• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года Дело N А33-759/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 37» (ОГРН 1022402300293)

к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску

об оспаривании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Марченко Л.А. на основании выписки из приказа N 89 от 18.10.1996,

от ответчика: Данилова А.А. на основании доверенности от 06.01.2011 N 13-5-56,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 37» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску об оспаривании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.02.2011 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 37» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402300293.

Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 29.09.2010 N 2561 главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. в период с 05.10.2010 по 18.10.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности в его зданиях и помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 48.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 18.10.2010 N 2561, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности, учреждению выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4.

В соответствии с пунктом 2561/1/1 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 ширина имеющихся эвакуационных выходов из помещений менее 1,2 м. (музыкального зала; второго выхода из старшей группы; из средней группы; из младшей группы; запасных эвакуационных выходов; вторых дверей центрального эвакуационного выхода; из общего коридора к запасным эвакуационным выходам), что не соответствует пункту 6.16 СНиПа СНиПа 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее по тексту - СНиП 21-01-97).

Согласно пункту 2561/1/2 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 отсутствуют вторые эвакуационные выходы высотой не менее 1,9 м. и шириной не менее 1,2 м. из помещений (помещений средней группы; музыкального зала, физкультурного зала, спальни и группового помещения подготовительной группы, помещения младшей группы), что является нарушением пунктов 6.12 и 6.16 СНиПа 21-01-97.

По пункту 2561/1/3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 не обеспечены эвакуационным (аварийным) освещением проходные помещения: коридоры, фойе, служащие для эвакуации, что не соответствует пункту 4.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», одобренного и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве Постановлением Госстроя России от 26.10.2003 N 194 (далее по тексту - СП 31-110-2003).

Пунктом 2561/1/4 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 предусмотрено, что отдельностоящее здание склада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в зависимости от категории, что является нарушением пункта 4 «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией») (далее по тексту- НПБ 110-03).

Полагая, что предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы учреждения, незаконно возлагают на него обязанности по устранению указанных в предписании нарушений, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4.

Оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 01.04.2012 устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно пунктов 6.12 и 6.16 СНиПа 21-01-97, пункта 4.3 СП 31-110-2003 и пункта 4 НПБ 110-03.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями; давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 (далее по тексту - Положения от 21.12.2004 N 820), в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения, в том числе организациями требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктом 3 пункта 3 Положения от 21.12.2004 N 820 установлено, что к органам государственного пожарного надзора относятся, в том числе структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 8 Положения от 21.12.2004 N 820 осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе, в том числе государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Подпунктами 1, 2 и 5 пункта 9 Положения от 21.12.2004 N 820 предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе организациями; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 (далее по тексту - Административный регламент), государственный пожарный надзор осуществляют структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Исходя из пункта 20, подпункта 1 пункта 70 Административного регламента в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Новашовым В.В. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в здании учреждения, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 48, принадлежащем учреждению на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 03.08.2010 серия 24 ЕЗ N 700159, распоряжение администрации г. Красноярска от 16.08.2007 N 2133-недв. «О закреплении объектов недвижимости за МДОУ детским садом N 37 на праве оперативного управления», акт приема-передачи от 22.08.2007).

Указанная проверка проведена в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по надзору 29.09.2010 N 2561 государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Новашовым В.В., указанным в данном распоряжении, на основании перспективного пятилетнего плана плановых проверок на 2010-2014 годы Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в установленный законом срок (в период с 05.10.2010 по 18.10.2010).

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 18.10.2010 N 2561, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Указанный акт соответствует требованиям, установленным в статье 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

На основании акта проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Новашовым В.В. учреждению выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о соблюдении государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Новашовым В.В. законодательно установленного порядка проведения проверки.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

Таким образом, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно материалам дела (в том числе свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 03.08.2010 серия 24 ЕЗ N 700159, распоряжению администрации г. Красноярска от 16.08.2007 N 2133-недв. «О закреплении объектов недвижимости за МДОУ детским садом N 37 на праве оперативного управления», акту приема-передачи от 22.08.2007) нежилое 1- этажное здание, общей площадью 834,2 кв.м. (лит. А, А1, А2) зарегистрировано за заявителем на праве оперативного управления.

Следовательно, заявитель, как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Административным органом при проведении проверки здания и помещений заявителя выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4.

В соответствии с оспариваемым предписанием в здании детского сада ширина имеющихся эвакуационных выходов из помещений менее 1,2 м., в том числе из музыкального зала; второго выхода из старшей группы; из средней группы; из младшей группы; запасных эвакуационных выходов; вторых дверей центрального эвакуационного выхода; из общего коридора к запасным эвакуационным выходам; отсутствуют вторые эвакуационные выхода высотой не менее 1,9 м. и шириной не менее 1,2 м. из помещений средней группы; музыкального зала, физкультурного зала, спальни и группового помещения подготовительной группы, помещения младшей группы; не обеспечены эвакуационным (аварийным) освещением проходные помещения: коридоры, фойе, служащие для эвакуации; отдельностоящее здание склада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в зависимости от категории.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технические регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, установлены ППБ 01-03.

В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

По пункту 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 6.12 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

В силу пункта 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.

В соответствии с пунктом 4.3 СП 31-110-2003 эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать, в том числе в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там.

Согласно пункту 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности и лестничных клеток.

Наличие вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности учреждением не оспаривается.

При этом заявитель ссылается на отсутствие у него обязанности по исполнению оспариваемых пунктов, поскольку требования пожарной безопасности, указанные в пунктах предписания, основаны на нормативных актах, которые:

- не подлежат применению, так как официально не опубликованы;

- не имеют регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

- не наделены обратной силой в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до принятия строительных норм и правил;

- регулируют отношения, возникающие в процессе проектирования, строительства, реконструкции и изменения функционального назначения здания.

Заявитель полагает, что у него отсутствует объективная возможность обеспечить соблюдение выявленных административным органом нарушений, так как здание детского сада построено в 1950 году (что подтверждается техническим паспортом на здание); в 1982 году проведен капитальный ремонт здания детского сада, здание приведено в соответствие с действующими на период 1981 и 1982 годов нормативными документами по пожарной безопасности. По мнению заявителя, поскольку здание было введено в эксплуатацию, оно соответствовало всем требованиям, в том числе требованиям пожарной безопасности, требования строительных норм и правил, указанных в предписании, применению не подлежат, положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, исходя из пункта 4 статьи 4, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, не распространяются.

Указанные доводы заявителя рассмотрены судом и отклонены на основании следующего.

Исходя из части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона распространяются, в том числе на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, если дальнейшая эксплуатация зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара; лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального Закона.

При этом Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям.

Суд считает, что требования оспариваемого предписания касаются безопасности эксплуатации здания, что соответствует цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Из положений СНиП 21-01-97 следует, что в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно -техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

Следовательно, положения СНиПа 21-01-97 обязательны для исполнения учреждением в процессе эксплуатации здания.

В связи с чем довод заявителя о возможности применения указанных в предписании актов только при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений, также отклоняется арбитражным судом.

Строительство здания детского сада до введения в действие указанных Правил и СНиПов (в 1950 году) не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и принимать меры, направленные на приведение здания школы в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Ссылку заявителя о невозможности применения СНиПа 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78», суд полагает несостоятельной, так как нарушений требований указанного нормативного документа в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 административным органом в ходе проведения проверки не установлено.

Заявитель полагает, что с учетом проектной планировки здания и в соответствии с требованиями пожарной безопасности в образовательном учреждении максимально созданы условия для безопасного пребывания работников и всех участников образовательного процесса; в учреждении осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности: имеются должностные лица, ответственные за пожарную безопасность, декларация пожарной безопасности, соответствующие инструкции, в том числе инструкция по пожарной безопасности N 14, журналы, программы, план эвакуации и действия на случай пожара в учреждении, первичные средства пожаротушения; проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, практическая обработка планов эвакуации в учреждении, установлены двери металлические противопожарные. По мнению заявителя, об отсутствии угрозы для жизни или здоровью людей свидетельствует осуществление образовательной деятельности в безопасных условиях в течение длительного времени.

Вместе с тем, принятые меры по соблюдению требований пожарной безопасности, и указанные доводы заявителя, не являются доказательством отсутствия угрозы жизни и здоровья людей, не освобождают заявителя от необходимости соблюдения других требований, установленных правилами пожарной безопасности в здании и в помещениях образовательного учреждения, в которых находятся и обучаются дети, а также трудятся педагоги.

Представленные в материалы дела, в том числе приказы от 01.09.2010 N 11 «О противопожарном режиме в учреждении», от 01.09.2010 N 12 «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность», от 01.09.2010 N 14 «О создании добровольного пожарного формирования», инструкция по пожарной безопасности в МДОУ N 37, журнал учета противопожарного инструктажа на рабочем месте, план мероприятий по противопожарной безопасности МДОУ N 37 на учебный год, журнал учета средств пожаротушения учреждения, журнал регистрации работ по техническому обслуживанию ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, договор на техническое обслуживание автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 01.01.2011, акт экспертизы технического состояния от 12.08.2010, акт технического осмотра и приемки пожарного гидранта от 19.08.2010, технический отчет N 069 от 24.03.2010, технический отчет измерения сопротивления изоляции, металлической связи и тока однофазного короткого замыкания, приемосдаточный акт от 16.04.2009 N 04, пожарно-технический минимум для работников, акт результатов проведения практической обработки планов эвакуации от 14.03.2008, от 06.10.2008, от 12.01.2009, от 19.02.2009, от 10.04.2009, от 04.09.2009, от 02.12.2009, от 03.03.2010, от 09.06.2010, от 14.09.2010, от 14.12.2010, заключения экспертной организации, документация по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, документация по техническому обслуживанию установок пожарной сигнализации, программы вводного инструктажа, первичного по охране труда на рабочем месте, акты о проведении технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов от 13.12.2010, от 15.06.2010, инструкция по пожарной безопасности N 14 не свидетельствуют об отсутствии угрозы жизни и здоровья людей, а также об отсутствии выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Довод заявителя о невозможности исполнения пунктов 2561/1/1 и 2561/1/2 оспариваемого предписания в связи с тем, что изменение проектной документации, расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и блочных зданий запрещено действующим законодательством, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Положение пункта 2.1.21 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, введенных в действие Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, устанавливает, что в зданиях детских учреждений запрещается производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил (подпункт «а»).

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 8 указанного закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара была возможна эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (пункт 4).

Согласно статье 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

С учетом изложенного, вышеуказанные нормы не содержат запрета на приведение здания в соответствие с действующими правилами пожарной безопасности.

Довод заявителя об отсутствии официального опубликования СНиПа 21-01-97 и СП 31-110-2003 судом не принимается на основании следующего.

В соответствии с абзацем 7 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Министерства юстиции России давать разъяснения о применении указанных Правил.

Пунктом 15 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.

С учетом изложенного, требования предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 являются обоснованными.

Кроме того, доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что орган пожарного надзора доказал правомерность и обоснованность вынесения оспариваемого предписания, основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству; права и законные интересы заявителя не нарушает.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.

Определениями от 22.02.2011 муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад N 37» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по заявлению об оспаривании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 и заявлению о принятии обеспечительных мер до принятия решения по настоящему делу.

Учитывая изложенное, с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 37» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение заявления об оспаривании предписания от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 и государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад N 37» в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 18.10.2010 N 2561/1/1-4 по устранению нарушений требований пожарной безопасности государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Новашова В.В.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технические регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиПу 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», нормам пожарной безопасности «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 37» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании предписания.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 37» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья


Чурилина Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-759/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 21 апреля 2011

Поиск в тексте