АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 03 мая 2011 года Дело N А33-66/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 03 мая 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья «Ирба» (п. Большая Ирба, Курагинский район, Красноярский Край, ИНН 2423012917)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации представленного Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю (г. Красноярск)

о взыскании 298 425 руб. 57 коп.,

третьи лица: муниципальное образование Курагинский район Красноярского края в лице Финансово-экономического управления Администрации Курагинского района и Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края,

в присутствии в судебном заседании:

от истца: Горбачевой П.В. - представителя по доверенности N 01 от 20.04.2011 - после перерыва,

от ответчика: Бейцель А.А, представитель по доверенности от 25.01.2011,

при ведении протокола судебного заседания К.С. Авдеевым,

установил:

товарищество собственников жилья «Ирба» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 298 425 руб. 57 коп. - убытков, причиненных в результате оказания жилищно-коммунальных услуги педагогическим работникам, в период с 01.01.2010 по 30.06.2010.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.01.2011 возбуждено производство по делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно спора, на стороне ответчика, привлечены: муниципальное образование Курагинский район Красноярского края в лице Финансово-экономического управления Администрации Курагинского района и Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом (уведомления о вручении NN 40980, 40981).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие третьих лиц (их представителей).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

Ответчик исковые требования отклонил.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В период с 01 января по 30 июня 2010 года товарищество собственников жилья «Ирба» предоставляло жилищные услуги гражданам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), проживающим в населенных пунктах сельской местности п.Ирба, Курагинского района Красноярского края, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон об образовании).

Согласно представленным в материалы дела спискам работников, пользующихся льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, справкам, подтверждающим, деятельность работников в качестве педагогов, указанные граждане являются педагогическими работниками, которые в соответствии с Законом об образовании имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках. Списки педагогических работников представлены с указанием должностей и периода работы, в период предоставления льгот лица, указанные в списках являлись педагогическими работниками.

В подтверждение оказания педагогическим работникам жилищно-коммунальных услуг в период с января по июнь 2010 года и объема оказанных услуг в материалы дела представлены:

- заявления педагогических работников приеме их в члены товарищества собственников жилья «Ирба»;

- протокол N 9 от 15.12.2009 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: п.Большая Ирба, ул.Ленина, д.18, 19, 20, об утверждении тарифов на содержание придомовой территории, уборку лестничных клеток, техническое обслуживание, текущий ремонт, вывоз ТБО на 2010 год;

- выписки из лицевого счета по задолженности оплаты.

В подтверждение места проживания и размера занимаемой жилой площади и наличия правовых оснований проживания в жилых помещениях педагогическими работниками представлены справки администрации п. Большая Ирба о регистрации педагогических работников по месту жительства, справка администрации п.Большая Ирба N 3417 от 07.09.2010 о месте регистрации и размера занимаемой площади .

В материалы дела представлен расчет размера убытков, выполненный исходя из стоимости оказанных физическим лицам жилищных услуг, с указанием фамилий, имен, отчеств педагогических работников, адресов места жительства, и начисленной стоимости за жилищную услугу.

Согласно расчету, всего в спорный период в результате предоставления льгот, товарищество собственников жилья «Ирба» понесло убытки в сумме 298 425 руб. 57 коп. Убытки истцу компенсированы не были.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик представил возражения на исковое заявление, где указал следующее:

- факт убытков не подтвержден надлежащими документами;

- надлежащим ответчиком по делу является Красноярский край, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Третьи лица в письменных отзывах исковые требования истца поддержали.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оказанные услуги оплачиваются в полном объеме (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. На основании данной нормы плата с жильцов, являющихся педагогическими работниками, за отопление истцом не взималась.

При этом, Законом РФ «Об образовании» не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» оценивая вопрос о возмещении платы, не полученной от льготных категорий потребителей, пришел к выводу, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Однако, наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

С учетом данной правовой позиции Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.04.2007 (дело N 53-Г07-4) признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 5 статьи 6 и пункт 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края N 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в соответствии с которыми льготы, предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании, предоставлялись гражданам в форме субсидий за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов.

Верховный Суд Российской Федерации в указанном определении отмечал, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный Законом Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов РФ» N 329 от 30.06.2004).

Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в суд послужило невозмещение ему в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 расходов в сумме 298 425 руб. 57 коп., возникших в связи с предоставлением жилищно-коммунальных услуг гражданам, являющимися педагогическими работниками, проживающим в сельской местности, согласно представленным спискам педагогических работников, зарегистрированных на территории населенных пунктов сельской местности п.Большая Ирба Курагинского района Красноярского края.

Товарищество собственников жилья «Ирба» в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 предоставляло гражданам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), льготы по оплате жилищных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон об образовании).

В результате предоставления льгот в период с января по июнь 2010 года товарищество собственников жилья «Ирба» понесло убытки, которые не были возмещены истцу в установленном порядке.

В качестве подтверждения предоставления в указанный период льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги лицам, являющимся педагогическими работниками, истец представил в материалы дела: заявления педагогических работников приеме их в члены товарищества собственников жилья «Ирба», протокол N 9 от 15.12.2009 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: п.Большая Ирба, ул.Ленина, д.18, 19, 20, об утверждении тарифов на содержание придомовой территории, уборку лестничных клеток, техническое обслуживание, текущий ремонт, вывоз ТБО на 2010 год, выписки из лицевого счета по задолженности оплаты.

В подтверждение места проживания и размера занимаемой жилой площади и наличия правовых оснований проживания в жилых помещениях педагогическими работниками представлены справки администрации п. Большая Ирба о регистрации педагогических работников по месту жительства, справка администрации п.Большая Ирба N 3417 от 07.09.2010 о месте регистрации и размера занимаемой площади.

Расчет платы за жилищные услуги произведен исходя из тарифов, утвержденных протоколом N 9 от 15.12.2009 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.

Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Красноярский край, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, является несостоятельным на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 6.10.1999 N 184-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Между тем статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.