АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2011 года Дело N А33-1415/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (ОГРН 1042441480014/ ИНН 2456009500)

к Краевому государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Назаровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» (ОГРН 1022401588901/ ИНН 2456006041)

о взыскании пени по взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 213935,09 рублей,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тиховой М.С.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Краевому государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Назаровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» (далее по тексту - учреждение) о взыскании пени по взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 213 935,09 рублей, в том числе:

- пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 212 689,76 рублей;

- пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 1 245,33 рублей.

Заявление принято к производству суда. Определением от 02.03.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явились, ответчик известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей сторон.

Налоговый орган в заявлении свои требования подтвердил, указав, что ответчиком не уплачены пени по взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 213 935,09 рублей, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кроме того, налоговый орган обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения с настоящим заявлением. В обоснование заявленного ходатайства налоговым органом указано, что учреждению было предоставлено право на реструктуризацию задолженности, в связи с чем инспекция не могла своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности.

Ответчик в отзыве на заявление указал, что по его мнению налоговым органом пропущен срок на взыскание спорной задолженности.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно справкам о состоянии задолженности учреждения по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.12.2001 у ответчика имеется следующая задолженность:

- 346 628 руб. страховых взносов в Пенсионный фонд и 144 783 руб. пени;

- 1 245 руб. пени по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

18.12.2001 учреждением в налоговый орган подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд в размере 346 628 руб. и пени в размере 53 006 руб. сроком на 5 лет.

19.01.2001 налоговым органом принято решение N33, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию указанной задолженности сроком на 5 лет и равномерную уплату в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности. Указанное решение вручено учреждению 19.12.2001.

В связи с невыполнением ответчиком условий и порядка реструктуризации налоговым органом 28.07.2003 принято решение N 41 о прекращении действия решения от 19.01.2001 N 33. Данное решение вручено ответчику 05.08.2003.

Налоговый орган выставил ответчику требование об уплате налога N 4508 от 10.09.2003, которым предложил в срок до 23.09.2003 уплатить задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, пени и штрафам в общей сумме 311 382 руб.

Поскольку пени по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды до настоящего времени ответчиком в полном объеме не уплачены, налоговый орган 03.02.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения 213 935,09 руб. пени, в том числе:

по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - 212 689,76 руб.,

по взносам в государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 1245,33 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. В силу пунктов 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу ему направляется требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей на момент начисления взыскиваемой пени, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Вышеизложенные правила взыскания сумм налога в соответствии с положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также ко взысканию пени.

Из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение обязанности по уплате налога, пеней путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения (распоряжения) в банк, в котором открыты счета налогоплательщика.

При этом согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога, пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в исключение из общего правила взыскание налога, пеней с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в судебном порядке.

Поскольку ответчик является бюджетным учреждением, у которого отсутствуют открытые расчетные счета, инспекция правомерно обратилась за взысканием спорной задолженности в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании заявления налогоплательщика принято решение N33 от 19.12.2001, которыми ответчику предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд и пени сроком на 5 лет с равномерной уплатой в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации» организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу). В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 порядка и условий проведения реструктуризации, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности. Однако указанным постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса. Согласно пункту 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Таким образом, сроком уплаты задолженности налогоплательщика, в отношении которой прекращено действие реструктуризации, является дата, приходящаяся на день, следующий за днем истечения 30 дней после получения решения об отмене реструктуризации, которая подлежит обязательному указанию в требовании об уплате налога в качестве установленного срока уплаты налога.

С учетом изложенного, после расторжения соглашения о реструктуризации задолженности у налогоплательщика наступает обязанность уплатить задолженность и налоговый орган вправе взыскать задолженность по налогам в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения учреждением решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании.

Как следует из материалов дела, решение N41 о прекращении действия решения от 19.01.2001 о реструктуризации задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд принято налоговым органом 28.07.2003 и вручено ответчику 05.08.2003. Следовательно, предельный срок для выставления требования на взыскание задолженности в Пенсионный фонд - 05.12.2003.

Спорная сумма пени по взносам в Государственный фонд занятости населения образовалась по состоянию на 01.12.2001, решение о реструктуризации данной задолженности не принималось. Таким образом, предельный срок выставления требования на взыскание пени в сумме 1 245,33 руб. - 01.06.2002.

Фактически требование N4508 принято 10.09.2003, срок его исполнения - до 23.09.2003.

Поскольку в рассматриваемый период редакцией пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривался срок для обращения за взысканием в судебном порядке, то следует применять пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28 февраля 2001 года «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному разъяснению арбитражным судам при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам - шесть месяцев с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

В связи с тем, что налоговым органом не выносилось решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, шестимесячный срок на обращение в суд подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Срок исполнения требования N4508 от 10.09.2003 установлен до 23.09.2003. Таким образом, срок на обращение в суд за взысканием задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации истек 23.03.2004.

Совокупный срок, предусмотренный статьями 70, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, на обращение с заявлением о взыскании пени в Государственный фонд занятости населения, начисленных по состоянию на 01.12.2001, также истек.

При таких обстоятельствах, обращение налогового органа с настоящим заявлением 03.02.2011 согласно входящему штампу канцелярии арбитражного суда свидетельствует о пропуске налоговым органом вышеуказанного пресекательного, не подлежащего восстановлению, срока (положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное в пункте 2 статьи 48 Кодекса, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006).

Кроме того, заявителем не представлены суду доказательства наличия у ответчика задолженности по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, на которую начислены взыскиваемые пени.

На основании изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Налоговые органы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Учитывая результат рассмотрения спора, а также то обстоятельство, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю освобождена от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины с заявителя в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Данекина Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка