АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2011 года Дело N А33-1757/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговая Сеть «КАРАВАЙ»

к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска

о признании недействительным отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 65 площадью 442,8 кв.м., N 66 площадью 264,7 кв.м, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19, содержащегося в письме от 14.01.2011 N 155,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: М.В. Комлева - на основании доверенности от 01.03.2011, паспорта;

от ответчика: Е.А. Обединой - на основании доверенности от 11.01.2011, паспорта

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговая Сеть «КАРАВАЙ» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании недействительным отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 65 площадью 442,8 кв.м., N 66 площадью 264,7 кв.м, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19, содержащегося в письме от 14.01.2011 N 155.

Заявление принято к производству суда. Определением от 15.02.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «ТС «КАРАВАЙ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402135744.

Между департаментом недвижимости администрации г. Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью «Торговая Сеть «КАРАВАЙ» заключен договор аренды нежилого помещения от 11.07.2001 N 6087 (далее - договор аренды), согласно пункту 1.1 которого департамент недвижимости администрации г. Красноярска (арендодатель) обязуется передать арендатору, а ООО «ТС «КАРАВАЙ» (арендатор) обязуется принять во временное пользование нежилые помещения общей площадью 1274,2 кв. м., расположенные по адресу г. Красноярск ул. Высотная 19, пом. NN 65, 66, 69 для использования под магазин. Срок действия договора с 02.07.2001 по 31.12.2002 (пункт 1.2 договора).

Указанные нежилые помещения переданы ООО «ТС «КАРАВАЙ» по акту приема-передачи нежилого помещения от 02.07.2004.

Дополнениями от 25.02.2003 N 2, от 26.11.2003 N 26 к договору аренды срок действия договора продлен до 01.12.2003, 31.12.2010 соответственно.

Дополнением от 01.07.2008 N 11 пункт 1.1 договора изложен в редакции: арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение N 65 площадью 442,8 кв.м, нежилое помещение N 66 площадью 264,7 кв.м, всего общей площадью 707,5 кв.м, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19 для использования под магазин.

09 декабря 2010 года ООО «ТС «КАРАВАЙ» обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, в котором просило продать в собственность нежилое помещение N 65 площадью 442,8 кв.м, нежилое помещение N 66 площадью 264,7 кв.м, всего, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19, арендуемые по договору от 11.07.2001 N 6087.

Письмом от 14.01.2011 N 155 «Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 09.12.2010 N 315» департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал ООО «ТС «КАРАВАЙ» в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений NN 65, 66, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19 со ссылкой на пункт 1 статьи 3, пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 14 статьи 1, статьей 51 Градостроительного кодекса, статьями 168, 222, 456, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что нежилые помещения NNN 65, 66 отсутствуют.

Заявитель считает указанный отказ незаконным и нарушающим его права, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемые действия не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 N 55/1 (далее - Положение о департаменте муниципального имущества), департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение, в том числе муниципальным имуществом, расположенным на территории города Красноярска.

Пунктом 1.4 Положения о департаменте муниципального имущества департамент является правопреемником департамента недвижимости администрации города.

Согласно пункту 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества для выполнения возложенных задач департамент в установленном порядке выполняет, в том числе функции по приватизации муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Таким образом, департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенного на территории города Красноярска муниципального имущества в собственность заинтересованным лицам.

Как следует из материалов дела, ООО «ТС «КАРАВАЙ» обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, а именно нежилого помещения N 65 площадью 442,8 кв.м, нежилого помещения N 66 площадью 264,7 кв.м, всего общей площадью 707,5 кв.м, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19, арендуемых по договору от 11.07.2001 N 6087.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Из буквального толкования части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ следует, что под арендуемым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу указанного закона.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий - 60 млн. рублей; малых предприятий - 400 млн. рублей; средних предприятий - 1000 млн. рублей.

В соответствии с Пунктом 9 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденных Постановлением Росстата от 14.01.2008 N 3 средняя численность работников малого предприятия включает: среднесписочную численность работников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Как следует из материалов дела (устава общества, его учредительного договора, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.11.2008, бухгалтерских балансов по состоянию на 31.12.2008 и на 31.12.2009, отчетов о прибылях и убытках за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 по 31.12.2009, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2008 и 2009 годы, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2009 и на 01.01.2010), учредителями заявителя являются физические лица; средняя численность работников за предшествующий год (2009 год) составляет двести пятнадцать человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2009 год составила 593 305 рублей.

Изложенное свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью «Торговая Сеть «КАРАВАЙ» является субъектом среднего предпринимательства. Данное обстоятельство департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не оспаривается.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение является исчерпывающим.

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества.

Таким образом, реализация преимущественного права арендатора на приобретение недвижимого имущества осуществляется при условии соблюдения всех требований Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в том числе соответствия арендуемого имущества условиям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, которые уполномоченный орган должен проверить при рассмотрении заявления по существу.

В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 30.10.2008 N 7-2279 «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение» предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества для отчуждения государственного имущества Красноярского края или имущества муниципальных образований путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства установлено в размере не более 1000 квадратных метров.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.01.2011 на нежилые помещения N 65 площадью 442,8 кв.м, N 66 площадью 264,7 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19, арендуемых по договору от 11.07.2001 N 6087, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право муниципальной собственности за муниципальным образованием г. Красноярск, а также на указанные нежилые помещения зарегистрированы существующие ограничения (обременение) права - аренда (регистрация N24:01.50:20.2001:516 от 21.11.2001, срок с 21.11.2001 по 31.12.2010).

Из договора аренды нежилого помещения от 11.07.2001 N 6087, дополнений к нему, следует, что имущество (нежилое помещение N 65 площадью 442,8 кв.м, нежилое помещение N 66 площадью 264,7 кв.м, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19) находится у общества с ограниченной ответственностью «Торговая Сеть «КАРАВАЙ» во временном владении и пользовании непрерывно в течение более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (05.08.2008) в соответствии с договором аренды нежилого помещения от 11.07.2001 N 6087; задолженность по арендной плате за указанное имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи (11.03.2010) заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества отсутствует; площадь арендуемых помещений не превышает установленное Законом Красноярского края предельное значение площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (1000 кв.м.).

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.