• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года Дело N А33-87/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 21 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егорова А.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика» (г.Минусинск)

к открытому акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в лице филиала «Минусинская ТЭЦ» (г. Минусинск).

о взыскании неосновательного обогащения.

В судебном заседании присутствуют:

от истца: Раутенберг А.В. - представитель по доверенности от 01.09.2010 (личность удостоверена на основании паспорта), Зимина Е.В. - представитель по доверенности от 11.01.2011 (личность удостоверена на основании паспорта), Пургина Т.П. - представитель по доверенности от 11.01.2011 (личность удостоверена на основании паспорта),

от ответчика: Романова Е.Ф. - представитель по доверенности от 30.07.2010 N 319 (личность удостоверена на основании паспорта), Лех О.Е. - представитель по доверенности N 353 от 26.08.2010. (личность удостоверена на основании паспорта).

при ведении протокола судебного заседания секретарем Заболотниковой Н.Н.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» о взыскании 10 875 165 руб. 41 коп. - неосновательного обогащения.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 19.01.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель истца представил дополнительные письменные пояснения к исковому заявлению, которые содержат следующие доводы:

«Одним из оснований заявленных исковых требований является норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных жилых домов, принятый Решением Минусинской городской Думы от 26.12.2005 года N 13-1 1 5р.

При расчете данного норматива использовалась методика, отличающаяся от Постановления Правительства РФ N306 от 23.05.2006 г.. в связи отсутствием данного нормативного акта на то время.

Норматив потребления, принятый решением Минусинской городской думой 26.12.2005 г. рассчитан исходя из следующего:

Средний объем тепловой энергии фактически поставленной для отопления за 2003-2004 г.г.. площадь всех отапливаемых жилых помещений в г. Минусинске. Исходя из этого было определено, что для отопления 1 кв.м. жилой площади необходимо 0.0214 Гкал в течении отопительного периода длительностью 7.4 месяца.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом МУ «Единый заказчик» N708 от 16.09.2010 г.. письмами администрации г. Минусинска N5445-01-03 от 07.12.2010 г. и N347-01-09 от 28.01.2011 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что решением Минусинской городской Думы от 26.12.2005 года N 13-115-р был рассчитан норматив для расчетов между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в течение отопительного периода 7.4 месяца.

После вступления в действие Постановления Правительства РФ N306 от 23.05.2006 г. норматив потребления тепловой энергии в г. Минусинске не пересчитывался и не изменялся.

Позиция ответчика заключается в необходимости оплаты за поставленную им тепловую энергию по нормативу в течении 12 месяцев, что противоречит фактическим обстоятельствам. Для разрешения названных вопросов был направлен запрос в фонд «Институт экономики города».

В ответе от 20.02.2011 г. разъяснено, что норматив отопления N.. (Гкал на 1 кв.м. в месяц) рассчитывается по формуле 6 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306. как частное от «р..» и произведения (8* * 12). При этом цифра 12 означает, что норматив отопления устанавливается не на отопительный период, а на 12 месяцев. По этому использование норматива отопления, установленного до принятия Правительством постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306 на отопительный период (например 7.4 месяца или 225 дней), в течение всего года (12 месяцев) не соответствует требованиям постановлений Правительства от 23.05.2006 г. N306 и N307, приводит к переплате за отопление, нарушает права граждан. Расчет норматива потребления в соответствии с Постановлением Правительства N306 от 23.05.2006 г. по домам, находящимся в управлении ООО «Служба заказчика», показывает, что при оплате поставленной тепловой энергии в течение 12 месяцев норматив потребления тепловой энергии должен составлять 0,0187984 Гкал/м.кв. в месяц (расчет прилагается).

Ссылка ответчика на письмо администрации г. Минусинска N3023-01-21 от 19.07.2010 г. несостоятельна. В данном письме администрация г. Минусинска разъясняет, что норматив потребления тепловой энергии 0,0214 Гкал/м. кв. в месяц применяется для абонентов, проживающих в многоквартирных жилых домах, в течение всего года, то есть 12 месяцев. Данная позиция администрации полностью соответствует положениям постановления Правительства РФ N307 от 23.05.2006 г.. устанавливающего порядок начисления исполнителем коммунальных услуг (истцом) стоимости коммунальных услуг гражданам и проведение (истцом) ежегодной корректировки по оплате гражданами фактически потребленной тепловой энергии в течение отопительного периода 7.4 месяца, в то время как для расчетов между исполнителем коммунальных услуг (истцом) с ре-сурсоснабжающей организацией (ответчиком) указанный норматив не может применяться в течение 12 месяцев (письмо администрации г. Минусинска N347-01-09 от 28.01.2011 г.). Это объясняется тем, что на момент принятия Минусинской городской Думой норматива потребления тепловой энергии постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306 не существовало, в связи с чем методика расчета норматива потребления тепловой энергии была иной, исходя из срока оплаты за потребленную тепловую энергию в течение 7.4 месяцев (письмо администрации г. Минусинска N5445-01-03 от 07.12.2010 г.). До настоящего времени норматив потребления тепловой энергии не менялся, в соответствии постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306 не рассчитывался».

Представитель ответчика иск не признает, против удовлетворения заявленных требований возражает.

Представитель ответчика представил в материалы дела письменные дополнения к отзыву на исковое заявление, которые содержат следующие доводы:

«Обстоятельства, на которые в подтверждение своей позиции ссылается Истец, основаны на необходимости определения Ответчиком стоимости отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (приборы учета в которых отсутствуют, либо находятся в нерабочем состоянии, либо не допущены к эксплуатации) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Вместе с тем, при определении стоимости отопления за указанный в иске период ООО «Служба заказчика» производит расчет исходя из общей жилой площади дома, в то время как согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N307 (далее по тексту - Правила), и подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется по формуле.

Так, в исковом заявлении при расчете сумм, подлежащих оплате исходя из Правил истец неправомерно занизил площадь обслуживаемых им жилых домов, что противоречит не только смыслу жилищного законодательства, но и требованиям Правил, утв. Постановлением N 307.

Еще одно расхождение позиций Сторон по делу заключается в вопросе определения периода предъявления к оплате по нормативам потребления коммунальных услуг стоимости отопления и горячего водоснабжения в жилых домах, не имеющих приборов учета.

Так, истцом при расчете стоимости отопления применяется период времени равный 7,4 месяца, полагая, что норматив потребления коммунальных услуг 0,0214 Гкал/м, утвержденный Решением Минусинской городской Думы N 13-115р от 26 декабря 2005 года, рассчитан исходя из отопительного периода и, соответственно, должен применяться только в те месяцы, когда отопление было. Однако, указанный норматив рассчитан исходя из 12 (двенадцати) месяцев и предполагает, что оплата за отопление, определенная с применением данного норматива, вносится потребителем равными долями ежемесячно в течение календарного года.

Такой вывод основан на норме пункта 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, в соответствии с которой норматив потребления должен быть определен или рассчитан по формулам согласно приложению. В соответствии с формулами, содержащимися в пунктах 3 и 13 Приложения к указанным Правилам, норматив потребления определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на 12 месяцев.

Более того, сам Истец на протяжении заявленного в иске периода указанный выше норматив (0,0214Гкал/м2) предъявлял населению ежемесячно на протяжении 2008, 2009, 2010 годов.

Согласно того же Решения Минусинского городского Совета депутатов от 26.12.2005г. N13-115р норматив на отопление, применяемый только в течение отопительного периода (7,4 месяца) - 0,0544Гкал/м2, гораздо выше норматива, предъявляемого населению равномерно в течение 12 месяцев в году - 0,0214Гкал/м2.

Таким образом, вывод Общества об определении платы за отопление исходя из количества месяцев отопительного периода (7,4 мес.) является несостоятельным, а его расчет стоимости отопления - ошибочным.

Представленные Истцом Акты приемки товара не имеют юридической силы и не могут являться доказательствами, обосновывающими количество потребленной обслуживаемыми им домами тепловой энергии, поскольку носят односторонний характер - подписаны только представителями Истца.

При определении суммы по настоящему делу Истцом неправомерно указан возврат по потерям, стоимость которых ранее уже Ответчиком была произведена.

Помимо прочего, позиции Сторон дела различны и в отношении размера платы за потребленный Истцом теплоноситель (горячую воду) в жилых домах, оборудованных приборами учета.

Показания приборов учета, установленных в жилых домах, оборудованных узлами учета, включают в себя данные о количестве потребленной тепловой энергии, выраженной в Гкал, и количестве теплоносителя, выраженного в тоннах. При этом стоимость тепловой энергии определяется на основании тарифа, утвержденного РЭК Красноярского края, а стоимость теплоносителя (химически очищенной воды) - на основании себестоимости химически очищенной воды, которая рассчитывается энергоснабжающей организацией и согласовывается с органом местного самоуправления и абонентом в договоре теплоснабжения. Согласно п.6.3 договора на теплоснабжение N9981 между Истцом и Ответчиком стоимость химически очищенной воды устанавливается Энергоснабжающей организацией. П.6.5 договора N9991 сторонами согласовано условие о том, что изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления.

Применяемый ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» тариф как за Гкал, так за 1 тонну теплоносителя один и тот же для всех потребителей: населения, управляющих компаний и т.д., в связи с чем довод Истца относительно отказа от оплаты ХОВ по установленным тарифам является несостоятельным.

Истцом необоснованно при определении подлежащей оплате стоимости тепловой энергии исключены данные приборов учета о количестве Гкал, потребленных жилыми домами, оборудованными узлами учета, в летний период. Расчет стоимости горячего водоснабжения проведен исходя из температуры теплоносителя в 60-75градусов, применяемой при расчете нормативов потребления коммунальных услуг, тогда как фактически температура горячей воды в зимние периоды составляет 90-95 градусов, что фиксируется прибором учета.

Таким образом, расчет стоимости отопления и горячего водоснабжения ответчика противоречит вышеуказанным пунктам Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О теплоснабжении». Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства N 307, а также иным нормативным актам в сфере теплоснабжения».

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01 ноября 2006 года между ОАО «Красноярская генерация» и ООО «Служба заказчика» заключен договор N9991 на теплоснабжение с протоколом урегулирования разногласий и соглашений о внесении изменений в договор от 15.02.2007, от 04.06.2007, от 19.12.2007, от 17.09.2008, от 27.11.2008, от 17.08.2009, от 16.09.2009, от 03.11.2009, от 17.09.2010, от 19.01.2010).

01 октября 2005 года в единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска была внесена запись о создании ОАО «Красноярская генерация» путем реорганизации в форме выделения из ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «Красноярская генерация», «Красноярские магистральные сети», ОАО «Тываэнерго-Холдинг».

Протоколом N 3 внеочередного общего собрания кредиторов ОАО «Красноярская генерация» 18.08.2006 принято решение о реорганизации ОАО «Красноярская генерация» в форме присоединения к ОАО «Хакасская генерирующая компания». ОАО «Хакасская генерирующая компания» переименовано в ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» 21.12.2006 (свидетельство серии 19 N 000641879).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 31.12.2006 N 3967 ОАО «Красноярская генерация» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения 31.12.2006 к ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (свидетельство серия 24 N 004352076).

В соответствии с пунктом 1.2 устава ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» с момента внесения записи о прекращении деятельности ОАО «Красноярская генерация» ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» является правопреемником по всем правам и обязанностям.

Предметом договора N9991 является подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии, а также оплата абонентом принятой энергии, режим ее потребления, на условиях, определяемых договором, обеспечение абонентом условий безопасности эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

В приложении N1 согласован ориентировочный годовой отпуск тепловой энергии, в приложении N3 согласован расчет тепловой энергии на отопление, на горячее водоснабжение, расчет тепловых потерь.

Согласно пункту 3.1.1 энергоснабжающая организация обязалась отпускать тепловую энергию абоненту на объекты, указанные в приложении N3 соответствующего качества и в объемах, установленных договором (приложение N1).

Абонент обязан оплачивать фактическое потребление тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и нормативные потери по трассе, находящейся на его балансе, в сроки, указанные в настоящем договоре (п.4.1.1).

Согласно пункту 5.1 договора учет количества отпущенной тепловой энергии производится по коммерческим приборам учета, установленным в соответствии с установленными нормами и требованиями, на объектах абоненту и допущенные в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организации. При отсутствии коммерческих приборов учета, количество тепловой энергии в горячей воде определяется по приборам учета, установленным на теплоисточниках с последующим распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных потребителей, согласно Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 (раз.N5).

Абонент ежемесячно с 25 по 30 (31) число предоставляет показания по коммерческим приборам учета тепловой энергии, подписанные уполномоченным лицом, в чьем ведении находятся узлы учета. Показания предоставляются в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы теплоносителя (п.5.3).

Расчетным периодом по договору является месяц. Платеж осуществляется абонентом 25 числа каждого текущего месяца в размере 40 % от потребления, рассчитанного энергоснабжающей организацией с учетом данных согласно Приложения N1, платежным поручением на расчетный счет ОАО «Красноярская генерация» по тарифам РЭК. Окончательный расчет до 5 числа месяца, следующего за расчетным за фактически принятое количество тепловой энергии, оплачивается абонентом в акцептном порядке на основании платежного требования, выставляемого энергоснабжающей организацией в банк с выставлением счета-фактуры.

Соглашением от 15.02.2007 изменено в том числе, содержание приложения N1,3.

Соглашением от 17.08.2009 пункт 2.1 принят в следующей редакции: энергоснабжающая организация обеспечивает ориентировочный годовой отпуск тепловой энергии в горячей воде и химически очищенной воды исходя из наличия ресурсов и в соответствии с нагрузками в количестве: тепловая энергия 52397,55 Гкал, химически очищенная вода 251791,30 тн, максимальная присоединенная тепловая нагрузка составляет 15,203144 Гкал/час из них: на отопление 12,965737 Гкал/час при Тн.в. -40 С, на вентиляцию 0 Гкал/час ,при Т.Н.в. -40 С, на горячее водоснабжение 2,140713 (29,98223 Гкал/час (тн/час), тепловые потери 0,096705 Гкал/час на участке по актам разграничения балансовой принадлежности).

Соглашение вступает в силу в части изменения нагрузки на потери в теплосетях с 01.01.2009.

Соглашением от 17.09.2010 в абзац пункта 5.1 добавлены адреса жилых домов, на которых установлены приборы учета: жилой дом ул.Сафьяновых, 14, на вводе в подвальном помещении в 3,5 от внутренней стены.

Соглашениями от 15.02.2007, от 04.06.2007, от 19.12.2007, от 17.09.2008, от 27.11.2008, от 17.08.2009, от 16.09.2009, от 03.11.2009, от 17.09.2010, от 19.01.2010 вносились изменения в пункты 2,1, 9.1 договора.

Истец, ссылаясь на то, что ответчик неправомерно использует методики расчета платы за отопление и горячее водоснабжение, необоснованно предъявил к оплате 10 875 165 руб. за период с декабря 2007 года по ноябрь 2010 года., что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Ответчик иск не признал, пояснил, что расчет произведен в соответствии с законодательством, неосновательного обогащения не возникло. Ответчиком представлен расчет.

К материалам дела приобщены: технический паспорт жилого дома N43 по ул.Абаканская (общая площадь жилого дома составляет 4369, 85 кв. м.), договор на теплоснабжение N9435 от 14.03.2005, заключенный с ИП Чащиным (61,6 кв.м), технический паспорт жилого дома N21 по ул. Народная (общая площадь жилого дома составляет 3134, 68 кв. м.), свидетельство о государственной регистрации права собственности на часть помещения по ул.Народной, 21, пом.77 ИП Ставпивской М.Г. (31,2 кв.м), акта приема-передачи помещений, занимаемых в этом доме СБ РФ (75,2 кв.м), договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом в доме по ул.Народная, 21 Обществом ВОИ (72, 54 кв.м.), договоры на теплоснабжение: N10075 от 30.07.2007 с местной организацией общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) г.Минусинска, договор N10066 от 27.06.2007 заключенный с Ставпивской М.Г., договор N9145 от 06.08.2004 заключенный с Акционерным коммерческим сберегательным банком РФ, договор N9941 от 03.11.2006 заключенный с Тетериным А.А.,технический паспорт жилого дома N19 по ул. Тимирязева общая площадь жилого дома составляет 16652, 4 кв. м. с учетом помещений, занимаемых в этом доме ИП Тетериным А.А. (49, 8 кв.м).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также вследствие неосновательного обогащения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные 60 главой «Неосновательное обогащение», применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Неосновательное обогащение имеет место независимо от действий сопричастных к нему лиц и их воли. Важен объективный результат: наличие неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Содержанием рассматриваемого обязательства являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.

При этом под неосновательным обогащением понимается увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующие в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между открытым акционерным обществом «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» и общество с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика» заключён договор N 9991 на теплоснабжение, к отношениям по которому в силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила, предусмотренные статьями 539 -547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а так же обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Во исполнение обязательств по договору на теплоснабжение N 9991 общество «Енисейская ТГК (ТГК-13)» осуществляло подачу тепловой энергии на объекты, находящиеся в управлении ответчика, определенные приложением к договору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно расчету истца, со ссылкой на п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N307 от 23.05.2006, сумма потребленной тепловой энергии за период с 12.2007 по 30.04.2010 составила 54 319 911 руб. 22 коп., 9 357 204 руб. 18 коп. сумма переплаты. По домам оборудованным приборами учета, за период 2009, 2010 год сумма потребленной тепловой энергии составила 2 583 889 руб. 14 коп., переплата за период декабрь 2007 года - ноябрь 2010 года составила 1 571 961 руб. 23 коп.

Согласно расчету общества «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за период с декабря 2007 года по ноябрь 2010 года стоимость отопления и горячего водоснабжения, потребленных ответчиком, с учетом действующих нормативов и показаний приборов учета, составила: в декабре 2007 года - 2 793 338 руб. 56 коп., январь-декабрь 2008 года 37 046 213 руб. 04 коп., январь-декабрь 2009 года - 38 949 352 руб. 62 коп., январь-ноябрь 2010 года - 34 073 832 руб. 84 коп. Итого на общую сумму 112 862 737 руб. 06 коп.

Расчет ответчика произведен верно, соответствует действующему законодательству, на основании следующего.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно п. 16 Правил N 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В силу п. 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: а) для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил; г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).

Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных отношений допускает учет фактического потребления тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в расчетах между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.

Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 5290/09 от 22.09.2009.

Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В приложении N 2 к Правилам установлено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

P = S x N x T, (1)

o.i i t T

где:

S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в

i многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

N - норматив потребления тепловой энергии на отопление

t (Гкал/кв. м);

T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с

T законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения, каковым является и жилой дом, состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса).

Наряду с этим частью 5 статьи 19 Кодекса установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

При расчете суммы иска, истец указал неверно площадь обслуживаемых им жилых домов, а именно:

по дому N43 ул.Абаканская 4216,3 кв.м. Согласно техническому паспорту жилого дома N43 по ул.Абаканская общая площадь жилого дома составляет 4369, 85 кв. м. С учетом помещения, занимаемого в этом доме индивидуальным предпринимателем Чащиным ( 61,6 кв.м), у которого отдельный договор на теплоснабжение, необходимо учитывать общую площадь дома в размере 4308,25кв.м.;

по дому N 21 ул.Народная 2900,4 кв.м. Согласно техническому паспорту жилого дома N21 по ул. Народная общая площадь жилого дома составляет 3134, 68 кв. м. С учетом помещений, занимаемых в этом доме Сбербанком РФ (75,2 кв.м), обществом ВОИ (72,54 кв.м.), индивидуальным предпринимателем Ставпивской М.Г. (31,2 кв.м), у которых отдельные договоры на теплоснабжение, необходимо учитывать общую площадь дома в размере 2955, 74 кв.м.

по дому N19 ул.Тимирязева 16407, 2 кв.м. Согласно техническому паспорту жилого дома N19 по ул. Тимирязева общая площадь жилого дома составляет 16652, 4 кв. м. С учетом помещений, занимаемых в этом доме индивидуальным предпринимателем Тетериным А.А. (49, 8 кв.м), у которого отдельный договор на теплоснабжение, необходимо учитывать общую площадь дома в размере 16652, 4 кв.м.

Истцом при расчете стоимости тепловой энергии применяется период времени равный 7,4 месяца, полагая, что норматив потребления коммунальных услуг 0,0214 Гкал/м.куб., утвержденный Решением Минусинской городской Думы N13-115р от 26.12.2005 рассчитан исходя из отопительного периода.

Решением Минусинской городской Думы N13-115р от 26.12.2005 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, для центрального отопления - 0,0214 Гкал/м.кв. в месяц.

Отопительный период равный 7,4 месяца в указанном решении не предусмотрен.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальная услуга отопления - это деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации) по поддержанию в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, определенной температуры воздуха. Согласно пункту 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода. В месяцы неотопительного сезона не требуется поддержания в жилых помещениях заданной температуры. Несмотря на то, что фактически жилые помещения отапливаются только в течение отопительного сезона, плата за отопление начисляется равномерно в течение года, поскольку согласно пункту 14 Правил расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг признается календарный месяц.

Согласно формуле 2 (пункт 3) приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306) расчет отопления для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу.

Следовательно, норматив потребления определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на 12 месяцев, то есть принимается во внимание усредненный показатель за год.

Кроме того, как следует из материалов дела, ООО «Служба заказчика» осуществляет начисление за отопление гражданам течение 12 месяцев.

Таким образом, расчет истца исходя из количества месяцев отопительного периода 7,4 неправомерен.

Кроме того, в расчетах истца, представленных в материалы дела, «Начисление с учетом норматива потребления т/энергии за 2010г.» неправомерно без каких-либо оснований указан период - 4,4 месяца по следующим жилым домам: N21, 68, 70, 72 по ул. Народная; N27 по ул. Ботаническая; N54 по ул. Мира; N79 по ул. Октябрьская; N9 по ул. Сафьяновых; N70 по ул. Ленина; N23а. 236 по ул. Абаканская; N109, 111 по ул. Крупская; N2, 4, 6 по пер. Колхозный. В расчетах истца отсутствуют данные о потреблении тепловой энергии жилыми домами N2, 4 по ул. Ванеева; не включен в расчет в 2008г. (с августа) и в 2010г. дом N69 по ул. Октябрьская; в 2009г. без обоснования отопление дом Октябрьская, 69 принято лишь за 4 месяца: отсутствует в расчетах 2008г. дом N5 по ул. Тимирязева; в расчете 2010г. отсутствуют данные по домам N5, 13,17 по ул. Кретова, N17 по ул. Тимирязева, N10 по ул. Ванеева.

В связи с отсутствием Актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в октябре и ноябре 2010 года не учтено потребление тепловой энергии исходя из нормативов потребления жилыми домами, оборудованными приборами учета: N58 по ул. Мира; N14, 15 по ул. Сафьяновых; N11, 13 по ул. Комарова; N43а по ул. Абаканская; N5. 7, 19 по ул. Тимирязева.

Довод истца о том, что ответчик не вправе включать в оплату подогрев воды, ХОВ, отклоняется судом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 4 апреля 1995 года N41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тепловая энергия - товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления).

В письме Федеральной службы по тарифам от 31 августа 2007 года N СН-5083/12 дано разъяснение по вопросу расчетов за химически очищенную воду. В пункте 1 письма сделана ссылка на пункт 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2, в соответствии с которыми расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Поэтому затраты на подготовку подпиточной воды (обессоленной, горячей химочищенной воды) в связи с невозвратом конденсата или химочищенной воды из систем ГВС (горячего водоснабжения) в тарифе на тепловую энергию не должны учитываться. При наличии водоразбора (открытая система теплоснабжения) потребители должны оплачивать расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.

В связи с чем, потребитель должен оплатить и тепловую энергию, и теплоноситель.

Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 "О разъяснении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб.м) приложением N 2 к Правилам N 307 не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м).

Таким образом, в тариф на тепловую энергию включена стоимость исходной химочищенной воды, стоимость затрат на покупку и подготовку подпиточной воды в связи с невозвратом потребителем конденсата из тепловых сетей возлагается на потребителя.

Следовательно, энергоснабжающая организация вправе требовать от абонента оплаты стоимости затрат на покупку и подготовку подпиточной воды в связи с невозвратом потребителем конденсата из тепловых сетей.

Кроме того, заключенный между сторонами договор N9991 на теплоснабжение по своей правовой природе является возмездным договором.

Поэтому абонент должен возмещать затраты энергоснабжающей организации на покупку и подготовку подпиточной воды в связи с невозвратом потребителем конденсата из тепловых сетей.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не доказано того, что имущество ответчика увеличилось за счет имущества истца, а также доказательств того, что ответчик сберег денежные средства, полученные им от истца в виде платы за тепловую энергию. Следовательно, неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Егоров А.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-87/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 21 апреля 2011

Поиск в тексте