• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2011 года Дело N А33-2371/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» (ОГРН 1082404001668)

к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Моисеенко И.В. на основании доверенности от 12.01.2011,

от ответчика: Клюева А.И. на основании доверенности от 31.12.2010 N 32,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с жалобой (расцененной как соответствующее заявление) к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.03.2011 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082404001668.

Должностным лицом административного органа на основании приказа руководителя службы от 13.01.2011 N 35-ж проведена внеплановая проверка соблюдения обществом обязательных требований правовых актов, правил предоставления коммунальных услуг, нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами.

В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 19.01.2011 N 52, согласно которому на перекрытии чердачного помещения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Березовский район, с. Бархатово, ул. Школьная, 1, имеется слой песка толщиной от 0,1 до 0,2 м., пароизоляционный и теплоизоляционные слои отсутствуют; трубопроводы вентиляционных стояков системы водоотведения не выведены за пределы кровли в соответствии с нормативными требованиями; на плите перекрытия чердачного помещения имеется наличие снежного покрова в результате неисправности шиферного покрытия кровли.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 24.01.2011 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11 общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Считая вышеназванное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 10.10.2008 N 128-П, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является государственной жилищной инспекцией Красноярского края, осуществляющей контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.

Пунктом 3.3 названного Положения предусмотрено, что к компетенции службы относится осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, в том числе за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно подпункту 3.4 пункта 3 Перечней должностных лиц службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденных приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 11.09.2009 N 182-п, протоколы об административных правонарушениях в области жилищных отношений, предусмотренных, в том числе статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять государственные инспекторы отделов.

Протокол об административном правонарушении от 24.01.2011 составлен государственным инспектором отдела государственного жилищного контроля Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Прудниковым К.П., следовательно, уполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса.

В силу части 2 указанной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.

Постановление по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11 вынесено заместителем руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Веремеинко О.И., следовательно, уполномоченным лицом.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа, в рамках предоставленных им полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и порядке, установленных Законом.

По части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 24.01.2011 обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» вменено административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся, в том числе в нарушении пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила от 13.08.2006 N 491), пунктов 4.6.1.1 и 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правил от 27.09.2003 N 170).

В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения заключается в нарушении правил содержания и ремонта жилого дома.

Пунктом 10 Правил от 13.08.2006 N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Согласно пункту 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 раздела 1 «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются крыши.

Согласно пункту 4.6.1.1. Правил от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

По пункту 4.6.1.2. Правил от 27.09.2003 N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).

Согласно части 1 статьи 64, статьям 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств, полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Аналогичное требование закреплено частью 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, в том числе в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса.

По пункту 1 части 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана, в том числе статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Из содержания указанной нормы следует, что административный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе в отношении заявителя, обязан установить юридическую квалификацию административного правонарушения и определить меру юридической ответственности, выраженную в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11, представленным в материалы дела заявителем, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» на основании постановления прокурора привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами; обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Административным органом представлены суду материалы дела об административном правонарушении, содержащие в том числе постановление по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11.

Согласно тексту постановления, представленного в материалы дела ответчиком, заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На обозрение суду административным органом представлены подлинники обеих постановлений.

В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что текст постановления, представленный в материалы дела заявителем, направлен службой заявителю ошибочно, поскольку содержал опечатки, подлежащие устранению. Текст постановления, представленный административным органом в материалы судебного дела, является надлежащим, именно этим постановлением заявитель привлечен к административной ответственности.

Вместе с тем доказательства направления заявителю указанного текста постановления в материалах дела отсутствуют, административным органом суду не представлены.

Согласно части 1 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

В соответствии с частью 3 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.

Указанное изменение, внесенное в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступило в силу 27.01.2011, то есть до вынесения административным органом оспариваемого постановления, в связи с чем подлежало применению в случае наличия опечаток в его тексте.

Возможность вынесения еще одного постановления о привлечении к административной ответственности при наличии опечаток в первоначально вынесенном постановлении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.

Наличие двух различных по содержанию постановлений, вынесенных за совершение обществом одного правонарушения, свидетельствует о нарушении административным органом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правомерности требований заявителя.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что постановление по делу об административном правонарушении от 31.01.2011 N 22-ж/11, вынесенное Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» не соответствует Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 31.01.2011 N 22-ж/11 по делу об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья


Чурилина Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2371/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 22 апреля 2011

Поиск в тексте