• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2011 года Дело N А33-1169/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.С.Бескровной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (ОГРН 1042441480014, ИНН 2456009500

)

к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа N 11» г. Назарово Красноярского края (ОГРН 1022401588880/ ИНН 2456006066)

о взыскании пени по взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 153 620,59 руб.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Заблоцкой,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа N 11» г. Назарово Красноярского края о взыскании пени в размере 153 620,59 руб. по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявление принято к производству суда. Определением от 07 февраля 2011 года возбуждено производство по делу.

Инспекция и учреждение, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения спора (почтовые уведомления от 10.03.2011), в судебное заседание не явились. На основании 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей сторон.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд за взысканием задолженности.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

26 ноября 2001 года Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа N 11» г. Назарово Красноярского края (далее - ответчиком) в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган) подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды по начисленным пеням и штрафам с равномерной уплатой задолженности по страховым взносам в течении пяти лет и равномерной уплатой по начисленным пеням и штрафам в размере 15 % в течении 5 лет в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности:

- по страховым взносам в сумме 210 767 руб., 32 560 руб. пени в Пенсионный фонд Российской Федерации.

19 декабря 2001 года инспекцией принято решение N 34, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию указанной задолженности сроком на 5 лет и равномерную уплату в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности.

В связи с невыполнением ответчиком условий и порядка реструктуризации налоговым органом 28.07.2003 принято решение N 42 о прекращении действия решения от 19.12.2001 N 34. Данное решение было вручено 05.08.2003 главному бухгалтеру Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 11» г. Назарово Красноярского края Черепановой Н.В.

Налоговый орган выставил ответчику требование N 4506 об уплате налога по состоянию на 10.09.2003, которым предложил в срок до 23.09.2003 уплатить страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в размере 158 072 руб., пени по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в размере 31 583,20 руб.

26.03.2006 Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Назарово Красноярского края сумма налога в размере 158 072 руб., оплачена в полном объеме. Согласно справке налогового органа до момента уплаты взносов (26.03.2006) учреждению была начислена пеня в сумме 153 620,59 руб. за просрочку уплаты 158 072 руб.

Неуплата ответчиком указанной суммы задолженности явилась основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю 31.01.2011 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 11» г. Назарово Красноярского края в общей сумме 253 620,59 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно статье 26 Закона об обязательном пенсионном страховании исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса: за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании заявления налогоплательщика принято решение N 34 от 19.12.2001, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию спорной задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации) сроком на 5 лет.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации» организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 порядка и условий проведения реструктуризации, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности. Однако указанным Постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем, по правовой природе реструктуризация является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Таким образом, сроком уплаты задолженности налогоплательщика, в отношении которой прекращено действие реструктуризации, является дата, приходящаяся на день, следующий за днем истечения 30 дней после получения решения об отмене реструктуризации, которая подлежит обязательному указанию в требовании об уплате налога в качестве установленного срока уплаты налога. С учетом изложенного, после расторжения соглашения о реструктуризации задолженности у налогоплательщика наступает обязанность уплатить задолженность, а налоговый орган вправе взыскать задолженность по налогам в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации 30-дневного срока, исчисляемого с момента получения обществом решения о прекращении реструктуризации; 3-месячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в требовании, а также сроков на принудительное взыскание задолженности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решение N 42 о прекращении действия решения от 19.12.2001 N 34 о реструктуризации задолженности принято налоговым органом 28.07.2003 и вручено ответчику 05.08.2003. Следовательно, предельный срок для выставления требования об уплате пени в размере 31583 руб. - 05.12.2003, срок для исполнения требования об уплате пени в размере 31 583 руб.- 15.12.2003.

Поскольку в 2003 году пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривался срок для обращения за взысканием в судебном порядке, то следует применять пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28 февраля 2001 года «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному разъяснению арбитражным судам при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам - шесть месяцев с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Поскольку налоговым органом не выносилось решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, шестимесячный срок на обращение в суд, исчисляемый с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, истек 15.06.2004. Обращение инспекцией с настоящим заявлением 31.01.2011 согласно входящему штампу канцелярии арбитражного суда свидетельствует о пропуске налоговым органом вышеуказанного пресекательного, не подлежащего восстановлению, срока (положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное в п. 2 ст. 48 Кодекса, в силу п. 5 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006).

Предельный срок для выставления требования об уплате пени в размере 153 620,59 руб. - 26.06.2006, срок для исполнения требования об уплате пени в размере 153620,59 руб. - 06.07.2006.

Поскольку налоговым органом не выносилось решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, шестимесячный срок на обращение в суд, исчисляемый с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, истек 06.04.2007. Обращение инспекцией с настоящим заявлением 31.01.2011 свидетельствует о пропуске налоговым органом вышеуказанного пресекательного, не подлежащего восстановлению, срока по вышеуказанным основаниям..

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований в размере отсутствуют.

Учитывая, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, 6 641, 37 руб. государственной пошлины взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Красноярскому краю в доход федерального бюджета не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (ОГРН 1042441480014, ИНН 2456009500) отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Н.С.Бескровная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-1169/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 26 апреля 2011

Поиск в тексте