• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2011 года Дело N А33-18653/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 20 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» (ОГРН 1022402145347, ИНН 2463030140, г. Красноярск)

к Администрации города Красноярска (ОГРН 1022402655758, ИНН 2451000840, г. Красноярск)

о признании недействительным распоряжения

с участием заинтересованных лиц:

общества с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод», г. Красноярск,

департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Турусиной С.В., представителя по доверенности от 14.12.2010,

от Администрации города Красноярска: - отсутствует (уведомление в деле)

от заинтересованного лица (общества с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод»): Джиоевой И.В., представителя по доверенности от 01.02.2010 N 01,

от заинтересованного лица (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска): Морозовой Я.И. - представителя по доверенности от 27.01.2011 N 17,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н.

установил:

открытое акционерное общество «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации города Красноярска от 29.12.2010 N 6205-недв «О внесении изменений в распоряжение администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543-недв».

Заявление принято к производству суда. Определением от 21.01.2011 возбуждено производство по делу, к участию в деле привлечено заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод».

Определением от 09.02.2011 назначено судебное заседание на 01.04.2011, для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска.

Администрация города Красноярска требования заявителя не признает, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Администрация города Красноярска представила отзыв на заявление согласно которому:

- заявителем не указано, каким правовым нормам не соответствует оспариваемое распоряжение;

- пункт 1 оспариваемого распоряжения устанавливает право ограниченного пользования (сервитут) общества с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод» земельным участком, предоставленным в аренду открытому акционерному обществу «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС»;

- земельный участок по ул. Калинина, 73А был предоставлен в аренду на 10 лет открытому акционерному обществу «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» распоряжением администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543;

- в соответствии с пунктами 1.1, 3.39 положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, полномочия собственника муниципального имущества выполняет Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. Оспариваемое распоряжение подписано заместителем Главы города - руководителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений в рамках его полномочий;

- на основании обращения общества с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод» от 24.12.2010 в распоряжение администрации города Красноярска от 14.10.2004 N1543-недв были внесены изменения по установлению сервитута в части проезда по земельному участку;

- действующим гражданским законодательством не предусмотрено согласование установки частного сервитута с арендатором земельного участка;

- Администрация г. Красноярска считает, что заявителем не доказано нарушение его прав в части пользования предоставленного в аренду земельного участка. Оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с действующим законодательством.

Заявителем представлены письменные возражения на отзыв Администрации города Красноярска и объяснения по делу, согласно которым:

- основным доводом отзыва администрации города Красноярска является то, что пунктом 1 оспоренного распоряжения установлен частный сервитут в интересах ООО «Енисейбурвод». Данный довод является несостоятельным, исходя из статьи 1 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- пунктом 1 оспоренного распоряжения установлено право «смежных землепользователей» на «беспрепятственный доступ на участок». В настоящее время у ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» имеется 4 смежных участка, а также земли общего пользования, находящиеся в муниципальной собственности. Однако, в оспоренном распоряжении не указано, какому из нескольких владельцев смежных земельных участков следует обеспечить беспрепятственный доступ на участок общества «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС». Для выполнения оспоренного распоряжения обществу «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» следует убрать ограждение по всему периметру участка в случае, если владельцы смежных земельных участков являются землепользователями. По мнению заявителя ООО «Енисейбурвод» землепользователем не является, поскольку земельный участок принадлежит ему на праве аренды. ООО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» не известно, кто из владельцев смежных земельных участков является землепользователями, то есть лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

- оспоренное распоряжение не отвечает требованиям к сервитутам и по другим основаниям:

- на основании данного распоряжения не может быть проведена государственная регистрация сервитута, совершение которой является обязательным в силу части 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- в соответствии со статьёй 1 Федерального закона 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут может быть установлен для совершенно определённых целей- для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута;

- в оспоренном распоряжении не определена цель установления права «смежных землепользователей» на ограниченное пользование земельным участком, принадлежащим ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС».;

- ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» является транспортным предприятием. Часть нежилых помещений, принадлежащих заявителю, сдаются в аренду пассажирским автотранспортным предприятиям;

- в отношении транспортных организаций Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлен особый режим функционирования. Статьёй 9 данного закона предусмотрено планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждён приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.03.2010 N 16708. По мнению заявителя требование обжалованного распоряжения об обеспечении «беспрепятственного доступа» неопределённого круга лиц на земельный участок, принадлежащий ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС», не соответствует требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска представил отзыв на заявление, согласно которому возражает против удовлетворения указанного заявления в связи со следующим:

- распоряжением администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543- недв «О предоставлении ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» земельного участка» земельный участок из земель поселений, оценочная зона N 63, общей площадью 22 030,0 кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул.Калинина, 73, предоставлен в аренду ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» в целях эксплуатации нежилых зданий на 10 лет;

- распоряжением администрации города Красноярска от 08.10.2010 N 4941-недв внесены изменения в распоряжения администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543-недв в части обеспечения беспрепятственного доступа на земельный участок специализированным организациям и смежным землепользователям;

-на основании заявления ООО «Енисейбурвод» от 24.12.2010 вх. N 67111, являющегося смежным землепользователем ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС», распоряжением администрации города Красноярска от 29.12.2010 N 6205-недв внесены изменения в распоряжение администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543-недв: заменены слова «беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям- владельцам сетей, для прокладки, ремонта и обслуживания» словами «беспрепятственный доступ специализированным организациям и смежным землепользователям через Участок на участок с кадастровым номером 24:50:0100109:135».

Представленный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска ситуационный план приобщен к материалам дела.

От общества с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод» поступил отзыв на заявление, согласно которому заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

- распоряжением администрации города Красноярска N 383-ж от 02.04.2010 ООО «Енисейбурвод» на праве аренды передан в пользование земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73А, кадастровый номер участка 24:50:0100109:139;

- заявитель - ОАО «Красноярскавтотранссервис» является арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером 24:50:01 00 109:0047;

- в связи с тем, что предоставленный Администрацией города Красноярска ООО «Енисейбурвод» в аренду земельный участок не имеет самостоятельного въезда-выезда, проезд на территорию арендуемого ООО «Енисейбурвод» участка возможен только через земельный участок, с кадастровым номером 24:50:01 00 109:0047, принадлежащий ОАО «Красноярскавтотранссервис» на праве аренды, ООО «Енисейбурвод» неоднократно обращалось в адрес заявителя и в адрес Администрации города Красноярка, Администрации Октябрьского района, не территории которого находятся вышеуказанные земельные участки с просьбой обеспечить, разрешить проезд через смежный земельный участок ОАО «Красноярскавтотранссервис» на земельный участок ООО «Енисейбурвод»;

- ОАО «Красноярскавтотранссервис» неоднократно отказывало в согласовании возможности проезда ООО «Енисейбурвод» через арендуемый участок;

- невозможность проезда к земельному участку ООО «Енисейбурвод» иначе чем через арендуемый заявителем земельный участок была установлена при обследовании вышеуказанных смежных участков специализированной организацией ООО «Красноярск Строй Изыскания». Из данного отчет следует, что возможность проезда к земельному участку ООО «Енисейбурвод» с кадастровым номером 24:50:0100109:139 возможна только через смежный участок, принадлежащий на праве аренды ОАО «Красноярскавтотранссервис» с кадастровым номером 24:50:01 00 109:0047;

- в связи с вышеизложенным Администрацией города Красноярска было вынесено обжалуемое Распоряжение от 29.12.2010 N 6205-недв пунктом 1 которого было предусмотрено внесение изменений в пункт 4 распоряжения Администрации города от 14.10.2004 N 1543-недв «О предоставлении ОАО «Красноярскавтотранссервис» земельного участка», слова «беспрепятственный доступ на Участок специализированным организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания» словами «беспрепятственный доступ на участок специализированным организациям и смежным землепользователям. Проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135».

Общество с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод» предложило заявителю заключить соглашение о возможности проезда через участок переданный заявителю.

Заявитель не возражал против рассмотрения данного предложения третьего лица. В целях возможного мирного урегулирования спора рассмотрение дела было отложено судом на 18.04.2011г.

В судебное заседание 18.04.2011 не явились представители: Администрации г.Красноярска. Вышеуказанный участник процесса о времени и месте судебного заседания извещен, что позволяет суду провести судебное заседание в их отсутствие на основании ст.ст.123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как пояснил заявитель в судебном заседании урегулировать вопрос с проездом транспорта ООО «Енисейбурвод» через земельный участок в предполагаемом месте не удалось, по причине расположения на указанной территории системы колодцев и бетонированной площадки для мойки автотранспорта заявителя.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия 24 ГЯ N004218 от 17.09.2004, заявитель является собственником в праве на 146\246 долей на нежилое здание, условный номер 24:50:000000:14651:006, нежилое здание общей площадью 5357,60 кв.м., по адресу: г.Красноярск ул.Калинина, дом 73 «А» (лит.В11,Б-Б2)

14.10.2004г. Администрацией г.Красноярска издано распоряжение N1543-недв, в соответствии с которым:

- утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, оценочная зона N63, общей площадью 22030 кв.м., находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, занимаемого нежилыми зданиями.

- ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОРАНССЕРВИС» предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок из земель поселений площадью 22030 кв.м. (в т.ч.1285 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей) в целях эксплуатации зданий на 10 лет.

Согласно данного распоряжения заявителю предписано обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания.

22.07.2005г. между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка N2153, согласно которого (п.1.1) арендодатель (департамент) передает арендатору (заявитель) в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:01:00 109:0080, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, в Октябрьском районе для эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 22030,00 кв.м. ( в т.ч. 1285,00 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей). Срок аренды определен договором (п.2.1.) с 14.10.2004г. по 13.10.2014г.

30.06.2010г. между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (арендодатель) и ООО «Енисейбурвод» (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N1011, согласно которого (п.1.1) арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135, находящийся по адрес: г.Красноярск, ул.Калинина, дом 73а, для использования в целях строительства технической базы (гаража для стоянки, и хранения дорожной техники) и инженерного обеспечения, площадью 10130 кв.м. Согласно п.2.1. договор, срок аренды определен с 02.04.2010г. по 01.04.2013г. По кату от 02.04.2010г. стороны осуществили прием-передачу земельного участка.

04.08.2010г. комиссией, состоявшей из представителей Администрации Октябрьского района составлен акт обследования земельного участка площадью 10130 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:135, расположенный по ул.Калинина, 73а, переданному на правах аренды - ООО «Енисейбурвод», на основании распоряжения администрации города Красноярска от 02.04.2010г. N383-ж.

Согласно данного акта:

- с южной стороны земельный участок граничит с земельным участком, занятым железнодорожными путями, находящимися в федеральной собственности, площадью 14596,0 кв.м., предоставленному ОАО «Российские железные дороги» распоряжением администрации города от 12.10.2007 N 2796-недв, сроком действия до 12.10.2017 г. Подъезд с данной стороны не возможен в связи с необходимостью пересечения железнодорожных путей, находящихся в федеральной собственности.

- с юго-западной стороны граничит с земельным участком по адресу: ул. Калинина, 77, занятым ГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть сибирского военного округа». Площадь участка составляет 90231 кв.м., предоставлен на основании п.З. Решения городского Совета народных депутатов от 20.04.1982 N 238 в бессрочное пользования. Участок находится в собственности РФ, целевое назначения - земли обороны РФ. используется для размещения военных складов, участок охраняется, проезд невозможен.

-с северной стороны граничит с земельным участком площадью 22 030 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:80, расположенный по ул. Калинина, 73а, передан на правах аренды ОАО «Красноярскавтотранссервис», на основании распоряжения администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543-недв. Договор аренды земельного участка от 22.07.2005 N 2153, заключен на срок с 14.10.2004 по 13.10.2014. Имеется свободный не охраняемый проезд по данному участку с въездом на участок ООО «Енисейбурвод» в точках 48-49 согласно прилагаемому плану. Между точками 48-49 данной организацией установлен временный металлический забор.

-с северо-восточной стороны земельный участок граничит с участком, площадью 2398 кв.м., занимаемым нежилым зданием. Участок предоставлен Моисеевой О.В. в аренду на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 18.08.2005 N 1330-недв, договор аренды от 05.06.2006 N 1023, заключен на срок с 12.05.2004 по 17.08.2015. Территория застроена, обнесена кирпичным забором, проезд невозможен.

-с восточной стороны расположен земельный участок, площадью 64386 кв.м., находящийся в собственности ОАО «Грандэлектро» на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28.07.2009 серия ЕЙ N 269382. Подъезд с данной стороны застроен строениями складов в капитальном исполнении. Проезд также не возможен.

23.08.201г. ООО «Енисейбурвод» обратился к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением в котором указало, что проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100109:135, расположенному по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, дом 73а невозможен. Реализация права пользования данным участком возможно только путем проезда с северной стороны, т.е. через участок с кадастровым номером 24:50:0100109:0047, расположенный по тому же адресу, и принадлежащего на правах аренды ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС». С учетом указанных обстоятельств ООО «Енисейбурвод» просил установить сервитут на земельный участок 24:50:0100109:0047.

В августе-сентябре 2010 заявителем осуществлено подписание договоров аренды (от 02.08.2010 и 15.09.2010) нежилых помещений, находящихся в нежилом здании условный номер 24:50:000000:14651:006, по адресу: г.Красноярск ул.Калинина, 73а предпринимателя Галченковой О.Г. в целях размещения пассажирского автотранспорта (автобусов)

08.10.2010 Администрацией г.Красноярска принимается Распоряжение N4941-недв «О внесении изменений в распоряжение администрации от 14.10.2004г. N1543-недв». Согласно данного распоряжения в п.4 распоряжения от 14.10.2004г. внесены следующие изменения «вместо слов «беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания» включены слова: «беспрепятственный доступ на участок специализированным организациями и смежным землепользователям».

24.12.2010г. ООО «Енисейбурвод» обратилось к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением в котором просило внести изменения в распоряжение города от 08.10.2010г. N4941-недв. в части определения возможности проезда к участку с кадастровым номером 24:50:0100109:135.

29.12.2010г. Администрацией г.Красноярска принимается Распоряжение N6205-недв «О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 N1543-недв», согласно которому:

- признано утратившим силу распоряжение администрации города от 08.10.2010 N4941-недв.;

- вносятся изменения в п.4 распоряжения администрации от 14.10.2004г. N1543-недв, согласно которым, слова: «беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания» заменены на слова: «беспрепятственный доступ на участок специализированным организациями и смежным землепользователям, проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135».

Постановлением от 13.01.2011 административной комиссии Октябрьского района в г.Красноярске - ОАО «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.1 ч.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» и оштрафован на 3000 руб.

В дело представлен технический отчет ООО «КрасноярскСтройИзыскания» «По определению расхождения между границами земельного участка с КН 24:50:01 00 109:0047, по сведениям ГЗК и прохождением границ по факту на данный момент между вышеуказанным участком и смежным земельным участком с КН 24:50:0100109:139. В данном отчете специализированной организацией сделан вывод о том, что граница указанная в натуре собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:139 и проходящая по металлическому забору и подпорной стенке, принадлежащих собственнику земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:0047 не соответствует сведения государственного земельного кадастра о прохождении данной границы между земельным участком с кадастровым номером 24:50:0100109:139 и земельным участком с кадастровым номером 24:50:0100109:0047. В данной ситуации правообладатель земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:139 не может пользоваться частью участка площадью 382 кв.м. на условиях договора аренды N1011 от 30.06.2010г.

Заявитель, считая, что п.1 Распоряжения Администрации г.Красноярска от 29.12.2010г. N6205-недв «О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 N1543-недв», нарушен порядок установления частных сервитутов, определенный в Гражданском кодексе Российской Федерации и его права, как землепользователя земельного участка с кадастровым номером 24:50:01 00 109:0080 просит суд признать данную часть ненормативного акта недействительной (незаконной).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель просит признать недействительным п.1 Распоряжения Администрации г.Красноярска N6205-недв от 29.12.2010.

Заявление о признании указанного ненормативного акта недействительным заявителем представлено в суд 11.01.2011г. Следовательно, срок, определенный в ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.

В соответствии со ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

14.10.2004г. Администрацией г.Красноярска издано распоряжение N1543-недв, в соответствии с которым: заявителю был предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, оценочная зона N63, общей площадью 22030 кв.м., находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, занимаемого нежилыми зданиями (в т.ч.1285 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей) в целях эксплуатации зданий на 10 лет.

Согласно данного распоряжения (п.4) заявителю предписано обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания.

22.07.2005г. между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договора аренды земельного участка N2153, согласно которого (п.1.1) арендодатель (департамент) передает арендатору (заявитель) в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:01:00 109:0080, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, в Октябрьском районе для эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 22030,00 кв.м. ( в т.ч. 1285,00 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей). Срок аренды определен договором (п.2.1.) с 14.10.2004г. по 13.10.2014г. Договор прошел процедуру государственной регистрации19.10.2005г., что следует из штампа регистрационного органа на договоре. По акту от 12.05.2004г. земельный участок предоставлен в пользование заявителю. Согласно п.4.4.8. договора аренды, арендатор принял на себя обязательство не препятствовать ремонту и обслуживанию инженерных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов.

Таким образом, для получения права пользования земельным участком на условиях аренды необходимо принятие распорядительного акта органа, осуществляющего распоряжение данными земельными участками, заключение договора аренды и фактическая передачу арендатору земельного участка.

Заявитель в силу ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации приобрел статус участника земельных отношений - арендатора, т.е. лица владеющего и пользующегося земельным участком по договору аренды

В соответствии со ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации, при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются.

29.12.2010г. Администрацией г.Красноярска принимается Распоряжение N6205-недв «О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 N1543-недв», в соответствии с п.1 которого:

- вносятся изменения в п.4 распоряжения администрации от 14.10.2004г. N1543-недв, согласно которым, слова: «беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания» заменятся на слова: «беспрепятственный доступ на участок специализированным организациями и смежным землепользователям, проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135»

Как указывает администрация г.Красноярска в своем отзыве целью изменения п.1 распоряжения в новой редакции явилось установление таким образом право ограниченного пользования (сервитут) общества с ограниченной ответственностью «Енисейбурвод» земельным участком, предоставленным в аренду открытому акционерному обществу «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС».

Согласно ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок установления сервитута определен в ст.274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно п.3 указанной нормы, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Изменив редакцию п.4 распоряжения от 14.10.2004г. N1543-недв администраций города Красноярска фактически установила обременения земельного участка, занимаемого заявителем на праве аренды, без учета положений ст.274 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий уже заключенного с заявителем договора аренды. При Администрацией г.Красноярска в оспариваемом распоряжении не приведено нормативно-правового обоснования изменения редакции п.4

Администрацией г.Красноярска посредством издания распоряжения от 29.12.2010г. по истечении 6 лет после фактической передачи заявителю земельного участка были изменены условия предоставления заявителю земельного участка, которые должны были быть определены именно на момент принятия акта о предоставлении земельного участка.

Как следует из оспариваемой части распоряжения, заявителю предписано обеспечить беспрепятственный проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135 при этом Администрацией не определены ни условия проезда, ни координаты конкретной части земельного участка заявителя (24:50:01:00 109:0080) через которую должен быть осуществляться проезд, ни лица которые вправе осуществлять проезд. Указанная неопределенность является нарушением права заявителя на использование земельного участка.

В соответствии с представленным в дело договором N1011 аренды земельного участка от 30.06.2010 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (арендодатель) и ООО «Енисейбурвод» (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135 был предоставлен ООО «Енисейбурвод» для использования в целях строительства технической базы (гаража для стоянки, и хранения дорожной техники). Следовательно, при формировании данного земельного участка, а также при соблюдении порядка его предоставления с учетом цели использования (под строительство), должны были быть приняты во внимание положения ст.ст. 31, 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом положений указанных норм Администрацией г.Красноярска должны были быть проверены назначение объекта будущего строительства, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Все эти данные должны быть учтены в акте выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. К акту должны прилагаться утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Безусловно, при составлении данных документов должно быть учтена и непосредственная возможность субъекта экономической деятельности, которому предоставляется земельный участок, использовать земельный участок по целевому назначению.

Целью настоящего судебного разбирательства является оценка законности принятого администрацией г.Красноярска распоряжения от 29.12.2010г, а не установление сервитута и согласование его условий, поэтому наличие, либо отсутствие возможности проезда ООО «Енисейбурвод» на предоставленный ему в аренду земельный участок, в настоящем судебном процессе не может быть оценена.

Посредством принятия нормативного правового акта или закона может быть установлен только публичный сервитут, что прямо следует из ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, изменение редакции п.4 не является введением публичного сервитута на земельный участок заявителя т.к. публичный сервитут устанавливается только на основании нормативных актов - в интересах государства, местного самоуправления или местного населения. Оспариваемое же распоряжение является ненормативным актом органом местного самоуправления и введено в частных интересах..

Таким образом, суд считает, что указание в распоряжении от 29.12.2010г. на новую редакцию п.4 распоряжения от 14.10.2004г. N1543-недв нарушает права заявителя, как арендатора земельного участка, договор аренды которого не содержит данного условия.

В соответствии со ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление открытого акционерного общества «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» г.Красноярск удовлетворить.

Признать незаконным пункт 1 распоряжения Администрации г.Красноярска от 29.12.2010г. N6205-недв «О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004г. N1543-недв», как противоречащего положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Администрации г.Красноярска в пользу открытого акционерного общества «КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС» г.Красноярск 2000 руб. судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в городе Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Р.В.Лесков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-18653/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 20 апреля 2011

Поиск в тексте