• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2011 года Дело N А33-1977/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 16»

к отделу государственного пожарного надзора по г.Красноярску ГУ МЧС по Красноярскому краю

о признании недействительными пунктов 2864/1/1, 2864/1/2, 2864/1/3, 2864/1/4, 2864/1/5 предписания от 25.11.2010 N 2864/1/1/7,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: В.А. Лобановой - на основании приказа от 27.12.2000 N 636-р, паспорта;

от ответчика: В.А. Якимова - на основании доверенности от 06.01.2011, удостоврения;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 16» (далее - МБОУ СОШ N 16) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по г.Красноярску ГУ МЧС по Красноярскому краю о признании недействительными пунктов 2864/1/1, 2864/1/2, 2864/1/3, 2864/1/4, 2864/1/5 предписания от 25.11.2010 N 2864/1/1/7.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.02.2011 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

МБОУ СОШ N 16 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402060218.

Как следует из материалов дела отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю 10.11.2010 и 25.11.2010, на основании распоряжения от 26.10.2010 N 2864, проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в здании и помещениях школы, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 24а, принадлежащих на праве оперативного управления МБОУ СОШ N 16.

В ходе проверки выявлены, в том числе следующие нарушения:

- ширина эвакуационных выходов на улицу из фойе во внутренний дворик, из фойе малой лестничной клетки, из лестничной клетки актового зала основной школы, из лестничных клеток на улицу и переход из младшей школы составляет 0,9 м (при норме 1,2 м) при числе эвакуирующихся более 50 чел (фактически учащихся 750 чел., 312 чел. в младшей школе, 418 чел. в основной школе) (пункт 2864/1/1 предписания);

- не выполнен выход на чердак здания младшей школы через противопожарный люк 2-го типа (пункт 2864/1/2 предписания);

- отсутствует эвакуационное освещение в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания (пункт 2864/1/3 предписания);

- помещения для хранения горючих материалов, вентиляционной камеры не отделены противопожарными преградами от помещений школы (пункт 2864/1/4 предписания);

- отсутствуют двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров в младшей школе (пункт 2864/1/5 предписания).

По результатам данной проверки МБОУ СОШ N 16 выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25.11.2010 N 2864/1/1/7 с требованием об устранении выявленных нарушений в срок до 01.05.2012.

Заявитель, считает указанное предписание в части пунктов 2864/1/1, 2864/1/2, 2864/1/3, 2864/1/4, 2864/1/5 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 25.11.2010 N 2864/1/1-7 вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору М.В. Кабаевой.

Процедура проверки ответчиком соблюдена. С распоряжением от 26.10.2010 N 2864 о проведении проверки директор МБОУ СОШ N 16 В.А. Лобанова ознакомлена, акт проверки получила.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 24а принадлежит МБОУ СОШ N 16 на праве оперативного управления. Следовательно, МБОУ СОШ N 16 является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом по смыслу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, в связи с чем несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с указанными правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие Санитарные нормативы и правила «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее - СНиП 21-01-97).

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.10.2003 N 194 одобрены и рекомендованы к применению строительные правила «СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (далее - СП 31-110-2003).

Довод заявителя о том, что здание школы построено в 1987 году по ранее утвержденному проекту, поэтому Правила пожарной безопасности, утвержденные в 2003 году, СНиП 21-01-97, утвержденные в 1997 году и СП 31-110-2003, одобренный и рекомендованный к применению постановлением Госстроя России от 18.06.2003 N НК-3681/17, применению не подлежат, судом отклоняется, в силу следующего.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Суд полагает, что требования оспариваемого предписания касаются безопасности эксплуатации здания, что соответствует цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Следовательно, положения ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 и СП 31-11-2003 обязательны для исполнения учреждением, в процессе эксплуатации здания.

Из положений СНиП 21-01-97 следует, что в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем. Тот факт, что здание образовательного учреждения было построено до введения в действие указанных Правил и СНиП не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания школы в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Кроме того, в Декларации пожарной безопасности от 08.04.2010 регистрационный N 04401368-00972-41-004, в разделе III «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты» указаны, в том числе ППБ 01-03, СП 31-110-2003.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2, частями 1, 2 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

Пунктом 51 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Согласно пункту 6.22 СНиП 21-01-97 пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.10.2003 N 194 одобрены и рекомендованы к применению строительные правила «СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (далее - СП 31-110-2003).

Пунктом 4.3 СП 31-110-2003 установлено, что эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из здравпунктов, лечебно-профилактических учреждений, книго- и архивохранилищ, детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там.

Таким образом, время ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается МБОУ СОШ N 16, не имеет правового значения; требования, изложенные в ППБ 01-03, СНиП 21-01-97, требования СП 31-110-2003 в части, касающейся применения норм ППБ 01-03, на которых основано оспариваемое предписание подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.

Довод заявителя об отсутствии официального опубликования СНиП 21-01-97 и СП 31-110-2003 судом не принимается на основании следующего.

В соответствии с абзацем 7 статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Министерства юстиции России давать разъяснения о применении указанных Правил.

В соответствии с пунктом 15 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.

Таким образом, данные нормы и правила приняты Постановлениями Минстроя РФ и Госстроя РФ в соответствии с установленным порядком принятия, иной процедуры введения их в действие не требуется.

Довод заявителя о том, что установленные в ходе проведения проверки нарушения пожарной безопасности не могли привести к угрозе жизни и здоровью людей, что подтверждается осуществленными учреждением в 2010 году расчетами индивидуального пожарного риска, согласно которым здание учреждения находится в удовлетворительном пожарном состоянии, а также принятием иных мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, суд полагает несостоятельным, так как требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности, в то время как материалами проверки зафиксировано несоблюдение указанных требований. При этом суд полагает, что произведенный учреждением расчет индивидуального пожарного риска не освобождает заявителя от необходимости соблюдения требований, установленных правилами пожарной безопасности в здании и в помещениях школы, в которых находятся и обучаются дети.

Довод заявителя о том, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения правил пожарной безопасности органом пожарного надзора ранее не были установлены, судом отклоняется, так как не обнаружение указанных фактов нарушения в области соблюдения требований правил пожарной безопасности административный орган ранее не освобождает учреждение от обязанности соблюдать указанные правила и нормы пожарной безопасности.

В заявлении учреждение указало, что угроза жизни или здоровью людей, отсутствует, поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в безопасных условиях в течение длительного времени. Суд полагает, что данный довод основан на ошибочном толковании изложенных выше правовых норм, так как проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека и при обнаружении указанных нарушений, обязанность доказывать, что эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью человека, отсутствует.

Довод заявителя о том, что в случае расширения существующих эвакуационных выходов из помещений будут затронуты несущие стены, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, судом отклоняется, так как невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания, может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Довод заявителя о том, что изменение проектной документации, расширение и пробивание проемов запрещено действующим законодательством, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Таким образом, указанные Правила не распространяются на здания школ, которые не относятся к жилищному фонду, иным объектам жилищно-коммунального хозяйства.

Положение пункта 2.1.21 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, введенных в действие Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, устанавливает, что в зданиях детских учреждений запрещается производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил (подпункт «а»).

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 8 указанного закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара была возможна эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (пункт 4);

Согласно статье 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

С учетом изложенного, вышеуказанные нормы не содержат запрета на приведение здания в соответствие с действующими строительными нормами и правилами пожарной безопасности.

Согласно пункту 6.16 СНиП 21-01-97, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.

Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97 установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

В соответствии с пунктом 8.4 СНиП 21-01-97 установлено, что в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.

Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.

В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.

Согласно пункту 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно.

Пунктом 51 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Пунктом 4.3 СП 31-110-2003 установлено, что эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из здравпунктов, лечебно-профилактических учреждений, книго- и архивохранилищ, детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там.

При таких обстоятельствах суд полагает, что образовательное учреждение является лицом ответственным за соблюдение вышеизложенных требований пожарной безопасности в здании школы.

Материалами дела подтверждается, что учреждением не исполнены вышеуказанные требования и нормы.

При этом суд учитывает, что оспариваемое предписание предусматривает срок исполнения указанных в нем требований до 01.05.2012. Доводов о невыполнимости предписания в указанный срок не заявлено.

С учетом изложенного оспариваемое предписание является законным, основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 16» к отделу государственного пожарного надзора по г.Красноярску ГУ МЧС по Красноярскому краю о признании недействительными пунктов 2864/1/1, 2864/1/2, 2864/1/3, 2864/1/4, 2864/1/5 предписания от 25.11.2010 N 2864/1/1/7.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-1977/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 20 апреля 2011

Поиск в тексте