• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-17647/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Красовской С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск»

о взыскании 9 338 руб. 52 коп. убытков,

при участии в судебном заседании:

от истца: Липатовой А.И., представителя по доверенности от 20.01.2010, Тимофеевой М.В. по доверенности от 12.10.2010,

от ответчика: Тепляшиной Е.В., представителя по доверенности N 24 АА 045989 от 12.11.2010,

от третьих лиц филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога: Рожковой И.В., представителя по доверенности от 27.10.2010, Субботиной Ю.В., представителя по доверенности от 27.10.2010

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вякиной М.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» о взыскании 9 338 руб. 52 коп. убытков.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 07.12.2010 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме согласно исковому заявлению.

ЗАО «Новоенисейски лесохимический комплекс», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебном заседании не явилось.

Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:

- согласно пункту 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 46 (далее - Правил очистки вагонов) при обнаружении в вагоне после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон от остатков всех грузов;

- из анализа положений п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 45 (далее - Правил составления актов), можно сделать вывод, что в случае неочистки вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях) составляется акт общей формы. Помимо этого в памятке приемосдатчика или в ведомости подачи и уборки вагонов делается запись «не очищен»;

- на станцию Лесосибирск порожние вагоны NN 52233715, 52301447, 52336336 прибыли 20.01.2010 года, о чем свидетельствует отметка в накладной N ЭЕ254264. Акт общей формы N 1 оформлен только 26.01.2010 года при подаче вагонов под погрузку ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс». ОАО «ПГК» не представило кроме акта общей формы ни памятку приемосдатчика, ни ведомость подачи и уборки вагонов. Тем самым можно утверждать, что за период с 20 января 2010 года по 26 января 2010 года ОАО «ПГК» могло передать в пользование указанные вагоны иным лицам, которыми, в свою очередь, были причинены убытки. Таким образом, представленные доказательства не доказывают факт причинения убытков по вине ОАО «РУСАЛ Ачинск».

Истец представил возражения на отзыв, в которых указано следующее:

- пунктом 3.1 Правил составления актов четко не определено, где должен составляться акт общей формы, удостоверяющий факт неочистки;

- в пункте 16 Постановления N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Пленум ВАС РФ от 06.10.2005 разъяснил, что после выгрузки грузов вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов должны быть очищены внутри и снаружи, в необходимых случаях - промыты и продезинфицированы (статья 44 Устава). При нарушении требований, указанных в данной статье, перевозчик вправе не принимать от грузополучателя порожние вагоны, контейнеры впредь до выполнения этих требований и взыскать плату за пользование вагонами за все время их задержки. Если перевозчик принял от грузополучателя неочищенный вагон, контейнер, что подтверждено актом общей формы, с такого грузополучателя по требованию перевозчика арбитражный суд взыскивает штраф, предусмотренный статьей 103 Устава. В этом случае плата за пользование вагонами, контейнерами подлежит взысканию до момента принятия таких вагонов перевозчиком. Перевозчик своими правами, по поводу которых дано разъяснение Пленума ВАС РФ, не воспользовался;

- ОАО «ПГК», не являясь грузополучателем груза, перевозимого в вагоне, не участвует в приемосдаточных операциях по сдаче выгруженного вагона из-под выгрузки, которые выполняются перевозчиком (ОАО «РЖД») и грузополучателем с оформлением памятки приемосдатчика. Таким образом, ОАО «ПГК» не должно и не могло знать о факте неочистки вагона грузополучателем, использовавшем вагон, соответственно, не могло потребовать составления настоящего факта перевозчиком ОАО «РЖД», следовательно, истец не несет риски, связанные с его несоставлением на станции выгрузки перевозчиком, принявшим неочищенный вагон;

- ОАО «ПГК», как владелец неочищенного вагона, состоящий в договорных отношениях по его использованию с грузополучателем, не очистившим вагон, предъявил требование по возмещению убытков, вызванных его неочисткой, к стороне по договору;

-перевозчик на станции отправления Лесосибирск подал под погрузку неочищенный вагоны, от погрузки которых грузоотправитель (ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс») отказался, на что в полном соответствии с п. 3.1 Правил перевозки грузов перевозчиком был оформлен акт общей формы от 26.01.2010. Таким образом, факт неочистки вагонов ОАО «ПГК» документально подтвержден, независимо от отсутствия акта общей формы по станции выгрузки (ст. Ачинск-2);

- спорные вагоны с грузом ответчика прибыли на станцию Ачинск-2 по накладным NЭЕ064292, ЭД780653 и досылочной ведомости NЭД813437. После выгрузки со станции Ачинск-2 по железнодорожной транспортной накладной ЭЕ254264 отправлены 18 января 2010 года, прибыли на станцию Лесосибирск 20 января 2010 года и поданы под погрузку на ст. Лесосибирск 26 января 2010 года. То обстоятельство, что в период с 20 по 26 января 2010 года вагоны, прибывшие на станцию Лесосибирск, не использовались другим грузоотправителем, подтверждается справками «История грузовых операций с вагонами», источник информации - Главный вычислительный центр ОАО «РЖД» (ГВЦ).

Представитель филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога представил пояснения, в которых указано следующее:

- в соответствии с пунктом 12 Правил очистки вагонов, при нарушении требований, предусмотренных ст. 44 Устава, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, с которыми заключён договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов после выгрузки до выполнения требований по очистке вагонов. С указанных лиц в таких случаях взимается плата за пользование вагонами за всё время их задержки. Однако, на перевозчика обязанность по неприёму неочищенных вагонов после грузовых работ, проводимых на подъездных путях, не возложена;

- спорные вагоны 52233715, 52301447, 52336336 по железнодорожным накладным ЭЕ 064292, ЭД780653, досылочной ведомости ЭД 813437 прибыли на станцию Ачинск-2 в адрес ОАО «РУСАЛ Ачинск» с грузом - уголь каменный. Указанные вагоны, на основании заключённого между ОАО «РЖД», ОАО «РУСАЛ Ачинск», ОАО «В-Сибпромтранс» договора N Д2006/0060/Т-2/127 от 01.02.2006 г., были переданы грузополучателю по памяткам приёмосдатчика, и после выгрузки возвращены перевозчику: вагон N 52336336 подан 14.01.10 в 20:30, убран - 16.01.10 в 14:43 (памятка приёмосдатчика N 416); вагоны NN 52233715, 52301447 поданы 16.01.10 в 05:30, убраны - 17.01.10 в 3:33 (памятка приёмосдатчика N 436);

- в представляемых памятках приёмосдатчика N 436, 416, ведомостях подачи и уборки вагонов N 719, 174 соответствующих отметок «не очищен» не имеется, также нет сведений о составлении на станции Ачинск-2 актов общей формы по факту неочистки вагонов N 52233715, 52301447, 52336336;

- спорные вагоны со станции Ачинск-2 были отправлены грузоотправителем - ОАО «ПГК» на ст. Лесосибирск 18.01.2010 г. На станцию назначения вагоны прибыли 20.01.2010 г. Согласно отметкам на оборотной стороне накладной в графе: «уведомление грузополучателя о прибытии груза», «выдача оригинала накладной грузополучателю» раскредитование перевозочного документа было произведено также 20.01.2010 г. На станции Лесосибирск акт общей формы, свидетельствующий о том, что в вагонах имеется остаток ранее перевозимого груза и снега по всему периметру вагона по высоте 1 метр был составлен только 26.01.2010 г., то есть спустя 6 суток после получения вагона грузополучателем- ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс». Причины, по которым была удостоверена непригодность вагонов к погрузке и дальнейшей перевозке через длительное время с момента прибытия вагона на станцию, с учётом того, что был зимний период, а подвижной состав относиться к категории полувагонов не указаны;

- согласно п. 4 Правил очистки вагонов, наличие незначительного количества снега в очищенном вагоне не является признаком его загрязнения. В соответствии с п. 7 Правил приёма грузов к перевозке ж.д. транспортом, пригодность в коммерческом отношении вагонов (состояние грузовых отсеков, отсутствие внутри вагонов постороннего запаха, других неблагоприятных последствий, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах) определяется грузоотправителем. Наличие снега в полувагонах не может служить основанием признания последних непригодными для перевозки, в данном случае пиломатериала, с учётом того, что в акте общей формы N 1 от 26.01.2010 г. не указано какое количество снега и ранее перевозимого груза в спорных вагонах находилось. Количество ранее перевозимого груза под слоем снега не представляется возможным установить.

Истец представил возражения на пояснения третьего лица:

- согласно данным АСУ станции на вагоны 52233715, 52301447, 52336336 памятка приемосдатчика на подачу вагонов оформлена 23.01.2010, на уборку - 27.01.2010. Таким образом, с даты прибытия вагонов до подачи по памятке, вероятно, вагоны находились на путях общего пользования и довод третьего лица, что вагоны находились на подъездном пути 6 суток после подачи грузополучателю не обоснован;

- в акте общей формы, составленном перевозчиком и участием ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс», перевозчиком указано, что по всему периметру вагона по высоте 1 метр имеются остатки ранее перевозимого груза и снега, но при этом не дифференцировано, сколько из этого метра составляет высота остатков груза, а сколько снега. Таким образом, ссылка на п. 4 Правил очистки вагонов в части незначительного количества снега, не обоснована;

- довод ОАО «РЖД» об отсутствии у мастера погрузки Гакова П.П. полномочий по составлению актов общей формы на ст. Лесосибирск, не влияет на оценку обстоятельств по делу, так как акт общей формы составляется перевозчиком (ОАО «РЖД»), представитель которого и должен был проверить полномочия представителя грузоотправителя на подписание актов общей формы;

- ОАО «РУСАЛ Ачинск», использовавшее вагоны ОАО «ПГК» по железнодорожным транспортным накладным NЭЕ064292,ЭД780653 и досылочной ведомости NЗД813437, не исполнило обязательство по его очистке после выгрузки при осуществлении предпринимательской деятельности, не доказало, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, следовательно, на основании статьи 401 ГК РФ, статьи 393 ГК РФ должно нести ответственность и возместить причиненные убытки.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Как следует из искового заявления, в январе 2010 года на станцию Лесосибирск со станции Ачинск-2 по накладной NЭЕ254264 прибывали под погрузку ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» порожние вагоны NN52233715, 52301447, 52336336, находящиеся в собственности ОАО «ПГК» (грузоотправитель порожних вагонов).

При подаче прибывших порожних вагонов на подъездной путь под погрузку ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» было обнаружено, что вагоны прибыли на станцию Лесосибирск с остатками ранее перевозимого груза снега.

На станции Лесосибирск ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» (грузоотправитель) от погрузки в неочищенные вагоны отказалось, на что перевозчиком был оформлен акт общей формы от 26.01.2010 N1, который со стороны перевозчика подписан приемосдатчиком Павловой С., со стороны ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» мастером погрузки Гаковым П.П. Из акта общей формы следует, что вагоны NN52233715, 52301447, 52336336 с остатками ранее перевозимого груза и снега по всему периметру вагона по высоте 1 метр, под погрузку не пригодны и выведены на пути станции (станции Лесосибирск).

В указанных вагонах в адрес ОАО «РУСАЛ Ачинск» перевозился уголь каменный назначением на ст. Ачинск-2 по накладной NЭЕ064292 (вагон NN52233715, 52301447), накладной NЭД780653 и досылочной ведомости NЭД 813437 (вагон N52336336).

По мнению истца, в результате нарушения ОАО «РУСАЛ Ачинск» норм Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N46, ОАО «ПГК» как грузоотправитель порожних вагонов, в которых до их перевозки в порожнем состоянии перевозил груз ответчик, понесло убытки в виде оплаты тарифа за пробег порожних вагонов от станции выгрузки груза ОАО «РУСАЛ Ачинск» до станции погрузки ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс». От станции Ачинск-2 до станции Лесосибирск железнодорожный тариф, рассчитанный по ставкам Прейскуранта N10-01, составил - 9 338,52 рубля. Размер уплаченного ОАО «ПГК» перевозчику (ОАО «РЖД») железнодорожного тарифа за порожний пробег вагонов NN52233715, 52301447, 52336336 указан в перевозочном документе (NЭЕ254264). Факт оплаты ж/д тарифа за перевозку названных порожних вагонов подтверждается актом оказанных услуг N1002950760/2010014 от 20.01.2010, счет-фактурой N0000010000001008/0000003115 от 20.01.2010, перечнем первичных документов к акту оказанных услуг N1002950760/2010014 от 20.01.2010.

Признак принадлежности вагонов ОАО «ПГК» указан в перевозочных документах и технических паспортах вагонов.

ОАО «ПГК» предпринимало меры к досудебному урегулированию разногласий, обращаясь к ответчику с претензией NИД/ФКрс/ФКД-1566/10 от 02.08.2010, на которую не получило ответа.

В обоснование своих доводов истцом представлены в материалы дела: транспортные железнодорожные накладные на перевозку грузов N 88 ЭЕ254264, N 83 ЭЕ064292, N 83 ЭД780653, акт оказанных услуг N1002950760/2010014 от 20.01.2010 с перечнем первичных документов к акту, счет-фактура N0000010000001008/0000003115 от 20.01.2010, акт общей формы N 1 от 26.01.2010, подписанный мастером ЗАО «НЛХК» Гаковым П.П., ст. приемосдатчиком Павловой С., дорожную ведомость N 83 ЭД813437, претензию, технические паспорта вагонов N 52336336, N 52301447, N 52233715 с указанием, что собственником вагонов является ОАО «ПГК».

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 9 338 руб. 52 коп. убытков.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статьям 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, нарушенное право субъекта гражданских правоотношений может быть восстановлено путем полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.

Элементами гражданско-правовой ответственности являются противоправный характер поведения лица, причинившего убытки, наличие убытков и их размер, причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявленными требованиями.

Между сторонами возникли правоотношения по оказанию услуг по перевозке, которые регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11.01.2009 между ОАО «Первая грузовая компания» (исполнитель) и ОАО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» (заказчик) заключен договор оперирования N ДД/ФКрс/ОП-ОУМ-25/9, предметом которого являлось регулирование взаимоотношений сторон, связанных с оказанием исполнителем услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых на территории Российской Федерации, а также вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в вагонах исполнителя. Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных договором. Под услугами по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика понимается: предоставление вагонов для участия в процессе перевозки грузов заказчика; обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок груза, признаки которого будут указаны в заявке; диспетчерский контроль за продвижением вагонов по территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1.2 договора, исполнитель обязуется подавать под погрузку на станцию отправления технически исправные и коммерчески пригодные вагоны в соответствии с заявкой, и технически исправные и под первую погрузку коммерчески пригодные вагоны - в случае использования вагонов в перевозке закольцованными маршрутами. Пригодность вагонов в коммерческом отношении определяется по действующим у заказчика требованиям. Вагоны, не соответствующие требованиям коммерческой и/или технической пригодности, являются непригодными. Непригодные вагоны оформляются актами ВУ-23, ВУ-25, ВУ-26 (технические неисправности) и актами общей формы ГУ-23, ГУ-7а (коммерческая непригодность), которые подписываются уполномоченными представителями заказчика (грузоотправителя/грузополучателя) и перевозчика».

Пунктом 8 договора предусмотрен срок его действия с даты подписания и до 31.12.2009, а в части расчетов - до их полого выполнения. Договор распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01 декабря 2008 года. Срок действия договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания действия договора письменно не уведомит другую сторону о своем намерении расторгнуть договор.

03.04.2009 между ОАО «Первая грузовая компания» (исполнитель) и ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (заказчик) заключен договор оперирования N ДД/ФКрс/ОП-ОУМ-74/9, предмет которого - регулирование взаимоотношений сторон, связанных с оказанием исполнителем услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых на территории Российской Федерации, а также вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в вагонах исполнителя. Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных договором. Под услугами по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика понимается: предоставление вагонов для участия в процессе перевозки грузов заказчика; обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок груза, признаки которого будут указаны в заявке; диспетчерский контроль за продвижением вагонов по территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1.2 договора, исполнитель обязуется подавать под погрузку на станцию отправления технически исправные и коммерчески пригодные вагоны в соответствии с заявкой, и технически исправные и под первую погрузку коммерчески пригодные вагоны - в случае использования вагонов в перевозке закольцованными маршрутами. Пригодность вагонов в коммерческом отношении определяется с учетом требований, предъявляемых перевозчиком и соответствующими ГОСТами. Вагоны, не соответствующие требованиям коммерческой и/или технической пригодности, являются непригодными. Непригодные вагоны оформляются актами ВУ-23, ВУ-25, ВУ-26 (технические неисправности) и актами формы ГУ-23, ГУ-7а (коммерческая непригодность), которые подписываются уполномоченными представителями заказчика (грузоотправителя/грузополучателя) и перевозчика».

Пунктом 8 договора предусмотрен срок его действия с даты подписания и до 31.12.2009, а в части расчетов - до их полого выполнения. Срок действия договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания действия договора письменно не уведомит другую сторону о своем намерении расторгнуть договор.

Пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусматривает, что основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (часть 7 статьи 44).

В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.

Из содержания данной нормы Устава следует, что вагоны, контейнеры должны быть очищены в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Статья 20 Устава регулирует отношения между перевозчиком и грузоотправителем по вопросам подачи вагонов, контейнеров под погрузку и не регулирует отношения между перевозчиком и грузополучателем по вопросам очистки вагонов.

Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила) предусмотрено, что после выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) грузополучателем или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом. Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов.

Согласно пункту 8 Правил, при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

Пунктом 12 Правил установлено, что при нарушении требований, предусмотренных в статье 44 Устава, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С указанных лиц в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки, исчисляя с момента подачи вагонов под выгрузку или выставочные железнодорожные пути, а в случае задержки вагонов сверх сроков, предусмотренной статьей 62 Устава, взимается штраф в размерах, предусмотренных статьей 99 Устава.

В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Пунктом 3.1.Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 45 предусмотрено, что акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях).

Согласно п. 11 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 43, при приеме вагонов после выгрузки или слива в случае обнаружения нарушений указанных требований перевозчиком оформляется в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы и в памятке приемосдатчика или в ведомости подачи и уборки вагонов делается запись "не очищен".

В соответствии с п. 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что имеющиеся разногласия или возражения в отношении акта общей формы должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

Как следует из материалов дела, 20 января 2010 года на станцию Лесосибирск со станции Ачинск-2 по накладной NЭЕ254264 прибыли под погрузку ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» порожние вагоны NN52233715, 52301447, 52336336, находящиеся в собственности ОАО «ПГК» (грузоотправитель порожних вагонов).

На станции Лесосибирск ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» (грузоотправитель) от погрузки в неочищенные вагоны отказалось, что подтверждается актом общей формы от 26.01.2010 N1. Из акта общей формы следует, что вагоны NN52233715, 52301447, 52336336 с остатками ранее перевозимого груза и снега по всему периметру вагона по высоте 1 метр, под погрузку не пригодны и выведены на пути станции Лесосибирск.

Ранее, в указанных вагонах в адрес ОАО «РУСАЛ Ачинск» перевозился уголь каменный назначением на ст. Ачинск-2 по накладной NЭЕ064292 (вагон NN52233715, 52301447), накладной NЭД780653 и досылочной ведомости NЭД 813437 (вагон N52336336).

Истец полагает, что в результате нарушения ОАО «РУСАЛ Ачинск» норм Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N46, ОАО «ПГК» как грузоотправитель порожних вагонов, в которых до их перевозки в порожнем состоянии перевозил груз ответчик, понесло убытки в виде оплаты тарифа за пробег порожних вагонов от станции выгрузки груза ОАО «РУСАЛ Ачинск» до станции погрузки ЗАО «Новоенисейский Лесохимический комплекс» в размере 9338,52 руб.

Суд установил, что вагоны 52233715, 52301447, 52336336 по железнодорожным накладным ЭЕ 064292, ЭД780653, досылочной ведомости ЭД 813437 прибыли на станцию Ачинск-2 в адрес ОАО «РУСАЛ Ачинск» с грузом - уголь каменный. Указанные вагоны, на основании заключённого между ОАО «РЖД», ОАО «РУСАЛ Ачинск», ОАО «В-Сибпромтранс» договора N Д2006/0060/Т-2/127 от 01.02.2006 г., были переданы грузополучателю по памяткам приёмосдатчика, и после выгрузки возвращены перевозчику: вагон N 52336336 подан 14.01.10 в 20:30, убран - 16.01.10 в 14:43 (памятка приёмосдатчика N 416); вагоны NN 52233715, 52301447 поданы 16.01.10 в 05:30, убраны - 17.01.10 в 3:33 (памятка приёмосдатчика N 436).

В представляемых памятках приёмосдатчика N 436, 416, ведомостях подачи и уборки вагонов N 719, 174 соответствующих отметок «не очищен» не имеется, также нет сведений о составлении на станции Ачиск-2 актов общей формы по факту неочистки вагонов N 52233715, 52301447, 52336336. Ответчик не подал заявки в ОАО «В-Сибпромтранс» на очистку вагонов.

Спорные вагоны со станции Ачинск-2 были отправлены грузоотправителем - ОАО «ПГК» на ст. Лесосибирск 18.01.2010 г. по накладным NЭЕ064292, ЭД780653 и досылочной ведомости NЭД813437.

На станцию назначения Лесосибирск вагоны прибыли 20.01.2010 г. Согласно отметкам на оборотной стороне накладной в графе: «уведомление грузополучателя о прибытии груза», «выдача оригинала накладной грузополучателю» раскредитование перевозочного документа было произведено также 20.01.2010 г. Вагоны поданы под погрузку на ст. Лесосибирск 26 января 2010 года.

Согласно данным АСУ станции на вагоны 52233715, 52301447, 52336336 памятка приемосдатчика на подачу вагонов оформлена 23.01.2010, на уборку - 27.01.2010

На станции Лесосибирск акт общей формы, свидетельствующий о том, что в вагонах имеется остаток ранее перевозимого груза и снега по всему периметру вагона по высоте 1 метр был составлен только 26.01.2010 г., спустя 6 суток после получения вагона грузополучателем- ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс». Самостоятельно ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» не отказывалось от погрузки в спорные вагоны.

Суд, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и действующего законодательства, пришел к выводу, что истцом не доказана причинно-следственная связь между ущербом и действиями ответчика, а также вина ответчика в наличии у истца убытков, вызванных уплатой ОАО «ПГК» перевозчику (ОАО «РЖД») железнодорожного тарифа за порожний пробег вагонов, в связи с чем требование истца о взыскании убытков, удовлетворению не подлежит.

Ссылка ОАО «ПГК» на статью 44 Устава железнодорожного транспорта РФ не обоснована, так как в статье говорится о праве перевозчика, а него обязанности, не принимать от грузополучателя неочищенные после выгрузки вагоны. Данная статья закрепляет обязанность по очистке или за грузополучателем, или за перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка вагонов. Выгрузка груза из вагонов N 52233715, 52301447, 52336336 обеспечивалась грузополучателем.

Кроме того, пунктом 4 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 предусмотрено, что наличие незначительного количества снега в очищенном вагоне не является признаком его загрязнения.

В соответствии с п. 7 Правил приёма грузов к перевозке ж.д. транспортом, пригодность в коммерческом отношении вагонов (состояние грузовых отсеков, отсутствие внутри вагонов постороннего запаха, других неблагоприятных последствий, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах) определяется грузоотправителем. Таким образом, наличие снега в полувагонах не может служить основанием признания последних непригодными для перевозки в данном случае пиломатериала, с учётом того, что в акте общей формы N 1 от 26.01.2010 г. не указано какое количество снега и ранее перевозимого груза в спорных вагонах находилось. Количество ранее перевозимого груза под слоем снега не представляется возможным установить. Необходимо учитывать, что вагоны прибыли на станцию в зимний период, а подвижной состав относиться к категории полувагонов.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на истца

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья


С.А.Красовская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-17647/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 25 апреля 2011

Поиск в тексте