• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-18872/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мозольковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Агентства лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091)

к закрытому акционерному обществу «Кодинскэкспортлес» (ОГРН 1022400830110, ИНН 2420006231), Красноярский край, п. Таежный,

о взыскании 1 324 898,16 руб., при участии в судебном заседании:

от истца: Здунова Д.В. - представителя по доверенности от 22.11.2010, при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Кашлиновой Д.С.,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу «Кодинскэкспортлес» (ОГРН 1022400830110) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 18 от 13.03.2000 в размере 736 835 руб. и пени в размере 588 063,16 руб.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 29.12.2010 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие ответчика.

Представитель истца пояснил по доводам, изложенным в исковом заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между федеральным государственным учреждением Кодинский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому АО (арендодатель) и ОАО «Кодинскэкспортлес» (правопредшественник - ЗАО «Кодинскэкспортлес») (арендатор) заключен договор от 13.03.2000 на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины в редакции дополнительного соглашения от 07.02.2005 (далее - договор).

Согласно пункту 2.1. договора в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины сроком на 50 лет. Характеристика передаваемых в аренду участков лесного фонда приведены в приложении N 1.

В соответствии с пунктом 5.1. договора арендная плата устанавливается, исходя из ставок лесных податей за древесину.

Согласно пункту 5.2 договора плата, исчисленная по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корю, утвержденным постановлением Правительства вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10 %, 15 июня - 10 %, 15 июля - 10 %, 15 сентября - 15 %, 15 ноября - 15 %, 15 декабря - 15 %. Арендная плата за древесину, отпускаемую на корню, сверх минимальных ставок вносится на счет лесхоза в следующие сроки: 15 июня - 50 %, 15 октября - 50 % и приравнивается к бюджетным средствам (пункт 5.3 договора).

Договор зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2000. Дополнительное соглашение от 07.02.2005 к договору зарегистрировано - 07.02.2005.

По акту передачи участков лесного фонда в пользование от 20.06.1996 участки лесного фонда переданы арендатору.

В связи с наличием задолженности у ответчика по арендной плате за 2007-2008 годы в размере 736 835 руб., из которых в федеральный бюджет - 453 535 руб., в краевой бюджет - 283 300 руб. истец обратился в суд с настоящим иском.

Также истцом начислены пени с 16.06.2009 по 15.12.2010 в размере 588 063,16 руб., из которых в федеральный бюджет - 381 312,45 руб., в краевой бюджет - 206 750,71 руб.

Ответчиком представлен отзыв, против удовлетворения исковых требований возражает, полагает, что задолженность по арендной плате за 2007-2008 годы отсутствует.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лица, участвующего в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Отношения, возникшие из договора на аренду участка лесного фонда N 18 от 13.03.2000, являются арендными, следовательно, регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N18-п (далее - Положение), к полномочиям агентства, в том числе, относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 N 509 «Об администрировании доходов бюджетной системы РФ в 2007 году» за органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены такие полномочия по администрированию платы за использование лесов, как взыскание платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Агентство лесной отрасли Красноярского края.

На основании статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего до 01.01.2007, по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Как следует из материалов дела правоотношения сторон возникли из договора от 13.03.2000 на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины, который по своей правовой природе является договором аренды участка лесного фонда.

На момент заключения рассматриваемого договора аренды действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года.

С 01.01.2007 указанный нормативный акт признан утратившим силу в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года. Положения введенного в действие с 01 января 2007 года Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 подлежат применению к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Согласно исковому заявлению за ответчиком числится задолженность за 2007-2008 годы в размере 736 835 руб., из которых в федеральный бюджет - 453 535 руб., в краевой бюджет - 283 300 руб. Кроме того, за просрочку арендных платежей истцом начислены пени за период с 16.06.2009 по 15.12.2010 в размере 588 063,16 руб., из которых в федеральный бюджет - 381 312,45 руб., в краевой бюджет - 206 750,71 руб.

Из расчета истца следует, что при исчислении арендной платы, подлежащей внесению в краевой бюджет, им применен установленный на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N255 коэффициент в размере 1,4.

Суд считает неправомерным применение истцом при расчете арендной платы, подлежащей уплате в краевой бюджет коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства от 19.02.2001 N127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к настоящему приказу (Красноярский край-1,4).

Однако, на основании статьи 13 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31-37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы III-IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73). Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

Таким образом, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года N255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4; Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, отнесены к компетенции иного федерального государственного органа, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия «лесные подати», в состав которых входил спорный коэффициент, правовые основания для применения истцом при расчете арендной платы после 01.01.2007 (момент вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N255 от 14.09.2005, отсутствуют.

Кроме того, из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2010 по делу N А33-15057/2010 с Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу закрытого акционерного общества «Кодинскэкспортлес» взыскано сумма излишне уплаченной за 2007-2008 годы в краевой бюджет арендной платы, начисленной вследствие необоснованного применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4 в размере 457 503 руб. и 100 141 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 14 152 руб. 89 коп.

С учетом изложенного, установленных обстоятельств по делу, представленных доказательств, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья


Л.В.Мозолькова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-18872/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 25 апреля 2011

Поиск в тексте