• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2011 года Дело N А33-3167/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (ИНН 2466132221, ОГРН 10524600

78692)

к Региональной энергетической комиссии Красноярского края

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 21.02.2011

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Румянцева В.А. на основании доверенности от 17.01.2011 N 10,

от ответчика: Сутыриной Л.А. на основании доверенности от 23.08.2010 N 1-2012/3

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (далее - заявитель, общество «Красноярскэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - ответчик, РЭК) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 21.02.2011.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество «Красноярскэнергосбыт» заключило с обществом с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее - ООО «КРЭК») договор на продажу тепловой энергии от 01.07.2010 N 1-07А/10.

Дополнительным соглашением N 5а от 29.10.2010 в договор внесены изменения. Согласно пункту 2.6 договора (в редакции дополнительного соглашения N 5а от 29.09.2010) общество «Красноярскэнергосбыт» (агент) выставляет от своего имени платежные документы для оплаты потребленной тепловой энергии, холодной воды, приема и очистки сточных вод абонентами (физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир) принципала. В соответствии с пунктом 3.1 и 3.3 договора принципал оплачивает агенту ежемесячное агентское вознаграждение.

На основании указанного договора ОАО «Красноярскэнергосбыт» выставило платежные документы (счет-квитанция за сентябрь 2010 года, за октябрь 2010 года) на оплату потребленной тепловой энергии Гердт Владимиру Яковлевичу, проживающему по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с. Высотино, ул. Молодежная, д. 8, кв. 2, в том числе за сентябрь - октябрь 2010 года. Согласно акту сверки расчетов по отоплению от 17.01.2011 N 181002136010-20110117 оплата по указанным счетам - квитанциям не производилась.

Согласно объяснению генерального директора общества «Красноярскэнергосбыт» О.В. Дьяченко (письмо от 17.01.2010 N 07-30) жилой дом N 8, расположенный по адресу ул. Молодежная в с. Высотино Сухобузимского района, является одноэтажным строением, без центральной канализации, с водопроводом и септиком, находится на территории Сухобузимского Восточного коммунального комплекса. В квартире N 2 указанного дома проживает абонент Гердт В.Я., всего в квартире зарегистрировано 3 человека, расчет начислений за отопление за период сентябрь - октябрь 2010 года производился по тарифам, установленным приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края в размере 1563,15 руб. (без НДС).

Тарифы в размере 1563,15 руб. (без НДС) для потребителей ООО «КРЭК», расположенных в Сухобузимском районе Красноярского края в зоне СЦТ N 12 «Сухобузимский район, ВКК» установлены приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.09.2010 N 54-п (далее - Приказ).

Согласно пунктам 2 и 3 Приказа он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и подлежит опубликованию в краевой государственной газете «Наш Красноярский край». Приказ опубликован в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» 22.10.2010 и, соответственно, вступил в силу 02.11.2010. Следовательно, тарифы, установленные Приказом, распространяются на отношения, возникшие с момента вступления Приказа в законную силу, и подлежат применению в расчетах с потребителями (абонентами) ООО «КРЭК» только с 02.11.2010.

Согласно объяснению генерального директора общества «Красноярскэнергосбыт» О.В. Дьяченко (письмо от 17.01.2010 N 07-30) и представленным платежным документам (счета-квитанции за сентябрь и октябрь 2010 года), общество «Красноярскэнергосбыт» от своего имени предъявило к оплате за отопление за сентябрь-октябрь 2010 года гражданину Гердту В.Я. суммы: 4402,32 руб. за сентябрь 2010 года и 4402,32 руб. за октябрь 2010 года с применением тарифов на тепловую энергию в горячей воде в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом, не вступившим в законную силу. При этом общество «Красноярскэнергосбыт» руководствовалось письмом ООО «КРЭК» без даты и номера, полученным обществом 05.10.2010, согласно которому направляемые тарифы подлежат применению в расчетах с абонентами Сухобузимского района с 01.09.2010.

Таким образом, общество «Красноярскэнергосбыт» в месте своего нахождения от своего имени и за счет принципала (ООО «КРЭК») предъявило к оплате гражданину Гердту В.Я. 01.10.2010 за отопление за сентябрь 2010 года счет-квитанцию на сумму 4402,32 руб. и за октябрь 2010 года 01.11.2010 счет-квитанцию на сумму 4402,32 руб. с применением тарифов на тепловую энергию в горячей воде в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом, но до вступления Приказа в законную силу, и применило тариф к отношениям, возникшим до вступления Приказа в законную силу, тем самым придало Приказу обратную силу в нарушение пункта 2 Приказа и пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 07.02.2011, составленном заместителем председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А.

Постановлением о назначении административного наказания от 21.02.2011, вынесенным временно замещающим должность председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А., общество «Красноярскэнергосбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 21.02.2011, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5 и статьей 19.7_1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 23.51 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, их заместители;

3) руководители органов, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Согласно пункту 1.1 Положения N 216-п Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи края осуществляет 1) нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов); 2) государственный контроль в сфере электроэнергетики.

Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» рассмотрено руководителем РЭК - временно замещающим должность председателя РЭК, заместителем председателя РЭК Ананьевым А.А. на основании распоряжения Губернатора Красноярского края от 10.02.2011 N 40-рг., то есть уполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно должностному регламенту заместителя председателя региональной энергетической комиссии Красноярского края, к полномочиям указанного должностного лица относится составление протоколов об административных правонарушениях в рамках компетенции РЭК в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 07.02.2011 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 07.02.2011 составлен в отсутствие законного представителя общества «Красноярскэнергосбыт», надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (письмо РЭК от 04.02.2011 N 1-153/3), содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление от 21.02.2011 по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя заявителя - генерального директора общества «Красноярскэнергосбыт» О.В. Дьяченко, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (письмо от 09.02.2011 N 1-195/3, полученное 09.02.2011).

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

На территории Красноярского края таким уполномоченным органом является Региональная энергетическая комиссия Красноярского края на основании Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п (далее - Положение о РЭК).

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила) решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

Как следует из материалов дела, в рамках указанных норм Федерального закона N 41-ФЗ и Правил ответчик Приказом установила тарифы на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» по системам централизованного теплоснабжения (далее - СЦТ) с N 8 по N 15, в том числе для потребителей Сухобузимского района Красноярского края (СЦТ N 11 - N 14).

В пунктах 2 и 3 Приказа от 17.09.2010 N 54-п РЭК установила, что Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и подлежит опубликованию в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», что соответствует пункту 25 Правил.

Приказ опубликован в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» 22.10.2010 и соответственно вступил в силу 02.11.2010.

Следовательно, тарифы, установленные Приказом, распространяются на отношения, возникшие с момента вступления Приказа в законную силу, и подлежат применению в расчетах с потребителями (абонентами) ООО «КРЭК» только с 02.11.2010.

Материалами дела установлено, что гражданину Гердту В.Я. была предъявлена к оплате за отопление за сентябрь 2010 года и за октябрь 2010 года 01.11.2010 стоимость поставленной тепловой энергии с применением тарифов в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом от 17.09.2010 N 54-п, то есть указанный тариф был применен к отношениям, возникшим до вступления Приказа в законную силу.

Таким образом, Приказу была придана обратная сила, что является нарушением пункта 2 Приказа и пункта 25 Правил. Следовательно, обществом «Красноярскэнергосбыт» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Довод ОАО «Красноярскэнергосбыт» о том, что оно не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП, со ссылкой на постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2008 N Ф09-2577/08-С1 является несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии с пунктом 1.2 агентского договора N 1-07А/10, на который ссылается заявитель, в редакции дополнительного соглашения N 5а от 29.09.2010, принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить от своего имени, но за счет принципала комплекс юридических и фактических действий, связанных с продажей физическим лицам, проживающим в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир, тепловой энергии в горячей воде.

Согласно пункту 2.6 договора (в редакции дополнительного соглашения N 5а от 29.09.2010) общество «Красноярскэнергосбыт» (агент) выставляет от своего имени платежные документы для оплаты потребленной тепловой энергии, холодной воды, приема и очистки сточных вод абонентами (физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир) принципала.

Согласно пункту 2.7 договора общество «Красноярскэнергосбыт» осуществляет сбор денежных средств за текущее потребление, взыскание дебиторской задолженности всеми способами, предусмотренными условиями действующих договоров на теплоснабжение и законодательства РФ, в том числе в судебном порядке.

Пунктом 2.3.19 договора предусмотрено, что агент (общество «Красноярскэнергосбыт») обеспечивает поступление денежных средств от потребителей тепловой энергии физических лиц, проживающих в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир, непосредственно на расчетный счет агента. В выставленных счетах-квитанциях для оплаты указан расчетный счет ОАО «Красноярскэнергосбыт», ссылка на агентский договор с ООО «КРЭК» и предупреждение об ограничении подачи коммунальных услуг в случае неоплаты данных счетов-квитанций.

Гр. Гердт В.Я., согласно материалам дела, проживает в частном доме, состоящем из двух и более квартир.

Таким образом, согласно агентскому договору обязанным по сделке становится агент, т.е. общество «Красноярскэнергосбыт».

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приказ от 17.09.2010 N 54-п принят уполномоченным органом - Региональной энергетической комиссией - в пределах представленных ей полномочий, опубликован в установленном порядке, не признан недействующим, в связи с чем является обязательным для исполнения всеми субъектами, которым он адресован, в т.ч. обществом «Красноярскэнергосбыт» и ресурсоснабжающий организацией ООО «КРЭК». Нарушение требований указанного нормативного акта влечет установленную законом ответственность.

При таких обстоятельствах в действиях ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказанным.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях ОАО «Красноярскэнергосбыт» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 21 февраля 2011 г является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края о назначении наказания от 21 февраля 2011 г о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Раздобреева И.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-3167/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 22 апреля 2011

Поиск в тексте