АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-3896/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Красноярск,

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» (ИНН 2465000141, ОГРН 1022402468010), г. Красноярск,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора : открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс» (г. Красноярск)

о взыскании штрафа,

при участии в судебном заседании :

от истца: Каменской Е.В., представителя по доверенности от 09.02.2010,

от ответчика: Борзенко Е.В., представителя по доверенности от 20.04.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдеевым К.С.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о взыскании штрафа за задержку вагонов в размере 954 000 руб.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 28.03.2011 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 21.04.2011.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс».

Третье лицо надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в заседание не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие третьего лица.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме, на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

Ответчик исковые требования в заявленном объеме не признает, просит суд применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер штрафа ввиду его явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным судом завершено предварительное судебное заседание и произведен переход к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено определение от 21.04.2011.

Истец возражает против снижения размера штрафа, считает, что основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

20.09.2000 между Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога МПС России» (дорога) и открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N 5, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО «В-Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги, на условиях которого осуществляется обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к 3-му пути станции Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца. Границей подъездного пути является входной светофор «НР» станции Красноярск-Северный, установленный на расстоянии 1 739,5 метров от оси станции Красноярск-Северный. Развернутая длина подъездного пути составляет 176,7 км.

В соответствии с параграфом 3 договора сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 и 7 приемо-отправочных путей станции Красноярск-Северный локомотивом владельца. Возвращенные с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути станции Красноярск-Северный. Передача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути оформляется натурным листом, составленным сдающей стороной и подписываемым уполномоченными представителями дороги и владельца с указанием времени передачи.

Как следует из искового заявления на условиях настоящего договора производится подача вагонов для ОАО «РУСАЛ Красноярск» (параграф 10 договора и приложение N 1 к договору).

Дополнительным соглашением от 15.12.2008 к договору N 5 от 20.09.2000 срок действия указанного договора продлен до 31.12.2011.

Между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «РУСАЛ Красноярск» (контрагент) заключено соглашение N Т-3/71 от 26.02.2004 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что контрагент оплачивает перевозчику согласно статье 39 УЖДТ РФ плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖДТ РФ в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечению технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.

Согласно пункту 4 соглашения в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути.

В соответствии с пунктом 6 соглашения расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и уполномоченным лицом контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом. Величина штрафа определяется в соответствии со статьями 99 и 100 УЖДТ РФ.

В случае непринятия вагонов перевозчиком от владельца по причинам, зависящим от перевозчика, вагоны снимаются с оплачиваемого времени с момента предъявления их к сдаче на путях контрагента. Данные обстоятельства должны быть удостоверены актом общей формы, подписанным перевозчиком и владельцем (пункт 13 соглашения).

Настоящее соглашение действует до окончания срока действия договора N 5 от 20.09.2000 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ОАО «В-Сибпромтранс», примыкающих к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги.

Согласно памяткам приемосдатчика NN 382, 383, 373, 499, 403, 464, 448, 562, 503, 512, 528, 552, 521, 551, 566, 571 на железнодорожные выставочные пути станции Красноярск-Северный владельцу для ОАО «РУСАЛ Красноярск» поданы вагоны. Вагоны, перечисленные в названных памятках, находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением N Т-3/71 от 26.02.2004 и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

На основании вышеназванных памяток приемосдатчика составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 010293, 010294, 010295, 010322, 010323, 010348, 010349, 010354, 010377, 010381, 010408, 010436, 010437, 010438, 010459, в которых за задержку вагонов начислен штраф на общую сумму 954 000 руб.

Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны представителями ОАО «РУСАЛ Красноярск» с разногласиями, о чем составлены акты общей формы NN 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36.

Истцом ответчику направлены уведомления NN 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 о начисленных суммах штрафов по указанным ведомостям подачи и уборки вагонов.

Поскольку ответчиком штраф за задержку вагонов не оплачен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Между Федеральным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога МПС России» (дорога) и открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N 5 от 20.09.2000, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО «В-Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги.

Между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «РУСАЛ Красноярск» (контрагент) заключено соглашение N Т-3/71 от 26.02.2004 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Правоотношения по данным договору и соглашению регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).

Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.

Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).

Статьей 34 Устава предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

В соответствии со статьей 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в п.3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути.

Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем владельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Из смысла статей 62, 99 Устава следует, что ответственность контрагента наступает при наличии факта пользования вагонами по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором. Нарушение указанных сроков влечет наступление ответственности контрагента перед перевозчиком в соответствии со статьями 62, 99 УЖТ РФ. Внесение платы за пользование вагонами, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава, не является основанием освобождения от ответственности за нарушение сроков пользования вагонами.

Как следует из материалов дела, согласно памяткам приемосдатчика NN 382, 383, 373, 499, 403, 464, 448, 562, 503, 512, 528, 552, 521, 551, 566, 571 на железнодорожные выставочные пути станции Красноярск-Северный владельцу для ОАО «РУСАЛ Красноярск» поданы вагоны. Вагоны, перечисленные в названных памятках, находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением N Т-3/71 от 26.02.2004 и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

На основании вышеназванных памяток приемосдатчика составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 010293, 010294, 010295, 010322, 010323, 010348, 010349, 010354, 010377, 010381, 010408, 010436, 010437, 010438, 010459, в которых за задержку вагонов начислен штраф на общую сумму 954 000 руб.

Поскольку сведения, содержащиеся в памятках и ведомостях являются достаточными для установления как оснований начисления штрафа за задержку вагонов, так и для расчета размера штрафа, то, арбитражный суд, проверив представленный истцом, расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также договора N Т-3/71 от 26.02.2004.

Истцом ответчику направлялись уведомления о начисленной сумме штрафа NN 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. Доказательств уплаты штрафа суду не представлено.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных условиями договора и частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 954 000 руб. заявлено обоснованно.