АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-2613/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярс

ка

к индивидуальному предпринимателю Таюрскому Виктору Викторовичу (ИНН 245200064964, ОГРН 304245226100076)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Домаркас Д.А. на основании доверенности от 12.12.2010,

индивидуального предпринимателя Таюрского Виктора Викторовича,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Таюрского Виктора Викторовича (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Таюрский В.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.03.2011 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Индивидуальный предприниматель Таюрский В.В. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245226100076.

Налоговым органом совместно со старшим инспектором ОБПСПРИАЗ ОМ N 2 УВД по г. Красноярску 23.12.2010 проведена проверка индивидуального предпринимателя Таюрского В.В. в магазине «Профи инструмент», расположенном по адресу: г. Красноярск, Ладо Кецховели, 35, в котором индивидуальный предприниматель Таюрский В.В. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании договора аренды N 1 от 11.08.2010.

В ходе проверки установлено следующее.

При продаже покупателю - старшему инспектору ОБПСПРИАЗ отдела милиции N 2 УВД по г. Красноярску Бабинцеву Р.А. инфракрасного нагревателя на сжиженном газе «Космо» по цене 1500 руб. старший продавец магазина «Профи инструмент» Дерендяев В.А. выдал вместе с нагревателем, сдачей, чеком контрольно-кассовой техники, соглашением к договору купли-продажи N 028986 купон, содержащий на лицевой стороне информацию о проводимом в сети магазинов «Профи инструмент» новогоднем розыгрыше призов, который состоится 25.12.2010 в 14 часов 00 мин. по адресу ул. Ладо Кецховели, 35 возле магазина.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.12.2010, протокол изъятия вещей и документов от 23.12.2010 N 4л, протокол проверки предприятия торговли (сферы услуг) от 23.12.2010, протокол допроса свидетеля от 21.02.2011.

Усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя Таюрского В.В. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 22.02.2011 N 4л, зафиксировавший факт проведения стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Частью 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

По части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно пункту 84 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» предусмотрено, что контроль за проведением лотерей осуществляется, в том числе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1.8. и 5.12. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей.

Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, установлено, что протоколы об административном правонарушении в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам в городах вправе составлять, в том числе заместитель начальника отдела.

Протокол об административном правонарушении от 22.02.2011 N 4л составлен заместителем начальника отдела оперативного контроля Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска Иконниковым Д.А., следовательно уполномоченным лицом.

Согласно статье 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

По статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей

В примечании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дано понятие должностного лица, при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения выражается в проведении лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту - Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ), устанавливающий также обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Проведение лотереи это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает, в том числе в случае, если в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

При этом уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.

По пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей; порядок и сроки получения выигрышей; порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Таким образом, для квалификации действий по проведению стимулирующей лотереи по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан доказать, что предприниматель провел стимулирующую лотерею без направления в установленном порядке уведомления в уполномоченный орган.

По протоколу об административном правонарушении от 22.02.2011 N 4л уведомление в уполномоченный орган о проведении стимулирующей лотереи с приложением необходимых документов индивидуальным предпринимателем Таюрским В.В. не направлялось.

Согласно купону на новогодний розыгрыш, выдаваемому покупателям вместе с кассовым чеком, информационным листам, содержащим сведения о проводимой акции, местах нахождения магазинов «Профи инструмент», условиях участия в акции (розыгрыше призов), подлежал проведению новогодний розыгрыш 25.12.2010 в 14 часов возле магазина по адресу: г. Красноярск, ул. Л. Кецховели, 36.

Организаторами акции предусмотрена развлекательная программа, включающая два этапа: 1-ый розыгрыш среди всех присутствующих и 2-ой - розыгрыш среди покупателей, купивших в сети магазинов «Профи инструмент» с 03.12.2010 по 25.12.2010 товар на сумму от 1000 руб. и имеющих при себе кассовый чек или купон.

Как следует из материалов дела (в том числе протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.12.2010 и приложений к нему, протокола изъятия от 23.12.2010 N 4л, протокола проверки предприятия торговли (сферы услуг) от 23.12.2010, копии кассового чека, соглашения к договору купли-продажи N 028986, информационного листа, купона новогоднего розыгрыша призов, объяснительной участника лотереи Бабинцева Р.А. от 23.12.2010, объяснительной индивидуального предпринимателя Таюрского В.В. от 15.02.2011, протокола допроса свидетеля от 21.02.2011, протокола об административном правонарушении от 22.02.2011) индивидуальным предпринимателем Таюрским В.В. 25.12.2010 в 14 часов по адресу ул. Ладо Кецховели, 35 возле магазина проведена стимулирующая лотерея (розыгрыш призов).

Следовательно, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов с учетом пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ должно быть направлено предпринимателем в соответствующий уполномоченный орган не позднее 05.12.2010.

Вместе с тем уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением необходимых документов в соответствующий уполномоченный орган индивидуальным предпринимателем Таюрским В.В. не направлено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Факт проведения предпринимателем лотереи без направления в установленном порядке уведомления подтверждается материалами дела (в том числе протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.12.2010, протоколом проверки предприятия торговли (сферы услуг), протоколом об административном правонарушении от 22.02.2011, объяснительной индивидуального предпринимателя Таюрского В.В. от 15.02.2011).

При указанных обстоятельствах, вышеуказанные действия (бездействие) ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт ненаправления уведомления о проведении стимулирующей лотереи предприниматель не отрицает, полагая, что в данном случае такое уведомление не должно направляться, поскольку проводилась не стимулирующая лотерея, а рекламная акция: среди участников розыгрыша не имелось проигравших, все присутствующие участники получили призы разной ценности (товары, утешительные призы, чай и бутерброды, музыкальное сопровождение); были проведены соревнования по мастерству использования инструмента.

Указанный довод рассмотрен судом и отклонен, как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным материалами дела.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из содержания приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя Таюрского В.В. предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от предпринимателя не зависящих.

Вместе с тем доказательства, подтверждающие своевременное принятие необходимых мер по соблюдению вышеуказанных лицензионных требований и условий, в том числе по получению лицензии на оказание медицинской деятельности, в материалы дела предпринимателем не представлены.

Факт наличия вины в действиях индивидуального предпринимателя Таюрского В.В. установлен судом, подтверждается материалами дела.

Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.