АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-18335/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.К.Бычковой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети», с.Богучаны Красноярского края,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Красноярск,

о возмещении убытков,

в присутствии:

от истца: Мартышевой Н.А. - представителя по доверенности N7 от 09.02.2010, по паспорту,

от ответчика: Жидковой Н.В. - представителя по доверенности от 27.01.2010, по удостоверению 24 N0464,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евграшкиной Т.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении 2 197 284 руб. 22 коп. убытков в размере платы за отопление, предоставляемое педагогическим работникам.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 04.02.2011 возбуждено производство по делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены:

- Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края

-муниципальное образование Богучанский район в лице финансового управления Богучанского района

Третьи лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Представитель истца поддержал исковые требования, по основаниям указанным в исковом заявлении и заявил об уменьшении исковых требований, просил взыскать 2 641 704 руб. 45 коп. убытков.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уменьшение размера исковых требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик указал, что возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети» предоставляло гражданам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), проживающим в сельской местности в Богучанском районе Красноярского края, услуги по централизованному отоплению жилых помещений в период с 15.07.2007 по 30.06.2010.

Согласно представленным справкам управления образования администрации Богучанского района Красноярского края, муниципальных образовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, краевых государственных бюджетных образовательных учреждений Богучанского района Красноярского края граждане, указанные в справках, являются педагогическими работниками, которые в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.

В подтверждение размера задолженности по предоставленным льготам истцом представлены в материалы дела реестры педагогических работников, за которыми образовалась задолженность по центральному отоплению с 15.07.2007 по 30.06.2010, сводные таблицы - с указанием фамилий педагогических работников, адресов проживания, мест работы, площади жилых помещений, размера долга - по каждому педагогическому работнику, финансовые лицевые счета, акты сверки по состоянию на 01.10.2010, согласованные с педагогическими работниками.

В доказательство оказания обществом с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети» услуг по централизованному отоплению жилых помещений в сельской местности в Богучанском районе Красноярского края в материалы дела представлен устав общества с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети».

В подтверждение проживания педагогических работников на территории сельских поселений в Богучанском районе Красноярского края, площади занимаемых ими жилых помещений истцом представлены справки Администраций сельсоветов Богучанского района Красноярского края с указанием имен физических лиц (педагогических работников), адреса места жительства, периода проживания, ордера на жилые помещения, свидетельства о государственной регистрации права, договоры передачи жилого помещения в собственность граждан, договоры купли-продажи жилых помещений в собственность граждан, договоры найма служебного жилого помещения, свидетельства о приватизации жилого помещения, свидетельства о праве на наследование по закону, бессрочные договоры социального найма жилого помещения, договоры безвозмездного пользования жилым помещением, договоры найма жилого помещения, акты приема-передачи жилого помещения нанимателю, договоры аренды, свидетельства о регистрации по месту пребывания, справки Администраций сельских советов Богучанского района Красноярского края.

В результате предоставления льгот в период с 15.07.2007 по 30.06.2010 вышеуказанным педагогическим работникам общество с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети» понесло расходы в сумме (с учетом уменьшения цены иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ) 2 641 704 руб. 45 коп., которые не были возмещены истцу в установленном порядке. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статьям 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, нарушенное право субъекта гражданских правоотношений может быть восстановлено путем полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в суд послужило невозмещение ему в период с 15.07.2007 по 30.06.2010 расходов в сумме 2 641 704 руб. 45 коп., возникших в связи с предоставлением услуг по отоплению жилых помещений за указанный период педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, согласно представленным реестрам педагогических работников за которыми образовалась задолженность по центральному отоплению с 15.07.2007 по 30.06.2010, сводным таблицам, финансовым лицевым счетам, актам сверок по состоянию на 01.10.2010, зарегистрированных на территории поселений в сельской местности в Богучанском районе Красноярского края.

В качестве правового основания заявленного иска истец указывает статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 в редакции от 01.12.2007 (далее - Закон об образовании).

Исходя из смысла статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При этом Законом об образовании не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги. Кроме того, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот Законом об образовании.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее по тексту -Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет собственных средств последнего.

Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно представленным в материалы документам истец имеет право осуществлять полномочия по оказанию услуг теплоснабжения в поселениях сельской местности в Богучанском районе Красноярского края и по сбору платы с населения за данные услуги.

Материалами дела (справки Администраций сельсоветов Богучанского района Красноярского края с указанием имен физических лиц (педагогических работников), адреса места жительства, периода проживания, ордера на жилые помещения, свидетельства о государственной регистрации права, договоры передачи жилого помещения в собственность граждан, договоры купли-продажи жилых помещений в собственность граждан, договоры найма служебного жилого помещения, свидетельства о приватизации жилого помещения, свидетельства о праве на наследование по закону, бессрочные договоры социального найма жилого помещения, договоры безвозмездного пользования жилым помещением, договоры найма жилого помещения, акты приема-передачи жилого помещения нанимателю, договоры аренды, свидетельства о регистрации по месту пребывания, справки Администраций сельских советов Богучанского района Красноярского края) подтверждается факт предоставления истцом в период с 15.07.2007 по 30.12.2009 льгот по оплате услуг за отопление на общую сумму 2 641 704 руб. 45 коп. лицам, являющимся педагогическими работниками.

Из анализа норм действующего законодательства следует, что, несмотря на предоставление на федеральном уровне права данной категории граждан (педагогическим работникам) на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в силу статьи 55 Закона об образовании и статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», до настоящего времени не определены источники и механизм компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности.

С учетом изложенного, поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, источником финансирования является федеральный бюджет. Следовательно, финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов РФ (Постановление Правительства Российской Федерации N 329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах доводы ответчика, которые сводятся к тому, что данные обязательства относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, финансируемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не соответствуют действующему законодательству, подлежащему применению к рассматриваемым правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.

Фактически убытки в виде расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникли непосредственно у общества с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети» в связи с предоставлением данной организацией работникам сельской местности льгот, предоставление которых предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, а доказательства нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств в материалы дела не представлены. Следовательно, Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании.

Согласно представленному истцом расчету иска сумма компенсации понесенных истцом расходов, возникших в связи с оказанием услуг по отоплению жилых помещений педагогам, проживающим в сельской местности составляет 2 641 704 руб. 45 коп.

С учетом изложенного и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» компенсация понесенных истцом расходов в сумме 2 641 704 руб. 45 коп., возникших в связи с оказанием услуг по отоплению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, является обязанностью Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не обеспечившей в полном объеме финансирование льгот, предусмотренных Законом об образовании.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети», с. Богучаны Красноярского края 2 641 704 руб. 45 коп. убытков, 33 986 руб. 42 коп. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Л.К.Бычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка