АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2011 года Дело N А33-3167/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (ИНН 2466132221, ОГРН 10524600

78692)

к Региональной энергетической комиссии Красноярского края

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 21.02.2011

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Румянцева В.А. на основании доверенности от 17.01.2011 N 10,

от ответчика: Сутыриной Л.А. на основании доверенности от 23.08.2010 N 1-2012/3

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (далее - заявитель, общество «Красноярскэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - ответчик, РЭК) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 21.02.2011.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество «Красноярскэнергосбыт» заключило с обществом с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее - ООО «КРЭК») договор на продажу тепловой энергии от 01.07.2010 N 1-07А/10.

Дополнительным соглашением N 5а от 29.10.2010 в договор внесены изменения. Согласно пункту 2.6 договора (в редакции дополнительного соглашения N 5а от 29.09.2010) общество «Красноярскэнергосбыт» (агент) выставляет от своего имени платежные документы для оплаты потребленной тепловой энергии, холодной воды, приема и очистки сточных вод абонентами (физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир) принципала. В соответствии с пунктом 3.1 и 3.3 договора принципал оплачивает агенту ежемесячное агентское вознаграждение.

На основании указанного договора ОАО «Красноярскэнергосбыт» выставило платежные документы (счет-квитанция за сентябрь 2010 года, за октябрь 2010 года) на оплату потребленной тепловой энергии Гердт Владимиру Яковлевичу, проживающему по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с. Высотино, ул. Молодежная, д. 8, кв. 2, в том числе за сентябрь - октябрь 2010 года. Согласно акту сверки расчетов по отоплению от 17.01.2011 N 181002136010-20110117 оплата по указанным счетам - квитанциям не производилась.

Согласно объяснению генерального директора общества «Красноярскэнергосбыт» О.В. Дьяченко (письмо от 17.01.2010 N 07-30) жилой дом N 8, расположенный по адресу ул. Молодежная в с. Высотино Сухобузимского района, является одноэтажным строением, без центральной канализации, с водопроводом и септиком, находится на территории Сухобузимского Восточного коммунального комплекса. В квартире N 2 указанного дома проживает абонент Гердт В.Я., всего в квартире зарегистрировано 3 человека, расчет начислений за отопление за период сентябрь - октябрь 2010 года производился по тарифам, установленным приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края в размере 1563,15 руб. (без НДС).

Тарифы в размере 1563,15 руб. (без НДС) для потребителей ООО «КРЭК», расположенных в Сухобузимском районе Красноярского края в зоне СЦТ N 12 «Сухобузимский район, ВКК» установлены приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.09.2010 N 54-п (далее - Приказ).

Согласно пунктам 2 и 3 Приказа он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и подлежит опубликованию в краевой государственной газете «Наш Красноярский край». Приказ опубликован в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» 22.10.2010 и, соответственно, вступил в силу 02.11.2010. Следовательно, тарифы, установленные Приказом, распространяются на отношения, возникшие с момента вступления Приказа в законную силу, и подлежат применению в расчетах с потребителями (абонентами) ООО «КРЭК» только с 02.11.2010.

Согласно объяснению генерального директора общества «Красноярскэнергосбыт» О.В. Дьяченко (письмо от 17.01.2010 N 07-30) и представленным платежным документам (счета-квитанции за сентябрь и октябрь 2010 года), общество «Красноярскэнергосбыт» от своего имени предъявило к оплате за отопление за сентябрь-октябрь 2010 года гражданину Гердту В.Я. суммы: 4402,32 руб. за сентябрь 2010 года и 4402,32 руб. за октябрь 2010 года с применением тарифов на тепловую энергию в горячей воде в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом, не вступившим в законную силу. При этом общество «Красноярскэнергосбыт» руководствовалось письмом ООО «КРЭК» без даты и номера, полученным обществом 05.10.2010, согласно которому направляемые тарифы подлежат применению в расчетах с абонентами Сухобузимского района с 01.09.2010.

Таким образом, общество «Красноярскэнергосбыт» в месте своего нахождения от своего имени и за счет принципала (ООО «КРЭК») предъявило к оплате гражданину Гердту В.Я. 01.10.2010 за отопление за сентябрь 2010 года счет-квитанцию на сумму 4402,32 руб. и за октябрь 2010 года 01.11.2010 счет-квитанцию на сумму 4402,32 руб. с применением тарифов на тепловую энергию в горячей воде в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом, но до вступления Приказа в законную силу, и применило тариф к отношениям, возникшим до вступления Приказа в законную силу, тем самым придало Приказу обратную силу в нарушение пункта 2 Приказа и пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 07.02.2011, составленном заместителем председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А.

Постановлением о назначении административного наказания от 21.02.2011, вынесенным временно замещающим должность председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А., общество «Красноярскэнергосбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 21.02.2011, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5 и статьей 19.7_1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 23.51 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, их заместители;

3) руководители органов, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Согласно пункту 1.1 Положения N 216-п Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи края осуществляет 1) нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов); 2) государственный контроль в сфере электроэнергетики.

Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» рассмотрено руководителем РЭК - временно замещающим должность председателя РЭК, заместителем председателя РЭК Ананьевым А.А. на основании распоряжения Губернатора Красноярского края от 10.02.2011 N 40-рг., то есть уполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно должностному регламенту заместителя председателя региональной энергетической комиссии Красноярского края, к полномочиям указанного должностного лица относится составление протоколов об административных правонарушениях в рамках компетенции РЭК в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 07.02.2011 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 07.02.2011 составлен в отсутствие законного представителя общества «Красноярскэнергосбыт», надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (письмо РЭК от 04.02.2011 N 1-153/3), содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление от 21.02.2011 по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя заявителя - генерального директора общества «Красноярскэнергосбыт» О.В. Дьяченко, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (письмо от 09.02.2011 N 1-195/3, полученное 09.02.2011).

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

На территории Красноярского края таким уполномоченным органом является Региональная энергетическая комиссия Красноярского края на основании Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п (далее - Положение о РЭК).

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила) решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

Как следует из материалов дела, в рамках указанных норм Федерального закона N 41-ФЗ и Правил ответчик Приказом установила тарифы на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» по системам централизованного теплоснабжения (далее - СЦТ) с N 8 по N 15, в том числе для потребителей Сухобузимского района Красноярского края (СЦТ N 11 - N 14).

В пунктах 2 и 3 Приказа от 17.09.2010 N 54-п РЭК установила, что Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и подлежит опубликованию в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», что соответствует пункту 25 Правил.

Приказ опубликован в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» 22.10.2010 и соответственно вступил в силу 02.11.2010.

Следовательно, тарифы, установленные Приказом, распространяются на отношения, возникшие с момента вступления Приказа в законную силу, и подлежат применению в расчетах с потребителями (абонентами) ООО «КРЭК» только с 02.11.2010.

Материалами дела установлено, что гражданину Гердту В.Я. была предъявлена к оплате за отопление за сентябрь 2010 года и за октябрь 2010 года 01.11.2010 стоимость поставленной тепловой энергии с применением тарифов в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом от 17.09.2010 N 54-п, то есть указанный тариф был применен к отношениям, возникшим до вступления Приказа в законную силу.

Таким образом, Приказу была придана обратная сила, что является нарушением пункта 2 Приказа и пункта 25 Правил. Следовательно, обществом «Красноярскэнергосбыт» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Довод ОАО «Красноярскэнергосбыт» о том, что оно не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП, со ссылкой на постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2008 N Ф09-2577/08-С1 является несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии с пунктом 1.2 агентского договора N 1-07А/10, на который ссылается заявитель, в редакции дополнительного соглашения N 5а от 29.09.2010, принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить от своего имени, но за счет принципала комплекс юридических и фактических действий, связанных с продажей физическим лицам, проживающим в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир, тепловой энергии в горячей воде.

Согласно пункту 2.6 договора (в редакции дополнительного соглашения N 5а от 29.09.2010) общество «Красноярскэнергосбыт» (агент) выставляет от своего имени платежные документы для оплаты потребленной тепловой энергии, холодной воды, приема и очистки сточных вод абонентами (физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир) принципала.

Согласно пункту 2.7 договора общество «Красноярскэнергосбыт» осуществляет сбор денежных средств за текущее потребление, взыскание дебиторской задолженности всеми способами, предусмотренными условиями действующих договоров на теплоснабжение и законодательства РФ, в том числе в судебном порядке.

Пунктом 2.3.19 договора предусмотрено, что агент (общество «Красноярскэнергосбыт») обеспечивает поступление денежных средств от потребителей тепловой энергии физических лиц, проживающих в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир, непосредственно на расчетный счет агента. В выставленных счетах-квитанциях для оплаты указан расчетный счет ОАО «Красноярскэнергосбыт», ссылка на агентский договор с ООО «КРЭК» и предупреждение об ограничении подачи коммунальных услуг в случае неоплаты данных счетов-квитанций.

Гр. Гердт В.Я., согласно материалам дела, проживает в частном доме, состоящем из двух и более квартир.

Таким образом, согласно агентскому договору обязанным по сделке становится агент, т.е. общество «Красноярскэнергосбыт».

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.