 N164-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации; Федеральный закон от 17.07.2009 N164-ФЗ внес изменения в статьи, регулирующие вопросы контроля предоставления и использования муниципальной помощи; так, термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен на «государственная или муниципальная преференция»; также изменен перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции; при этом обязанность согласования оказания муниципальной помощи и муниципальной преференции отражены как в редакции, действующей на момент заключения договора N171, так и на момент вынесения решения по делу N 449-15-10;

-таким образом, передача КУМИ г. Ачинска муниципального имущества предпринимателю Чеботаревой посредством заключения договора аренды без проведения процедуры торгов квалифицируется как предоставление муниципальной преференции помощи); КУМИ г. Ачинска, предоставив муниципальную преференцию (помощь) предпринимателю Чеботаревой в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность; КУМИ г. Ачинска выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска надлежит совершить действия, направленные на возврат муниципального имущества, переданного предпринимателю Чеботаревой по договору N171, в казну города Ачинска;

-при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации);

-таким образом, учитывая то обстоятельство, что договор N171 заключен с нарушением требований Федерального закона «О защите конкуренции», Красноярское УФАС России считает договора N 171 ничтожной сделкой в силу статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 24ЕИ N284565 за муниципальным образованием город Ачинск на праве собственности зарегистрировано нежилое помещение N99, общей площадью 53,5кв.м., расположенное на 1 этаже здания по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 3-й микрорайон Привокзального района, д.19б.

15.07.1998 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска (комитет, арендодатель) и предпринимателем Чеботарёвой Ларисой Васильевной (арендатор) заключен договор аренды N171, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору в аренду нежилое помещение (здание) по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 3-й микрорайон Привокзального района, д.19б, общей площадью 52,0кв.м. для использования в соответствии с выданной лицензией (пункт 1.1. договора от 15.07.1998 N171).

Согласно подпункту 2.2.6. договора от 15.07.1998 N171 арендатор обязался не позднее, чем за 30 дней, письменно сообщить арендодателю о предстоящем освобождении помещения; передача помещения арендатором производится по акту.

Пунктом 3.1. договора от 15.07.1998 N171 определено, что арендная плата вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за год в сумме 6 589 руб. 44 коп., за квартал 1 647 руб. 36 коп., за месяц - 549 руб. 12 коп. а также НДС; копии платежных поручений предоставляются арендодателю до 15 числа месяца, следующего за отчетным, для осуществления контроля за своевременностью внесения арендной платы. Размер арендной платы устанавливается и пересматривается сторонами договора в конце каждого календарного года в соответствии с методикой определения арендной платы (пункт 3.2. договора от 15.07.1998 N171). Арендная плата подлежит изменению по решению городского Совета депутатов. Новая ставка арендной платы вводится в действие с даты соответствующего нормативного акта вне зависимости от поступления письменного извещения от арендодателя (пункт 3.3. договора от 15.07.1998 N171). Арендатор оплачивает коммунальные услуги по отдельным договорам балансодержателя, расчеты оплат за коммунальные услуги подлежат ежегодному переоформлению, а также в случаях изменения цен на эти услуги постановлением администрации города (пункт 3.4. договора от 15.07.1998 N171).

Арендуемое муниципальное имущество (нежилое помещение по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 3-й микрорайон Привокзального района, д.19б, общей площадью 52,0кв.м.) передано арендодателем, а арендатором принято по акту приема-передачи от 15.07.1998.

Дополнительными соглашениями (соглашениями об изменении договора) к договору аренды от 15.07.1998 N171 срок действия аренды продлялся неоднократно (соглашением от 21.07.1999 - до 31 июля 2000 года, соглашением от 14.11.2000 - до 31 июля 2001 года, соглашением от 25.09.2001 - до 29 июля 2002 года, соглашением от 25.11.2002 - до 25 июля 2003 года, соглашением от 29.09.2003 - до 31 декабря 2003 года, соглашением от 10.02.2004 - до 20 декабря 2004 года, соглашением от 11.02.2005 - до 15 декабря 2005 года, соглашением от 06.02.2006 - до 01 декабря 2006 года, соглашением от 18.01.2007 - до 01 ноября 2007 года).

01.02.2008 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска (комитет, арендодатель) и предприниматель Чеботарёва Лариса Васильевна (арендатор) подписывают договор аренды N171, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду нежилое помещение (объект аренды) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ачинск, 3-й микрорайон Привокзального района, д.19б, помещение 99, общей площадью 53,5кв.м., для размещения магазина (пункт 1.1. договора от 01.02.2008 N171). Объект аренды передается по акту приема-передачи с приложением его технического плана (схемы) (пункт 1.2. договора от 01.02.2008 N171).

Пунктом 5.1. договора от 01.02.2008 N171 определено, что арендная плата вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым периодом, за год в сумме 74 433 руб. 48 коп., за месяц - 6 202 руб. 79 коп., а также НДС. Арендатор оплачивает коммунальные услуги по отдельным договорам с балансовым держателем объекта аренды либо поставщиками коммунальных услуг (пункт 5.4. договора от 01.02.2008 N171).

Срок аренды установлен пунктом 11.1. договора от 01.02.2008 N171 с 01.02.2008 по 31.12.2017.

Договор, заключенный на срок 1 календарный год и более, вступает в силу с даты его государственной регистрации в Ачинском отделе Главного управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) (пункт 11.2. от 01.02.2008 N171).

Ачинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю произведена регистрация N24-24-02/001/2008-422 от 07.03.2008 ограничения (обременения) права в виде аренды сроком с 07.03.2008 по 31.12.2017, арендатор Чеботарёва Л.В. (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

01.02.2008 к договору от 01.02.2008 N171 сторонами оформлен акт приема-передачи объекта аренды. Утверждены план 1 этажа с обозначением помещения под магазин, экспликация арендуемого помещения.

Дополнительными соглашениями от 17.01.2008, от 30.12.2008 пересматривался размер арендной платы по договору от 01.02.2008 N171.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28.10.2010 по делу N449-15-10 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (могущих ограничить) конкуренцию, связанных с предоставлением предпринимателю Чеботарёвой Л.В. муниципальной помощи (преференции) в виде передачи муниципального имущества по договору аренды от 01.02.2008 N171 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска надлежит совершить действия, направленные на возврат муниципального имущества, переданного предпринимателю Чеботарёвой Л.В. по договору от 01.02.2008 N171 в казну города Ачинска.

Предписанием от 28.10.2010 N449-15-10 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции», связанных с предоставлением предпринимателю Чеботарёвой Л.В. муниципальной помощи (преференции) в виде передачи муниципального имущества по договору аренды от 01.02.2008 N171 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов, с этой целью в срок до 15.12.2010 совершить действия, направленные на возврат муниципального имущества в казну города Ачинска.

Ссылаясь на несоответствие договора аренды от 01.02.2008 N171 обязательным для сторон правилам, установленным Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N135-ФЗ (части 1 статьи 19, части 1 статьи 20, пункту 7 части 1 статьи 15), действовавшим в момент его заключения, что влечет ничтожность сделки в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав индивидуального предпринимателя Чеботарёву Ларису Васильевну освободить и вернуть Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска нежилое помещение N99, общей площадью 53,5кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 3-й микрорайон Привокзального района, д.19б.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе, гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.