• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-2556/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 1


о признании недействительными пунктов 1/1, 1/3, 1/7 предписания отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС по России по Красноярскому краю от 26.11.2010 N 2865/1/1-7,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Якимова В.А. - на основании доверенности от 06.01.2011,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 13» (МБОУ СОШ N 13, учреждение, школа, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1/1, 1/3, 1/7 предписания отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС по России по Красноярскому краю от 26.11.2010 N 2865/1/1-7.

Определением от 01.03.2011 заявление принято к производству арбитражного суда.

Заявитель (его представитель) в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

МБОУ СОШ N 13 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402058062.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. от 26.10.2010 N 2865 должностным лицом органа пожарного надзора в период с 12.11.2010 по 26.11.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в эксплуатируемых МБОУ СОШ N 13 помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, 67а, в ходе которой установлены, в том числе следующие факты:

- ширина эвакуационных выходов на улицу из столовой, из лестничной клетки левого крыла составляет 0,9 м, то есть менее 1,2 метра, при числе эвакуирующихся более 50 человек;

- отсутствует эвакуационное освещение в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания;

- не отделена противопожарной преградой кровля второго этажа, покрытая рубероидом, от коридора до третьего этажа.

Указанные обстоятельства расценены органом пожарного надзора как нарушение МБОУ СОШ N 13 требований: Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят Государственной Думой 04.07.2008, одобрен Советом Федерации 11.07.2008); Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 за N 4838; Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*), принятых и введенных в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», одобренных и рекомендованных к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26.10.2003 N194 с 01.01.2004.

По результатам проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Кабаевой М.В. заявителю 26.11.2010 выдано предписание N2865/1/1-7 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2012.

Пункты 1/1, 1/3, 1/7 названного предписания от 26.11.2010 N 2865/1/1-7 по устранению нарушений требований пожарной безопасности расценены заявителем как нарушающие его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании указанных пунктов предписания недействительными.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных правовых норм для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемые пункты предписания органа пожарного надзора соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статьей 6 Закона N 69-ФЗ установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктами 1, 2, 5 пункта 9 указанного Положения предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).

Таким образом, Отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску являлся уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Кабаевой М.В. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 указанного Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 указанного Закона установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о характере и лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, в период с 12.11.2010 по 26.11.2010 должностным лицом органа пожарного надзора проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в эксплуатируемых МБОУ СОШ N 13 помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, 67а.

Указанная проверка проведена на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 26.10.2010 N 2865 о проведении в отношении МБОУ СОШ N 13 плановой выездной проверки. Названное распоряжение вынесено главным государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Коневым А.А. на основании пятилетнего перспективного плана плановых проверок на 2010 - 2014 годы.

Проверка проведена уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Кабаевой М.В.

Проверка осуществлена в рамках установленного срока; по результатам проверки должностным лицом выдано оспариваемое предписание от 26.11.2010 N 2865/1/1-7 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что установленная законом процедура проведения проверки должностным лицом органа пожарного надзора соблюдена.

Статьей 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.

В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 51 Правил пожарной безопасности 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Статьей 151 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона (часть 1).

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя (часть 2 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ).

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока (часть 3 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ).

Согласно пункту 6.16. СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.

В силу пункта 7.4. СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Пунктом 4.3 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» предусмотрено, что эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать в том числе в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из здравпунктов, лечебно-профилактических учреждений, книго- и архивохранилищ, детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там.

Материалами дела подтверждаются факты несоблюдения МБОУ СОШ N 13 приведенных требований нормативных правовых актов в области пожарной безопасности. Указанные обстоятельства фактически заявителем не оспариваются.

Как следует из текста заявления в арбитражный суд, МБОУ СОШ N 13 полагает, что содержащиеся в пунктах 1/1, 1/3, 1/7 требования не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности (в сфере организации и предоставления общедоступного образования), незаконно возлагают на заявителя обязанности по устранению указанных в оспариваемых пунктах предписания нарушений, ссылаясь в частности, на следующие обстоятельства:

1) отсутствие у него обязанности по исполнению оспариваемых пунктов предписания, поскольку нормативные правовые акты, нарушения требований которых предписано заявителю устранить:

- приняты после введения в эксплуатацию здания учреждения;

- не подлежат применению, так как официально не опубликованы, не имеют регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

- не наделены обратной силой в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до принятия строительных норм и правил;

- регулируют отношения, возникающие в процессе проектирования, строительства, реконструкции и изменения функционального назначения здания;

2) учреждением максимально создаются условия для обеспечения безопасного пребывания работников и всех участников образовательного процесса, в частности, имеются средства пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, соответствующие инструкции, план учебных тренировок по эвакуации и т.д.;

3) здание МБДОУ N 104 построено в 1970 году, на момент постройки соответствовало требованиям пожарной безопасности; исполнение указанных в предписании требований, затрагивающих конструктивные особенности здания (в частности, расширение эвакуационных выходов), повлечет реконструкцию здания, что повлияет на его надежность и безопасность;

4) органом пожарного надзора не представлено доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере пожарной безопасности в результате выявленных нарушений, а также технической возможности исполнения установленных предписанием требований.

Материалами дела подтверждается факт принадлежности здания МБОУ СОШ N 13, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, 67а, на праве оперативного управления. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

Следовательно, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, обязанности по соблюдению требований противопожарной безопасности возложены на учреждение, которое обязано содержать закрепленное на праве оперативного управления здание и помещения в нем в исправном состоянии, в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами пожарной безопасности.

Довод заявителя о том, что здание учреждения построено в 1970 году, поэтому требования впоследствии принятых и введенных в действие нормативных правовых актов (СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ППБ 01-03, СП 31-110-2003, Федерального закона N 123-ФЗ) на него не распространяются, арбитражным судом не принимается.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального Закона.

Тот факт, что здание учреждения было построено до введения в действие соответствующих нормативных правовых актов (в частности, ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*) не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение принадлежащего МБОУ СОШ N 13 здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Таким образом, год ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается учреждение, правового значения не имеет, поскольку требования, установленные в ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, СП 31-110-2003, несоблюдение которых выявлено органом пожарного надзора, подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.

Довод заявителя о том, что установленные в ходе проведения проверки нарушения пожарной безопасности не могли привести к угрозе жизни и здоровью людей, суд полагает несостоятельным, поскольку необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности, а материалами проверки зафиксировано несоблюдение указанных требований.

Кроме того, в Декларации пожарной безопасности от 12.04.2010 регистрационный N04401-368-01104-41-003, составленной в отношении здания МБОУ СОШ N 13, в разделе III «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты» указано, что на объекте учреждением гарантируется обеспечение выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*.

Довод заявителя о бездоказательности утверждения органа пожарного надзора о наличии угрозы жизни или здоровью людей, следовательно, отсутствия оснований для применения к действующему зданию норм, указанных в предписании, арбитражным судом не принимается, поскольку данный довод основан на ошибочном толковании изложенных выше правовых норм. Так, проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека, и при обнаружении указанных нарушений обязанность доказывать о создании выявленных нарушений угрозы жизни или здоровью человека, отсутствует.

Довод заявителя о том, что в случае расширения существующих эвакуационных выходов из помещений будут затронуты несущие стены, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, судом отклоняется, так как невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Кроме того, в предписании орган пожарного надзора устанавливает учреждению, что выполнить ширину эвакуационных выходов необходимо в том случае, если эвакуирующихся более 15 человек. Следовательно, не увеличивать размеры эвакуационных выходов до установленной нормы - 1,2 м. возможно при условии ограничения единовременного пребывания детей до 15 человек.

Довод заявителя об отсутствии официального опубликования нормативных правовых актов, в частности, несоблюдение которых выявлено органом пожарного надзора, а также отсутствии их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не основан на нормах действующего законодательства.

Так, в соответствии с абзацем 7 статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Министерства юстиции России давать разъяснения о применении указанных Правил.

Пунктом 15 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.

При таких обстоятельствах, принятые федеральными органами исполнительной власти акты (в частности, СП 31-110-2003, СНиП 21-01-97*) не требуют иной процедуры введения их в действия.

ППБ 01-03 утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, кроме того зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 27.06.2003 N 4838.

Таким образом, суд полагает, что требования оспариваемых пунктов предписания являются законными и обоснованными.

При этом суд учитывает, что предписание от 26.11.2010 N 2865/1/1-7 предусматривает срок исполнения указанных в нем требований до 01.05.2012. Доводов и доказательств в подтверждение невозможности исполнения оспариваемых пунктов предписания в установленный срок МБОУ СОШ N 13 не заявлено.

Кроме того, учреждение не представило доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 13» о признании недействительными пунктов 1/1, 1/3, 1/7 предписания отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 26.11.2010 N 2865/1/1-7, как не противоречащих Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.М.Шайхутдинов М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2556/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 28 апреля 2011

Поиск в тексте