АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-530/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (ОГРН 1042441480014/ ИНН 2456009500)

к обществу с ограниченной ответственностью «Сельмашстрой» (ОГРН 1022401591365/ ИНН 2456004661)

о взыскании пени по взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 925033,56 рублей

в отсутствие представителей сторон,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тиховой М.С.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сельмашстрой» (далее по тексту - общество) о взыскании с ответчика в доход бюджета пени в размере 925 033,56 руб., из них:

-пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 711 462,35 руб.;

-пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 20 570,76 руб.;

-пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 176 078,33 руб.;

-пени по взносам в фонд социального страхования в размере 16 922,12 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20 января 2011 года возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явились.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей сторон.

Налоговый орган в заявлении свои требования подтвердил, указав, что ответчиком не уплачены пени по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в сумме 925033,56 руб., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Также налоговый орган обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения с настоящим заявлением. В обоснование заявленного ходатайства налоговый орган указал, что обществу было предоставлено право на реструктуризацию, в связи с чем инспекция не могла своевременно обратиться в суд за взысканием спорной задолженности.

Ответчик в отзыве на заявление требования заявителя не признал, считает, что срок для обращения налогового органа с настоящим заявлением в арбитражный суд пропущен.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно справкам о состоянии задолженности по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.02.2002 у общества имеется не оплаченная задолженность, в том числе:

- 350 871 руб. страховых взносов в Пенсионный фонд и 443 892 руб. пени;

- 26 316 руб. страховых взносов в Фонд социального страхования;

- 15 728 руб. страховых взносов в государственный фонд занятости и 12 230 руб. пени;

- 8 827 руб. пени по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 41 844 руб. страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и 150 062 руб. пени.

11.01.2002 обществом в налоговый орган поданы заявления о предоставлении права на реструктуризацию указанной задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и пени сроком на 5 лет.

04.02.2002 налоговым органом принято решение N86, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и пени в сумме 1 050 034 руб. сроком на 5 лет и равномерную уплату задолженности в соответствии с согласованными графиками погашения. Указанное решение вручено представителю общества лично под роспись.

В связи с невыполнением ответчиком условий и порядка реструктуризации налоговым органом 04.11.2002 принято решение N07 о прекращении действия решения от 04.02.2002 N86. Данное решение вручено ответчику 06.11.2002.

Требованием N6795 от 06.11.2002, врученным ответчику лично под роспись, последнему предложено в срок до 17.11.2002 оплатить задолженность по страховым взносам в сумме 434 759 руб. и пени в сумме 769 175,14 руб.

На уплату пени налоговым органом выставлены также следующие требования:

- N8671 от 26.04.2004, которым ответчику предложено в срок до 11.05.2004 уплатить пени в сумме 84 766,40 руб.;

- N66812 от 28.02.2006, которым ответчику предложено в срок до 10.03.2006 уплатить пени в сумме 71 095,84 руб.

Поскольку пени по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды до настоящего времени ответчиком в полном объеме не уплачены, налоговый орган 18.01.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества пени в размере 925033,56 руб., из них:

-пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 711 462,35 руб.;

-пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 20 570,76 руб.;

-пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 176 078,33 руб.;

-пени по взносам в фонд социального страхования в размере 16 922,12 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании заявления налогоплательщика принято решение N86 от 04.02.2002, которыми ответчику предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и пени в размере 1 050 034 руб. сроком на 5 лет с равномерной уплатой в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности.

Решением N07 от 04.11.2002, врученным налогоплательщику 06.11.2002 действие решения N86 от 04.02.2002 о реструктуризации задолженности прекращено, начисление пени возобновлено.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации» организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 порядка и условий проведения реструктуризации, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности. Однако указанным постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса. Согласно пункту 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Таким образом, сроком уплаты задолженности налогоплательщика, в отношении которой прекращено действие реструктуризации, является дата, приходящаяся на день, следующий за днем истечения 30 дней после получения решения об отмене реструктуризации, которая подлежит обязательному указанию в требовании об уплате налога в качестве установленного срока уплаты налога.

С учетом изложенного, после расторжения соглашения о реструктуризации задолженности у налогоплательщика наступает обязанность уплатить задолженность и налоговый орган вправе взыскать задолженность по налогам в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании, а также сроков на принудительное взыскание задолженности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств соблюдения инспекцией процедуры бесспорного взыскания спорной суммы задолженности по пени в государственные социальные внебюджетные фонды налоговый орган не представил.

Пресекательный срок на взыскание недоимки в судебном порядке исходя из совокупности указанных сроков истек. Обращение инспекции с настоящим заявлением 18.01.2011 (согласно штампу входящей корреспонденции арбитражного суда) свидетельствует о пропуске налоговым органом вышеуказанного пресекательного, не подлежащего восстановлению, срока.

Положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006.