АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2011 года Дело N А33-10273/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 апреля 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л. В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления капитальных ремонтов и строительства администрации города Норильска, г. Норильск Красноярского края (ИНН 2457049898),

к «Биро 71 д.о.о. Любляна», Любляна, Словения

о взыскании 32 022 210 руб. 75 коп.

о расторжении контракта

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Департамент охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения администрации города Норильска, г. Норильск Красноярского края,

В судебном заседании присутствуют:

от истца: Гаренских А.В., представитель по доверенности от 23.12.2010, Гальченко Д.М., представитель по доверенности от 08.04.11 N 7 (в судебном заседании 15.04.2011),

от ответчика - отсутствует,

от третьего лица - отсутствует,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зементовой М.В. и помощником судьи Бацуниным Е.Г. (в судебных заседаниях 11 и 15 апреля 2011 года)

установил:

Управление капитальных ремонтов и строительства администрации города Норильска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к «Биро 71 д.о.о. Любляна»:

- о взыскании 32 950 973 руб. 93 коп., из них: 30 812 293 руб. 16 коп. ущерб и 2 138 680 руб. 77 коп. штраф по контракту от 03.08.2001 N 3/43Р «на монтаж и комплектацию медицинского оборудования для «Больничного городка», здания 1-4 (ул. Кирова 19, ул. Павлова 9, ул. Павлова 9а, ул. Б. Хмельницкого 16)»;

- о расторжении контракта от 03.08.2001 N 3/43Р «на монтаж и комплектацию медицинского оборудования для «Больничного городка», здания 1-4 (ул. Кирова 19, ул. Павлова 9, ул. Павлова 9а, ул. Б. Хмельницкого 16)».

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 29.07.2009 возбуждено производство по делу. Определением от 14.05.2010 судебное разбирательство по делу отложено на 28.03.11.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя не направило.

В судебном заседании истец представил уточненный расчет исковых требований на сумму 32 022 210 руб. 75 коп.

В судебном заседании для получения от Министерства юстиции Республики Словения сведений об извещении к «Биро 71 д.о.о. Любляна» о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. 04.04.2011, о чем представитель истца уведомлен под расписку и сделано публичное извещение на сайте Арбитражного суда Красноярского края http://krasnoyarsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя истца.

После перерыва от Министерства юстиции Республики Словения поступил ответ, согласно которому 02 марта 2011 года конкурсному управляющему «Биро 71 д.о.о. Любляна» г-ну Стефану Рола вручены направленные Арбитражным судом Красноярского края документы. Таким образом, ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании для уточнения истцом расчета исковых требований в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 11 апреля 2011 года, о чем представитель истца уведомлен под расписку и сделано публичное извещение на сайте Арбитражного суда Красноярского края http://krasnoyarsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей истца Гаренских А.В. и Гальченко Д.М.

В судебном заседании истец представил уточненный расчет суммы иска и заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит взыскать с ответчика 32 022 210 руб. 75 коп., в том числе 29 883 529 руб. 98 коп. - долг и 2 138 680 руб. 77 коп. - штраф, а также расторгнуть контракт от 03.08.2001 N 3/43Р «на монтаж и комплектацию медицинского оборудования для «Больничного городка», здания 1-4 (ул. Кирова 19, ул. Павлова 9, ул. Павлова 9а, ул. Б. Хмельницкого 16)».

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство принято судом, спор рассматривается с учетом ходатайства.

Истцом в материалы дела представлены дополнительные доказательства, которые в соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела, а также пояснения и дополнительные пояснения

В судебном заседании для проверки судом представленного истцом расчета исковых требований в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 15 апреля 2011 года, о чем представители истца уведомлены под расписку и сделано публичное извещение на сайте Арбитражного суда Красноярского края http://krasnoyarsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

03.08.2001 между Управлением здравоохранения администрации города Норильска (в настоящее время - Департамент охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения администрации г.Норильска) (заказчик) и «Биро 71 д.о.о., Любляна», Словения (подрядчик), заключен контракт N 3/43р на монтаж и комплектацию медицинского оборудования для «Больничного городка», здания 1-4 (ул. Кирова 19, ул. Павлова 9, ул. Павлова 9а, ул. Б.Хмельницкого 16).

В соответствии с п. 2.1. предметом контракта является выполнение подрядчиком работ по монтажу и комплектации медицинского оборудования «Больничный городок» в г. Норильске здания по адресу: ул. Кирова 19, ул. Павлова 9, ул. Павлова 9а, ул. Б. Хмельницкого 16 - здания N 4 по ТЭО с выполнением обязательств в гарантийном периоде до окончательной сдачи объекта.

В п. 3.1 стороны определили цену контракта в размере 3 508 318 долл. США без НДС, в том числе комплектация оборудования 2 806 654 долл. США и монтаж оборудования 701 664 долл. США. В соответствии с п. 5.1 контракта платежи осуществляются заказчиком в рублях по курсу на день платежа.

Пунктом 4.1 стороны установили, что все работы выполняются подрядчиком в соответствии с графиком комплектации оборудования и монтажа и платежей, являющимся приложением N 2 к контракту, и календарным планом реконструкции объекта контракт N 2/360-D-00 от 15.12.2001). также указано, что объект должен быть сдан в гарантийную эксплуатацию в следующие сроки: здания N 1 и 4 до 31.01.2002, здания N 2 и 3 до 01.09.2002.

В соответствии со статьей 5 контракта, платежи осуществляются в рублях по курсу на день платежа. Заказчик выплачивает подрядчику в течение 10 дней со дня получения счета, счета-фактуры 80% стоимости оборудования согласно графику комплектации оборудования и монтажа и платежей (приложение N 2). Выплата средств для комплектации оборудования осуществляется на основании счета подрядчика с приложениями подтверждающих документов приобретения или заказа оборудования. Остальные 20% платежей заказчик производит подрядчику по ежемесячным актам приемки выполненных подрядчиком работ по монтажу оборудования и по представлению подрядчиком счета в течение 10 банковских дней с момента получения счета. Платежи подрядчику будут осуществляться телеграфным переводом на счет банка, заявленного подрядчиком. Затраты от такого перевода идут за счет подрядчика.

Согласно п. 6.1 контракта подрядчик обязуется выполнить своими силами указанные работы и сдать оборудование заказчику в сроки и на условиях, указанных в контракте и приложениях к нему. В соответствии с п. 6.2 контракта подрядчик обязуется поставить на стройплощадку в полном объеме все необходимое оборудование в соответствии с настоящим контрактом. Осуществить за свой счет их приемку, разгрузку и складирование до передачи оборудования заказчику.

Поставка оборудования для монтажа осуществляется подрядчиком на условиях DDP INKOTERM 90 франко-Стройплощадка (п. 16.1 контракта). По п. 8.2.1 контракта подрядчик гарантирует, что качество работ и качество оборудования и комплектующих изделий, поставляемых для объекта, будут соответствовать требованиям проекта, нормам и правилам, действующим в Российской Федерации. В случае, если будут обнаружены некачественное оборудование и/ или монтаж его, то подрядчик в силу п. 8.3.1 контракта должен своими силами и без увеличения стоимости контракта в согласованный с заказчиком срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества.

В соответствии с п.п. 7.1, 7.2 контракта на заказчика возложена обязанность обеспечить подрядчика согласованной и утвержденной рабочей документацией; производить оплату выполненных работ в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

В соответствии с п. 14.1 контракта после окончания работ по комплектации и монтажу оборудования, течение семи дней оборудование или часть оборудования сдается подрядчиком заказчику в гарантийную эксплуатацию на основании акта комиссии о приемке оборудования в эксплуатацию по акту о сдаче оборудования или части оборудования в гарантийную эксплуатацию. Согласно п. 14.4 контракта дата подписания акта о сдаче оборудования или части оборудования в гарантийную эксплуатацию определяет момент перехода этого оборудования в собственность заказчика.

Согласно п. 17.2 в случае, если подрядчик нарушит сроки выполнения работ, предусмотренные контрактом, что приведет к задержке сроков ввода в эксплуатацию зданий более чем на 28 дней по приложению N 2, то подрядчик уплатит заказчику штраф, исчисленный от цены незаконченных в срок подрядчиком работ, согласно ставки рефинансирования ЦБ РФ. Общая сумма штрафных санкций за просрочку не может превышать 5 % цены настоящего контракта.

Статьей 18 контракта предусмотрено, что все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в г.Москве в соответствии с его Регламентом. Регулирующим законодательством настоящего контракта является законодательство Российской Федерации. Судопроизводство ведется на русском языке.

В ст. 19 контракта определено, что стороны вправе расторгнуть контракт по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом по взаимному соглашении. При не достижении соглашения о расторжении контракта стороны вправе обратиться в арбитражный суд. В случае, если при аннулировании контракта возникнут финансовые претензии с одной или другой стороны, они должны быть разрешены на основе взаимной договоренности. В этом случае стороны немедленно приложат усилия, чтобы достигнуть справедливого и разумного финансового урегулирования вопроса об общей сумме, на которую они имеют право в связи с фактически выполненной работой. Такая сумма должна быть определена на основе разумной взаимосогласованной сторонами сметы выполненной работы в процентном отношении к общему объему работ, подлежащих выполнению согласно контракту, принимая во внимание платежи, полученные подрядчиком от заказчика до даты вступления в силу аннулирования контракта. В случае недостижения договоренности по взаимным претензиям стороны обращаются в арбитражный суд.

В приложении N 1 стороны согласовали стоимость комплектации и монтажа оборудования по зданиям. В приложении N 2 предусмотрели график монтажа и комплектации оборудования и платежей. В приложении N 3 указан список оборудования с ценами комплектации и монтажа по этапам оплаты. В приложении N 4 - список оборудования по группам.

Во исполнение условий контракта Управление здравоохранения администрации г.Норильска перечислило ответчику денежные средства:

- 47 547 256,48 руб. по платежному поручению N 1357 от 10.08.2001,

- 17 579 832,74 руб. по платежному поручению N 1616 от 21.09.2001

- 20 000 000 руб. по платежному поручению N 554 от 16.04.2002,

- 3 328 062,82 руб. по платежному поручению N 663 от 27.04.2002 .

06.08.2002 Департаментом охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения администрации г.Норильска, «Биро 71 д.о.о., Любляна» и Управлением капитальных ремонтов и строительства Администрации г.Норильска подписано Соглашение о перемене лиц в обязательстве N Д10-391, согласно которому Департамент охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения администрации г.Норильска уступил Управлению капительных ремонтов и строительства администрации г. Норильска права и обязанности заказчика по контракту от 03.08.2001 N 3/43Р здания 1-4 (ул. Кирова 19, ул. Павлова 9, ул. Павлова 9а, ул. Б. Хмельницкого 16).

В 2002 году Департаментом охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения администрации г.Норильска, «Биро 71 д.о.о., Любляна» и Управлением капитальных ремонтов и строительства Администрации г.Норильска подписан сводный акт приема-передачи оборудования по зданиям NN 1, 2, 4. Согласно данному акту ответчик выполнил, а заказчик принял оборудование и мебель для зданий в сумме 2 100 274,447 долл. США без учета НДС или 2 238 908,247 долл. США с учетом НДС. В частности, стоимость по зданию N 4 составила 726 699,60 долл. США с учетом НДС, по зданию N 1 - 1 032 938,647 долл. США с учетом НДС и по зданию N 2 - 479 270 долл. США с учетом НДС.

20.09.2004 сторонами подписан акт N 11 приема передачи оборудования на объекте ул. Кирова, д. 19 (здание N 1) инфекция на сумму 22 456,18 долл. США без НДС. или 26 498,29 долл. США с учетом НДС. К данному акту составлена справка стоимости оборудования N 12 за январь 2004 года.

Дополнительным соглашением N Д10-766 от 09.06.2005 к контракту стороны исключили из предмета контракта работы подрядчика по монтажу и комплектации медицинского оборудования мебели и инвентаря для зданий N 2 (ул. Павлова 9) и N 3 (ул. Павлова 9а). Приложения к контракту NN 1, 2 стороны признали утратившими силу. Согласно пункту 2 дополнительного соглашения пункт 2.1 контракта изложен следующим образом: «подрядчик обязуется в срок до 30.07.2005 произвести поставку и монтаж оборудования и мебели для здания N 6 (с изложением перечня оборудования)».

В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения п. 3.1 контракта изложен следующим образом: «общая стоимость поставки и монтажа мебели и оборудования с учетом НДС составляет 1 491 120,64 долл. США, в том числе НДС 110 627,36 долл. США».

По пункту 4 дополнительного соглашения пункт 4.1. контракта исключен.

Согласно п. 5 дополнительного соглашения п. 5.2 контракта изложен в следующей редакции: «Заказчик в соответствии с решением постоянной комиссии по размещению муниципального заказа администрации города Норильска от 07.04.2005 N 12 вправе произвести авансирование подрядчику 30 % стоимости, указанной в п. 3.1. настоящего контракта, в сумме 447 336,19 дол. США. При этом заказчик вправе перечислить сумму 372 547,08 дол. США, необходимую для поставки мебели и оборудования согласно приложению N 4 к настоящему соглашению на расчетный счет привлеченной субподрядной организации на основании письма подрядчика и предоставленного им договора субподряда».

Пункт 5.3 контракта изложен в следующей редакции: «Остальные платежи заказчик производит подрядчику по ежемесячным актам приемки выполненных подрядчиком работ по монтажу оборудования и по предоставлению подрядчиком счета в течение 10 (десяти) банковских дней с момента получения счета».

В приложениях NN 1, 2, 3, 4, 5 к дополнительному соглашению N Д10-766 от 09.06.2005 стороны согласовали спецификации оборудования и мебели на общую сумму 1 491 120,64 долларов.

В дополнительном соглашении N 2 (Д10-1719 от 16.12.2005) к контракту N 3/43Р от 03.08.2001 стороны внесли изменения в п. 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения, изменив срок поставки и монтажа оборудования и мебели с 30.07.2005 на 30.04.2006.

Дополнительным соглашением N 3 (N 759 УКРиС от 20.06.2006) к контракту стороны изменили конечные сроки выполнения работ, установив, что работы по комплектации и монтажу медицинской мебели, оборудования, инвентаря и технологического оборудования на объекте реконструкция зданий больничного городка здание N 6 (инфекционная больница) ул. Кирова,23 должны быть окончены 01.10.2006.

Дополнительным соглашением N 4 стороны установили, что оплата работ, выполненных силами привлеченных субподрядных организаций, может производится путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет субподрядной организации на основании письма подрядчика, предоставленных им договоров субподряда и актов бухгалтерской сверки.

На основании письма «Биро 71 д.о.о. Любляна» о 14.06.05 N 435 истец перечислил ООО «Медиум-Ренессанс» по платежному поручению N 284 от 17.06.2005 - 9 326 872,35 руб.

По платежному поручению N 295 от 27.06.2005 истцом ответчику перечислено 3 477 267,71 руб. (курс рубля к дол. США 28,6787 руб.)

На основании дополнительного соглашения N Д10-766 от 09.06.2005 к контракту N 3/43Р от 03.08.2001 сторонами подписан акт N 1 выполненных работ по поставке и установке медицинского оборудования объект «Больничный городок» N 6, инфекционная больница на сумму 498 319,03 долл. США, без учета НДС. На основании данного акта 08.11.2005 заказчиком и подрядчиком составлена справка о стоимости выполненных работ и затрат, согласно которой подрядчиком выполнены работы и произведены затраты на сумму 498 319,03 долл. США без учета НДС и с учетом НДС - 508 081,27 долл. США.

На основании письма «Биро 71 д.о.о. Любляна» от 18.04.06 N 556 истец перечислил ООО «МНПО «Полярные огни» платежным поручением N 258 от 19.04.2006 - 368 150 руб.

Платежным поручением N 424 от 15.06.2006 истец перечислил ответчику 8 537 099,47 руб.

На основании письма «Биро 71 д.о.о. Любляна» от 02.10.06 N 620 истец перечислил ООО «Аверс-Красноярск» 222 553 руб. и индивидуальному предпринимателю Корсун Г.А. 249 803 руб. по платежным поручениям N 790 от 12.10.2006 и N 791 от 12.10.2006 соответственно.

Письмом от 25.02.09 N 200-274 истец направил ответчику соглашение о расторжении контракта в связи с нарушением сроков выполнения работ по контракту.

В ответе от 07.04.09 на письмо «Биро 71 д.о.о. Любляна» указало на невозможность исполнения обязательств по контракту в связи с неполучением директором ответчика приглашения на въезд в г.Норильск.

Не достижение сторонами соглашения о расторжении договора и неисполнение «Биро 71 д.о.о., Любляна» условий контракта послужило основанием для обращения Управления капитальных ремонтов и строительства администрации города Норильска в суд с настоящими иском о взыскании с ответчика 32 022 210,75 руб., из которых 29 883 529,98 руб. - сумма задолженности и 2 138 680,77 руб. начисленный штраф; и расторжении контракта N 3/43Р от 03.08.2001.

Истцом представлен расчет исковых требований, согласно которому ответчиком исполнены обязательства по контракту на сумму 80 753 367,59 руб. В свою очередь истцом во исполнение контракта перечислено 110 636 897,57 руб. Разница между указанными величинами - 29 883 529,98 руб. составляет сумму заявленных исковых требований о взыскании долга.

Расчет штрафа истцом произведен по формуле: Ш = Ц * С, где Ш - размер штрафа. Ц - цена незаконченных в срок работ, С - ставка рефинансирования ЦБ РФ.